Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Илларионова А.В.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Цериградских И.В.,
при секретаре Усмановой Г.И.,
рассмотрела в судебном заседании 24 сентября 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Шишлова А.М. - Варлакова В.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 22 июля 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Шишлова А. М. об оспаривании решения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя департамента имущественных отношений Администрации г.Омска Степанова Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шишлов А.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения департамента имущественных отношений Администрации г.Омска, ссылаясь на то, что 24.02.2014 он подал заявки N N " ... " и N N " ... " в департамент имущественных отношений Администрации г.Омска о предоставлении ему под размещение павильонов и складов земельных участков площадью " ... " кв.м. и " ... " кв.м., расположенных возле дома N " ... ".
24.03.2014 им было получено сообщение о невозможности предоставления земельных участков в связи с тем, что данные объекты не соответствуют понятию "временный объект", а также ввиду наличия на земельных участках инженерных коммуникаций.
Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, создающим препятствия в ее осуществлении
Законодательством не предусмотрены указанные основания отказа в предоставлении земельных участков. Спорные объекты, находящиеся вблизи дома N " ... ", не являются зданиями, объектами капитального строительства, недвижимым имуществом и признаются временными объектами. Данные объекты могут быть относительно быстро разобраны (в течение нескольких часов) на отдельные контейнеры и перемещены в другое место без соразмерного ущерба их назначению, что подтверждается заключениями специалистов. Ответ департамента архитектуры и строительства от 12.03.2014 по данному вопросу не может являться юридически значимым, поскольку предназначен для объектов капитального строительства.
Кроме того, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ведении органов местного самоуправления, должно осуществляться эффективно. В соответствии с требованиями департамента имущественных отношений Администрации г.Омска он оплатил за использование указанных земельных участков в виде неосновательного обогащения " ... " рублей за период с 11.02.2014 по 10.05.2014.
В соответствии с законом он имеет право без аукциона получить спорные земельные участки в аренду.
С учетом уточнения заявленных требований просил признать решение департамента имущественных отношений Администрации г.Омска о невозможности предоставления ему земельных участков незаконным; обязать департамент имущественных отношений Администрации г.Омска оформить в аренду в установленный законом срок земельные участки площадью " ... " кв.м. и " ... " кв.м. возле дома N " ... ".
Шишлов А.М. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель Шишлова А.М. - Варлаков В.В. заявленные требования поддержал. Пояснил, что расположенные на спорных земельных участках объекты являются временными. Данные объекты представляют собой двухярусные комплексы стальных торговых павильонов размером 40х8 метров и 20х7 метров, составляющие каждый одно строение. Фундаменты у сооружений отсутствуют, не имеют подземной части, сетей инженерно-технического обеспечения, кроме электроснабжения. В силу закона указанные сооружения не являются недвижимым имуществом, по своим признакам соответствуют параметрам временного объекта.
Представитель департамента имущественных отношений Администрации г.Омска Степанов Е.С. в судебном заседании требования Шишлова А.М. не признал. Пояснил, что Шишлову А.М. было отказано в предоставлении в аренду земельных участков, поскольку запрашиваемый земельный участок площадью " ... " кв.м. (заявка N N " ... ") расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций - линии электропередачи. Охранная зона составляет 5 метров, указанное расстояние в настоящем случае не соблюдается. На земельном участке площадью " ... " кв.м. (заявка N N " ... ") находятся инженерные сети - водопровод, необходимое расстояние в 5 метров между сетями водопровода и фундаментом сооружений не соблюдается. Из представленных в материалы дела фотоматериалов видно, что принадлежащие Шишлову А.М. конструкции прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В случае возможных аварий быстро перенести комплексы контейнеров на другое место невозможно, для их разбора и переноса потребуется значительное время, в связи с чем данные объекты не отвечают критериям временных сооружений.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Шишлова А.М. - Варлаков В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на те же доводы, что приводились Шишловым А.М. в обоснование заявленных требований. Дополнительно указывает, что согласно представленным в материалы дела заключениям специалистов спорные объекты, расположенные вблизи дома N " ... ", являются временными объектами, которые могут быть относительно быстро разобраны и перемещены в другое место без соразмерного ущерба. Суд, не имея специальных познаний, необоснованно не принял позицию специалиста во внимание.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что вблизи дома N " ... " при въезде на территорию рынка " " ... "" Шишловым А.М. были размещены контейнеры, предназначенные для складирования.
02.06.2014 Шишловым А.М. было уплачено " ... " рублей неосновательного обогащения, возникшего при использовании земельного участка площадью " ... " кв.м, находящегося в муниципальной собственности, за период с 11.02.2014 по 10.05.2014 (л.д. " ... ").
24.02.2014 Шишловым А.М. в департамент имущественных отношений Администрации г Омска поданы заявки о предоставлении земельных участков площадью " ... " кв.м и " ... " кв.м, расположенных возле дома N " ... ", в аренду сроком на три года для размещения павильона и склада (л.д. " ... ").
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11, 29 ЗК РФ. Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ, пунктом 2 которой предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
В соответствии с положениями гл.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области утверждены решение Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Согласно п.9 ч.1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч.4 ст.34 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, должно осуществляться органом местного самоуправления с учетом зонирования территорий.
Согласно ч.1 ст.36 ГрК РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков, определяется градостроительным регламентом. При этом согласно п.2 ч.4 ст.36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" установлены процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления, для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.
Критерии предоставления земельных участков при принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или аренду, установлены ст.4 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205, а именно: 1) удовлетворение потребностей жителей города Омска в приобретении товаров и услуг; 2) создание благоприятных условий для жизни населения города Омска, решение вопросов благоустройства территорий, озеленения; 3) создание рабочих мест; 4) соответствие целей использования земельного участка правилам землепользования и застройки территории города Омска, документации по планировке территории; 5) очередность подачи обращения (заявления, заявки); 6) соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки территории города Омска.
При принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, критерии предоставления земельных участков оцениваются в совокупности.
Согласно ст.6 указанного Решения Омского городского Совета предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов осуществляется, в том числе, в случаях размещение отдельно стоящих металлических и сборных железобетонных гаражных боксов по заявлению граждан, имеющих соответствующие льготы; размещение некоммерческих объектов, необходимых для эксплуатации капитальных зданий, строений, сооружений (парковка, площадка для складирования мусора) по заявлению собственника здания, строения, сооружения; размещение площадки для временного складирования и хранения строительных материалов, оборудования, грунта и тары.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельные участки площадью " ... " кв.м. и " ... " кв.м., расположенные возле дома N " ... ", находятся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю.
Спорные объекты, принадлежащие заявителю, предназначены для осуществления предпринимательской деятельности - торговли.
24.03.2014 департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска заявителю направлены решения Городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей не связанных со строительством, от 18.03.2014, которыми ему отказано в предоставлении земельных участков по следующим обстоятельствам: несоответствие данных объектов понятию временный объект; наличие инженерных коммуникаций (линии электропередач, водопровод) (л.д " ... ").
В соответствии с п.10 ст.1 ГрК РФ объектами капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Понятие временной постройки Градостроительный кодекс РФ не содержит.
По смыслу норм действующего законодательства, если объекты могут быть перемещены без причинения ущерба их назначению, демонтированы и смонтированы вновь, то такие объекты не относятся к недвижимому имуществу (объектам капитального строительства).
Руководствуясь п.10 ст.1 ГрК РФ, можно сделать вывод, что невозможность перемещения объекта без причинения ущерба его назначению, невозможность демонтажа и нового монтажа объекта являются условиями отнесения его к объектам капитального строительства.
Из заключений специалиста ООО " " ... "" N N " ... " и N N " ... " от 04.07.2012 и 21.07.2014 следует, что в результате осмотра металлоконструкций, расположенных вблизи дома N " ... ", было установлено, что конструктивно строения, принадлежащие Шишлову А.М., представляют собой стальные контейнеры, установленные в два яруса и в ряд, соединенные друг с другом отдельными сварными швами. Каждый контейнер представляет собой параллелепипед, сваренный из стальных листов по металлокаркасу, имеет стальные ворота на всю ширину, покрытие каждого контейнера усилено по всей длине арматурными стержнями. Фундаменты, отмостка, элементы благоустройства сооружения отсутствуют. Размеры сооружений - 40х8 метров и 20х7 метров (л.д. " ... ").
Проанализировав характеристики указанных строений и результаты их осмотра, суд пришел к правильному выводу о том, что принадлежащие Шишлову А.М. объекты имущества не отвечают требованиям временных, поскольку их невозможно переместить без причинения ущерба назначению, невозможно безболезненно для функционирования демонтировать и заново смонтировать в виду того, что конструкции данных сооружений, составляют одно целое строение, состоящее из множества металлических контейнеров, соединенных между собой сварными швами.
С учетом установленных обстоятельств ссылки в жалобе на указанные заключения специалистов в части сделанных выводов о том, что спорные объекты являются временными, правильности выводов суда не опровергают.
В соответствии с Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области указанные земельные участки расположены в зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1), которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в указанной территориальной зоне принимаются в соответствие с таблицей N 1 ст.42 Правил землепользования, в которой такой объект как "склад" не упоминается.
Согласно представленной заявителем в департамент имущественных отношений Администрации г.Омска схемы территории размером 1:500 (топосъёмка) с обозначением на указанном плане наличия инженерных коммуникаций в месте предполагаемого размещения временного объекта на земельном участке площадью " ... " кв.м по указанному адресу проходят инженерные сети - линии электропередачи, а на земельном участке площадью " ... " кв.м - водопровод. Охранная зона составляет 5 метров. Указанное расстояние в данном случае не соблюдается.
При таких обстоятельствах, поскольку на земельных участках в непосредственной близости от комплексов торговых контейнеров, принадлежащих Шишлову А.М., имеются инженерные коммуникации, суд пришел к правильному выводу о том, что наличие данных сооружений - комплексов контейнеров, значительных по размерам, затруднит ремонт инженерных сетей в случае возможных аварий.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Шишловым А.М. требований.
Ссылки в жалобе на то, что суд, не имея специальных познаний, необоснованно не принял во внимание позицию специалиста относительно того, что спорные строения являются временными объектами, не могут быть приняты во внимание, поскольку разрешение данного вопроса в настоящем случае каких-либо специальных познаний с учетом имеющихся в материалах дела результатов осмотра спорных сооружений, фотоматериалов, не требовало.
В целом доводы апелляционной жалобы представителя Шишлова А.М. - Варлакова В.В. не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Нарушений норма материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 22 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Шишлова А.М. - Варлакова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.