Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего Волкова А.Е.
судей Шкилева П.Б. и Гудожникова Д.Н.
при секретаре Калининой Д.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО "Российские железные дороги" к Акуленко В.А., Алькову В.Н., Башарову Р.А., Белкину Н.П., Берестовому В.Т. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, расположенном в полосе отвода железной дороги,
по апелляционной жалобе истца ОАО "Российские железные дороги" на решение Нефтеюганского районого суда ХМАО-Югры от 05 мая 2014 года, которым суд в удовлетворении исковых требований ОАО "Российские железные дороги" отказал.
Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., объяснения представителя истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД") обратилось в суд с исками к ответчикам, в которых просило обязать устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером (номер), расположенным в полосе отвода Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по адресу: (адрес), (адрес) вблизи железнодорожных путей на 557 км между первым и шестым пикетом справа по ходу движения поездов участка железной дороги "Тюмень - Нижневартовск", путем освобождения указанного земельного участка, убрав с него гаражи, находящиеся в их владении в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу, согласно схеме размещения гаражей (номер) от (дата)., расположенных: в 25 метрах от оси железнодорожного пути: Башарова Р.А. - гараж N14; Акуленко В.А. - гараж N17; Берестового В.Т. - гараж N27; в 58 метрах от оси железнодорожного пути: Алькова В.Н. - гараж N41; Белкина Н.П. - гараж N44.
Требования мотивированы тем, что согласно договору аренды (номер) от (дата)., заключенному между ОАО "РЖД" и РФ, истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером (номер). В результате прокурорской проверки было установлено, что на станции Куть-Ях, Нефтеюганского района ответчики незаконно используют часть спорного земельного участка полосы железной дороги, являющегося федеральной собственностью, самовольно возведя на нем гаражи. Самовольное занятие ответчиками спорного земельного участка, являющегося федеральной собственностью препятствует филиалу ОАО "РЖД" - Свердловская железная дорога реализации своих прав, как арендатора земельного участка по владению и пользованию имуществом, противоречит требованиям закона об обеспечении безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также нарушает право РФ на распоряжение имуществом. Полагает, что ответчики пользуются спорным земельным участком в нарушение требований Федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ" от 10.01.2003г. N17-ФЗ, Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (утв. приказом Министерства путей сообщения от 15.05.1999г. N26Ц), Земельного и Гражданского кодексов РФ, поэтому оснований для нахождения гаражей в полосе отвода железной дороги у ответчиков не имеется, в связи с чем нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению путем сноса гаражей на основании ст. 222 ГК РФ.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что поскольку ответчики возвели свои гаражи без согласования, как с собственником земельного участка, так и с арендатором, у них отсутствуют правоустанавливающие документы на указанные гаражи, расположенные в зоне полосы отвода, на территории которой допускается расположение лишь ж/д транспорта либо объектов предназначенных для обслуживания железной дороги, то спорный земельный участок должен быть освобожден. Пояснил, что ранее на спорном участке существовал ГСК "Экспресс", в составе которого ответчики построили гаражи, однако указанное юридическое лицо, которое согласовывало использование спорного участка, ликвидировано.
Ответчик Акуленко В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что указанные гаражи были построены в 1993-1994гг. Позднее создали гаражный кооператив, который после отказа в аренде земли, занятой под гаражи, был ликвидирован. Указал, что спорные гаражи являются капитальными строениями, при этом владельцам указанных выше гаражей не было известно о временном предоставлении спорного земельного участка. Утверждал, что его гараж, как многие другие, не создают опасности и помех для движения поездов и эксплуатации железной дороги.
Ответчики Альков В.Н., Белкин Н.П., Берестовой В.Т. и Башаров Р.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Рассмотрев дело в порядке ст.167 ГПК РФ при указанной явке, суд постановил решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе истец ОАО "РЖД" просит решение суда отменить, как незаконное, принятое при неправильном применении норм материального права. Полагает подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования, поскольку самовольное занятие ответчиками спорного земельного участка, являющегося федеральной собственностью, препятствует филиалу ОАО "РЖД" - Свердловская железная дорога реализации своих прав, как арендатора земельного участка по владению и пользованию имуществом, противоречит требованиям закона об обеспечении безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Домрачеев Д.В., действующий на основании доверенности, настаивал на доводах апелляционной жалобы, полагал решение суда подлежащим отмене.
Ответчики, третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения по следующим основаниям.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, определен Правительством РФ в соответствие со ст. 9 ФЗ от 10 января 2003г. N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ".
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.04.2006г. N264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД" оно осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД".
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003г. N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линии связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Из дела следует, что земельный участок из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения с кадастровым номером (номер), находящийся в полосе отвода железной дороги по адресу: (адрес) общей площадью 2 286 997 кв.м., являющийся федеральной собственностью, предоставлен в пользование ОАО "РЖД" на срок с (дата) по (дата)., на основании договора аренды земельного участка (номер) от (дата). для эксплуатации железнодорожных путей и железнодорожных станций (вокзалов), в границах, указанных в кадастровом плане.
Часть данного земельного участка на ст.Куть-Ях занята частными гаражами, состоящими из двух групп, одна из которых состоит из 63 гаражей и занимает площадь 2 198,43 кв.м., расположенных вблизи железнодорожных путей на 557 км между первым и шестым пикетом справа по ходу движения поездов участка железной дороги "Тюмень - Нижневартовск" в 25 - 68 метрах от оси железнодорожного пути.
На спорном земельном участке в 25 метрах от оси железнодорожного пути расположены гаражи ответчиков: гараж N14 - Башарова Р.А.; гараж N17- Акуленко В.А.: гараж N27- Берестового В.Т.; в 58 же метрах от оси железнодорожного пути гараж N41- Алькова В.Н.; гараж N44 - Белкина Н.П.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что указанные капитальные постройки не являются самовольными, поскольку их строительство имело место при наличии согласования с Министерством путей сообщения в период до передачи спорного земельного участка в пользование ОАО "РЖД" по договору аренды, и после ликвидации гаражного кооператива оставшееся спорное имущество перешло в собственность ответчиков, как владельцев гаражей.
Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может ввиду неправильного применения норм материального права.
В соответствии со ст.9 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством РФ. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством РФ. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством РФ.
Согласно п.3 ст.90 ЗК РФ свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленного федеральными законами. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством РФ.
Судом установлено, что в аренду или на ином вещном праве свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог ответчикам не предоставлялись.
Из объяснений представителя истца и ответчика Акуленко В.А. следует, что земельный участок, по поводу которого возник спор, выделялся под строительство гаражей ГСК "Экспресс", который в 2012 году был ликвидирован.
Кроме того разрешение на строительство выдавалось указанному кооперативу, а не каждому из ответчиков в отдельности. При этом доказательства, свидетельствующие о вводе в установленном порядке гаражного комплекса кооператива в эксплуатацию, в деле отсутствуют.
Гараж для хранения гражданином личного автомобиля не является объектом железнодорожного транспорта, поэтому земельный участок в полосе отвода железной дороги не может быть признан земельным участком, отведенным для строительства таких гаражей.
Таким образом, часть земельного участка, занимаемого ответчиками под гаражи, является территорией особого режима использования (полоса отвода железных дорог), используется в настоящее время в отсутствие законных оснований, а, следовательно, гаражные боксы ответчиков размещены незаконно.
Фактическое занятие ответчиками земельного участка препятствует реализации прав ОАО "РЖД", определенных Договором аренды (номер) от (дата).
При таких обстоятельствах судебная коллегия, исходя из норм ст.ст.222,264, 304, 305 ГК РФ, ст.60 ЗК РФ, приходит к выводу о том, что исковые требования ОАО "РЖД" к ответчикам являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку для осуществления работ по освобождению гаража необходимо определенное время, в соответствии с нормами ст. 204 ГПК РФ судебная коллегия устанавливает срок, до истечения которого ответчики обязаны освободить земельный участок от занимаемых ими гаражей - 2 месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтеюганского районого суда ХМАО-Югры от 05 мая 2014 года отменить и принять новое.
Обязать Акуленко В.А., Алькову В.Н., Башарову Р.А., Белкину Н.П., Берестовому В.Т. устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером (номер), расположенным в полосе отвода Свердловской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" по адресу: (адрес) вблизи железнодорожных путей на 557 км между первым и шестым пикетом справа по ходу движения поездов участка железной дороги "Тюмень - Нижневартовск", путем освобождения указанного земельного участка, убрав с него гаражи, находящиеся в их владении в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Акуленко Владимира Адамовича, Алькова Виктора Николаевича, Башарова Раиса Абдулхановича, Белкина Николая Павловича и Берестового Владимира Тихоновича в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" расходы по оплате государственной пошлины при подаче исков в суд по "данные изъяты" рублей с каждого.
Председательствующий Волков А.Е.
Судьи Шкилёв П.Б.
Гудожников Д.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.