Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
Председательствующего Мейстер В.М.
Судей Сиюхова А.Р.и Панеш Ж.К.
при секретаре Гвашевой Б.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации МО "Город Майкоп" на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26 июня 2014 года, которым постановлено:
иск Кулова ФИО9 к Администрации муниципального образования "Город Майкоп" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Майкоп" предоставить Кулову ФИО10 вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее "данные изъяты"
Заслушав доклад судьи Панеш Ж.К., пояснения представителя ответчика Администрации муниципального образования "Город Майкоп" по доверенности Божковой Ю.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца Кулова Б.М. по доверенности Блягоз А.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации МО "Город Майкоп" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма. В обоснование исковых требований указал, что в настоящее время он состоит на учету в Администрации МО "Город Майкоп" в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как относящийся к категории граждан из числа инвалидов и лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь, а также на внеочередное получение жилого помещения. В силу выше изложенного просил обязать Администрацию МО "Город Майкоп" предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее "данные изъяты"
Ответчик иск не признал.
Суд вынес указанное выше решение, об отмене которого просит Администрация МО "Город Майкоп". В обоснование жалобы ссылается на то, что нормативный акт, регулирующий обеспечение жильем инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года отсутствует. Кроме этого, обеспечение жильем указанной категории лиц являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим и другим категориям гражданам, нуждающихся в жилье.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Кулов Б.М. является инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию, состоит на диспансерном учете в "адрес" с заболеванием, предоставляющим ему в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 " Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Кулов Б.М. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Администрации МО "Город Майкоп", в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как относящийся к категории граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь,, а также на внеочередное получение жилого помещения.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 987н от 29.11.2012 года утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Поскольку заболевание, которым страдает Кулов Б.М., включено в указанный Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, притом, что он на праве собственности жилое помещение и объекты недвижимости не имеет, вывод суда об удовлетворении иска, является обоснованным.
Доказательства, положенные судом в основу своих выводов, сомнений в их достоверности не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством на муниципальное образование не возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, с которыми невозможно проживание в одной квартире, являются необоснованными, поскольку согласно пунктов 3 и 5 части 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Из части 2 ст. 49 ЖК РФ следует, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В статье 51 ЖК РФ названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан.
Анализ изложенных законоположений, позволяет сделать вывод о том, что обеспечение истца жильем по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям администрации муниципального образования, на территории которого он проживает.
При этом согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
В силу п. 2 Правил (далее - Правила) предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года N 614, финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
Согласно п. 4 Правил перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П, от 15.05.2006 N 5-П бюджет субъекта Российской Федерации не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации, что влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона N181-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Таким образом, данные положения предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Вместе с тем, отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия находит, что нарушений норм материального или процессуального права, при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.М. Мейстер
Судьи: А.Р. Сиюхов
Ж.К. Панеш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.