Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 02 сентября 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.,
судей - Мартыненко Ю.А. и Самовалова А.В.,
при секретаре - Смирновой А.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего военного комиссариата ... "звание" запаса Д. В.Ю. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с лишением права на дополнительную жилую площадь, по апелляционной жалобе заявителя на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 26 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Кураксина А.С., объяснения представителя Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Г. Е.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда оставлено без удовлетворения заявление Д., в котором тот просил признать за ним право на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренное п.8 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 1 января 2014 года) для командиров воинских частей.
В апелляционной жалобе Д. просит отменить решение суда в связи с нарушением норм процессуального и материального права и принять новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
Автор жалобы считает, что суд при рассмотрении его заявления принял решение по тем требованиям, которые им заявлены не были, допустив при этом нарушения ст. ст. 3, 25 ГПК РФ и ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных суда Российской Федерации". Суд также нарушил ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, сославшись в мотивировочной части решения на приказы Министра обороны РФ, которые в судебном заседании не исследовались.
Ссылаясь на ст. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N9, Д. отмечает, что поскольку он был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, за ним сохраняется ряд социальных гарантий, одной из которых является право на дополнительную площадь, предусмотренную п. 8 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Далее автор жалобы цитирует ст. 10, 11 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 2006 года, п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N1237, п. 2, 5 Положения о Министерстве обороны, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N1082, п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 года N1132, приказ Министра обороны РФ от 12 апреля 2001 года N025, приходит к выводу, что военные комиссариаты, являясь органами военного управления Вооруженных Сил, по объему и характеру решаемых задач соответствуют понятию воинской части, а военные комиссары - статусу командира воинской части.
Ссылку суда первой инстанции на определение Конституционного Суда РФ, нормы ведомственных приказов, инструкций, вступивших в действие после того, как он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с правом на дополнительную площадь, Д. считает необоснованной.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Востокрегионжилье") Г. Е.В. полагала решение гарнизонного военного суда обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Г. Е.В, обсудив и проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Приказом военного комиссара "наименование" края от ДД.ММ.ГГГГ N Д., проходивший военную службы в должности военного комиссара ... и уволенный с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (пп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), зачислен в распоряжение военного комиссара района в связи с невозможностью своевременного исключения из списков личного состава комиссариата.
В соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального Закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 1 января 2014 года), офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, военных кафедр при государственных образовательных организациях высшего образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
С 1 января 2014 года аналогичная норма содержится в п.2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Таким образом, право на дополнительную жилую площадь вне зависимости от занимаемой воинской должности имеют только военнослужащие в воинском звании полковник, ему равном и выше, а также военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации. Иные категории военнослужащих могут реализовать право на дополнительную жилую площадь только в период прохождения ими военной службы на соответствующих должностях.
Поскольку Д. не имеет воинского звания полковник или почетного звания Российской Федерации, учитывая, что он освобожден от воинской должности и находится в распоряжении военного комиссара района, вывод суда первой инстанции об отсутствии у заявителя права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", является правильным.
Доводы автора жалобы о незаконном, по его мнению, лишении его права на дополнительную площадь, на обоснованность вывода суда повлиять не могут, поскольку право на дополнительную жилую площадь для лиц, не имеющих соответствующего воинского и почетного звания, по своему характеру является льготой, предоставляемой военнослужащим с учетом специфики исполнения служебных обязанностей по конкретной воинской должности.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 23 июня 2009 года N 834-О-О, и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 28 Постановления от 29 мая 2014 года N8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 26 июня 2014 года по гражданскому делу по заявлению Д. В.Ю. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с лишением права на дополнительную жилую площадь, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
СОГЛАСОВАНО
Судья А.С. Кураксин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.