Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Лобыкина С.Н.,
судей Бельмас И.Ю., Бирючковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Бедаш М.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда (ул. Якутская, д. 49) апелляционную жалобу администрации посёлка Омсукчан на решение Омсукчанского районного суда Магаданской области от 17 апреля 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора Омсукчанского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации посёлка Омсукчан, обществу с ограниченной ответственностью "Исток" о возложении обязанности произвести уборку крупногабаритного и бытового мусора.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бельмас И.Ю., возражения относительно апелляционной жалобы помощника прокурора Магаданской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Розенберг Н.Л., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Омсукчанского района Магаданской области обратился в суд с иском к администрации посёлка Омсукчан в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц о понуждении к совершению определённых действий, указав в его обоснование, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования "посёлок Омсукчан" законодательства об охране окружающей среды.
В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.1 ст.8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п.17 ст.6 Устава муниципального образования "посёлок Омсукчан" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьёй 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" закреплена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей среды.
Однако администрация посёлка Омсукчан, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, ненадлежащим образом осуществляет свои обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования.
В ходе проведённого 06 марта 2014 года совместно со специалистом филиала ФБУЗ " " ... "" в Омсукчанском районе осмотра территории муниципального образования установлено, что за ограждением МБДОУ " " ... "" ( "адрес") присутствует большое количество строительного мусора; возле домов, расположенных по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес" присутствует скопление крупногабаритного мусора; возле домов, расположенных по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес" присутствует скопление бытового мусора.
Лица, виновные в организации свалок, не установлены.
Вместе с тем, несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на приведённые обстоятельства, положения статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, первоначально прокурор просил суд обязать администрацию посёлка Омсукчан в срок до 01 мая 2014 года ликвидировать свалки крупногабаритного и бытового мусора по названным выше адресам.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, просил суд возложить на администрацию посёлка Омсукчан обязанность произвести уборку крупногабаритного и бытового мусора по указанным выше адресам в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.73).
Определением суда от 03 апреля 2014 года к участию в деле по ходатайству администрации посёлка Омсукчан в качестве соответчика привлечено ООО "Исток" (л.д. 56-57).
По результатам рассмотрения дела Омсукчанским районным судом Магаданской области 17 апреля 2014 года принято решение об удовлетворении требований прокурора, предъявленных к администрации посёлка Омсукчан; требования к соответчику ООО "Исток" судом не разрешены.
Не согласившись с названным решением, администрация посёлка Омсукчан подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене, как постановленного с нарушением норм материального права.
Указывает, что в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в целях реализации которых, органы местного самоуправления либо создают специализированные муниципальные предприятия либо заключают договоры с предприятиями иных форм собственности.
Реализуя свои полномочия, администрация посёлка Омсукчан 31 декабря 2013 года заключила муниципальный контракт с ООО "Исток" на оказание жилищно-коммунальных услуг потребителям п.Омсукчан, в том числе по вывозу мусора на полигон.
01 февраля 2014 года с этим же обществом заключен договор о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования в 2014 году на возмещение затрат при оказании услуги по сбору и вывозу крупногабаритного мусора с территории муниципального образования.
Таким образом, администрация посёлка Омсукчан исполнила свою обязанность по организации сбора и вывоза крупногабаритного и бытового мусора, возложив обязанности на ООО "Исток", которое и является надлежащим ответчиком по требованиям прокурора.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Омсукчанского района полагает, что факт заключения между администрацией и ООО "Исток" договоров на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не свидетельствует об исполнении возложенной на неё федеральными законами и Уставом обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Являясь заказчиком по заключенным с обществом договорам, администрация не контролирует исполнение им своих обязательств, что свидетельствует о ненадлежащей организации деятельности в данной сфере.
Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Представители ответчиков - администрации посёлка Омсукчан, ООО "Исток" для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки своих представителей ответчики не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
Учитывая мнение явившегося прокурора, руководствуясь положениями ч. 4 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно неё, выслушав объяснения помощника прокурора области Розенберг Н.Л., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений прокурора Омсукчанского района, исследовав дополнительные доказательства, представленные по предложению суда апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, п.1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного, в том числе хозяйственной и иной деятельностью.
Статьёй 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что каждый имеет право на благополучную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Из материалов дела следует, что названные выше права жителей муниципального образования "посёлок Омсукчан" на благоприятную окружающую среду нарушены.
Так, при рассмотрении дела судом установлено, подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами (л.д. 29, 20-21, 22- 38) и не оспаривалось сторонами, что в ходе проведенного 06 марта 2014 года прокуратурой Омсукчанского района, совместно со специалистом филиала ФБУЗ " " ... "" в Омсукчанском районе, осмотра территории муниципального образования "посёлок Омсукчан" обнаружены места скопления бытового и строительного мусора, в том числе крупногабаритного: за ограждением МБДОУ " " ... "" ( "адрес") - большое количество строительного мусора; возле "адрес"; "адрес"; "адрес"; домов "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес" - скопление крупногабаритного мусора; возле "адрес"; "адрес"; "адрес" - скопление бытового мусора.
Названные факты послужили правомерным поводом для обращения прокурора в суд с настоящим иском в целях пресечения действий (бездействия), нарушающих права неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду (ст. 12 ГК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления, применительно к данному делу - администрацию посёлка Омсукчан, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
Вместе с тем, с выводами суда о правомерности требований прокурора Омсукчанского района к администрации посёлка Омсукчан и, как следствие, о возложении на неё обязанности убрать обнаруженный в ходе осмотра 06 марта 2014 года крупногабаритный и бытовой мусор с территории муниципального образования "посёлок Омсукчан", судебная коллегия согласиться не может, так как они основаны на неверном толковании судом норм действующего законодательства в области организации местного самоуправления и оборота отходов производства и потребления, при рассмотрении дела судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч.1 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 17 ст. 6 Устава муниципального образования "посёлок Омсукчан" также установлено, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 2 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организация деятельность в области обращения с отходами на территориях муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкование названных выше законов следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела не имеется доказательств того, что администрация посёлка Омсукчан непосредственно, как юридическое лицо, осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами (по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора), а такие виды деятельности как сбор, складирование, транспортировка и иное обращение с отходами производства и потребления относится к её уставной деятельности; на такие обстоятельства прокурор не ссылался.
При таком положении оснований для возложения на администрацию посёлка Омсукчан обязанности убрать с территории муниципального образования бытовые отходы и мусор, в том числе крупногабаритный, у суда не имелось, а решение суда в этой части нельзя признать законным.
Полномочия администрации по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования являются её властно-распорядительной функцией.
Из материалов дела следует, что, реализуя свои властно-распорядительные полномочия, администрация посёлка Омсукчан приняла необходимые меры к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования "посёлок Омсукчан".
"дата" администрацией заключен договор с ООО "Исток" на оказание жилищно-бытовых услуг потребителям посёлка Омсукчан, в том числе по вывозу мусора на полигон, сроком действия с "дата" по "дата" (л.д.47-49).
"дата" администрацией также заключен договор с ООО "Исток" на предоставление субсидий из бюджета муниципального образования "посёлок Омсукчан" в 2014 году на возмещение затрат при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности по сбору и вывозу крупногабаритного мусора с территории муниципального образования, сроком действия с "дата" по "дата" (л.д.50-51).
Из письменных объяснений и.о. директора ООО "Исток" от 10 июня 2014 года и главы администрации муниципального образования от 03 июля 2014 года также следует, что обязанности по сбору и вывозу крупногабаритного мусора на полигон с территории муниципального образовании "посёлок Омсукчан" в спорный период возложены на ООО "Исток".
В соответствии с вышеназванными договорами обществу из бюджета муниципального образования предоставляются субсидии на возмещение затрат на сбор и вывоз крупногабаритного мусора, что подтверждается представленными счёт-фактурами, расчетами размера субсидии, актами и платежным поручением.
Как указано выше, в ходе проведённой проверки прокуратурой на территории муниципального образования "посёлок Омсукчан" установлены места скопления крупногабаритного мусора, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ООО "Исток" обязательств по сбору и вывозу крупногабаритного мусора.
Учитывая изложенное, надлежащим ответчиком по требованиям прокурора о возложении обязанности убрать крупногабаритный мусор, в том числе строительный, возле "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес" является ООО "Исток" и в этой части требования прокурора законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.
Доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для возложения на ответчиков обязанности убрать бытовой мусор, по указанным в иске адресам, в деле не имеется.
Как видно из материалов дела, администрация посёлка Омсукчан, выступая заказчиком, "дата" заключила три договора подряда с физическими лицами (исполнителями) - К., А., М., на выполнение работ по уборке территории посёлка Омсукчан от бытового мусора сроком действия с "дата" по "дата" (л.д. 65, 66, 67).
Обязательства по названным договорам исполнителями надлежащим образом не выполняются, что, однако, не является достаточным основанием для возложения на администрацию посёлка Омсукчан обязанности убрать мусор.
Как верно отметил прокурор в возражениях на апелляционную жалобу, тот факт, что на территории муниципального образования в ходе проверки установлено скопление мусора свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны администрации за исполнением контрагентами обязательств по вышеназванным договорам. Однако это обстоятельство, само по себе, не может служить основанием для возложения на администрацию обязанности убрать мусор, как о том ставил вопрос прокурор.
Указанные факты могли бы послужить основанием для предъявления требования о признании незаконным бездействия администрации при решении вопроса организациисбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования в порядке главы 25 ГПК РФ, но такие требования прокурором в рамках настоящего дела не предъявлялись.
Судебная коллегия также отмечает, что обжалуемое решение не соответствует требованиям статьи 196 и 198 ГПК РФ, поскольку не содержит выводов суда относительно требований прокурора к привлеченному к участию в деле соответчику - ООО "Исток".
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к выводу о том, что решение Омсукчанского районного суда от 17 апреля 2014 года подлежат отмене по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с вынесением нового решение об удовлетворении исковых требований прокурора Омсукчанского района Магаданской области к ООО "Исток" о возложении обязанности убрать крупногабаритный мусор с территории муниципального образования "посёлок Омсукчан" и отказе в удовлетворении остальных исковых требований к этому ответчику и к администрации посёлка Омсукчан.
При этом судебная коллегия полагает правомерным требование прокурора об установлении пятнадцатидневного срока исполнения судебного постановления, полагая этот срок разумным.
В соответствии с положениями ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, в связи с отменой решения суда первой инстанции и принятием решения об удовлетворении исковых требований к ответчику ООО "Исток", учитывая, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд (подп. 9 п.1 ст. 333.36 НК РФ), с ООО "Исток" в доход бюджета муниципального образования "Омсукчанский район" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омсукчанского районного суда Магаданской области от 17 апреля 2014 года отменить и постановить новое, которым:
Исковые требования прокурора Омсукчанского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации посёлка Омсукчан, обществу с ограниченной ответственностью "Исток" о возложении обязанности убрать крупногабаритный мусор возле "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес", а также бытовой мусор возле "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес" в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворить в части.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Исток" в срок до 06 августа 2014 года произвести уборку крупногабаритного мусора возле "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес", отказав прокурору Омсукчанского района Магаданской области в удовлетворении остальной части исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Исток" и в удовлетворении исковых требований к администрации посёлка Омсукчан.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Исток" в доход бюджета муниципального образования "Омсукчанский район" государственную пошлину в размере 200 рублей.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно.
Судья Магаданского областного суда И. Ю. Бельмас
25 июля 2014 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.