Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Алиевой Э.З.,
судей Османова Т.С. и Устаевой Н.Х.,
с участием прокурора Багомаева А.М.,
при секретаре Алиевой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министра труда и социального развития Республики Дагестан Баглиева М.Д., начальника УСЗН в МО "Хунзахский район" Омарова Б.М. на решение Хунзахского районного суда от 27 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., объяснения представителей министерства труда и социального развития Республики Дагестан Омаровой С.М. и Мирзаева Б.М., представителя УСЗН в МО "Хунзахский район" Омарова Б.М., просивших отменить решение суда отменить по доводам апелляционных жалоб, заключение прокурора Багомаева А.М., полагавшего решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Хунзахского района Республики Дагестан обратился в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в МО "Хунзахский район" в интересах неопределенного круга лиц.
В обоснование своих требований прокурор указывает на то, что в связи с многочисленными обращениями педагогических работников и пенсионеров образовательных учреждений района об отказе в выплате Управлением социальной защиты населения в МО "Хунзахский район" расходов на оплату жилого помещения, отопления, произведенных ими на приобретение твердого топлива в 2012 году, прокуратурой Хунзахского района проведена проверка законности отказа в выплате им расходов на приобретение твердого печного топлива в 2012 году. В ходе проверки установлено, что управлением социальной защиты населения в МО "Хунзахский район" принимаются решения об отказе в выплате педагогическим работникам и пенсионерам образовательных учреждений района расходов на оплату жилого помещения, отопления произведенных ими на приобретение твердого топлива в 2012 года, ссылаясь на то, что согласно пункта 15 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан" утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20 (далее Порядок) педагогическим работникам компенсируются фактически произведенные расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан.
Согласно п.5 ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1, действовавшего на тот момент, педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности и поселках городского типа, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 10 пункта 15 раздела 4 Порядка педагогическим работникам компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлению ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В соответствии с абзацем 22 пункта 15 раздела 4 Порядка в качестве документов о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива принимаются выданные организациями (индивидуальными предпринимателями) платежные документы, подтверждающие факт оплаты, содержащие сведения о виде и количестве приобретенного топлива, его стоимости и стоимости его доставки и дате приобретения: кассовый чек с приложением товарного чека или иные документы, приравненные к кассовому чеку, оформленные на бланках строгой отчетности в соответствии с требованиями Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
Решением Хунзахского районного суда от 27 марта 2013 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 июня 2013 года, Управление социальной защиты населения в МО "Хунзахский район" обязано принять документы о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива (уголь, дрова), выданные организациями (индивидуальными предпринимателями) педагогическим работникам и пенсионерам образовательных учреждений Хунзахского района для начисления компенсации расходов на отопительный период 2012-2013 г.г.
Законом Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа" финансирование расходов в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. Порядок реализации данных расходных обязательств устанавливаются Правительством Республики Дагестан.
Согласно Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ порядок реализации льгот и выплат отдельным категориям граждан не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Постановлением Конституционного суда Республики Дагестан от 25 апреля 2012 года, абзац 2 части 1 ст. 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа" и абзац 23 пункта 15 раздела 4 Порядка предусматривавшие, что "при наличии печного отопления, педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь населению в Республике Дагестан, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтвержденных документами установленной формы" признаны не соответствующими ст.ст. 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций, обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категорий граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, его доставку по месту жительства и реализацию по фиксированным государством ценам, означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.
Исходя из вышеуказанного, право на возмещение расходов по оплате жилых помещений с отоплением и освещением в сельской местности, является федеральной мерой социальной поддержки и является расходными обязательствами Республики Дагестан.
Согласно Постановления Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252 установлен норматив 66,45 кг угля на 1 м 2 жилого помещения на отопительный сезон.
Согласно разделу 5 Порядка педагогические работники и пенсионеры, проживающие на территории Хунзахского района компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления, произведенных педагогическими работниками и пенсионерами образовательных учреждений в 2012 году за твердое топливо, должны получать через УСЗН в МО "Хунзахский район".
В результате несоблюдения ответчиком норм действующего законодательства педагогические работники и пенсионеры образовательных учреждений района, проживающие на территории Хунзахского района, не получили причитающиеся им по закону расходы на оплату жилого помещения, отопления, произведенные ими в 2012 году.
Предъявление искового заявления прокурором в интересах неопределенного круга лиц обусловлено нарушением Управлением социальной защиты населения в МО "Хунзахский район" порядка выплаты расходов на оплату жилого помещения, отопления, произведённых педагогическими работниками и пенсионерами образовательных учреждений на приобретение твердого топлива (уголь, дрова) в 2012 году.
Решением Хунзахского районного суда от 27 февраля 2014 года постановлено:
"Иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.
Обязать Управление социальной защиты населения в МО "Хунзахский район" и Министерство труда и социального развития Республики Дагестан (Минтруд РД) выплатить педагогическим работникам и пенсионерам образовательных учреждений Хунзахского района Республики Дагестан расходы на оплату жилого помещения, отопления, произведенных ими в 2012 году, по предъявленным документам о фактически произведенных расходах на приобретение твердого топлива (уголь, дрова), выданным торгующими топливоснабжающими организациями и индивидуальными предпринимателями".
В апелляционной жалобе Министра труда и социального развития Республики Дагестан Баглиева М.Д. ставится вопрос об отмене решение Хунзахского районного суда от 27 февраля 2014 года в силу его незаконности и необоснованности и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ в статью 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" было внесено изменение (утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Так, если ранее педагогические работники образовательных учреждений имели право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, то в соответствии с внесенными изменениями данная категория граждан имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
При этом размер, условия и порядок возмещения расходов,
связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из содержания приведенной нормы следует, что федеральное законодательство предусматривает в качестве меры социальной поддержки именно денежную компенсацию понесенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
При этом компенсация представляет собой денежную выплату, осуществляемую в целях возмещения фактически произведенных расходов.
Аналогичные положения закреплены и в статье 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступил в силу с 1 сентября 2013 года).
С учетом вышеуказанных изменений и в целях приведения норм законодательства Республики Дагестан в соответствие с нормами федерального законодательства 6 июня 2011 года был принят Закон Республики Дагестан N 30 "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа".
Так, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" (в редакции Закона Республики Дагестан от 6 июня 2011 года N 30) педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан утвержден постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20. При этом разделом IV данного Порядка установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Таким образом, копии документов (квитанции, абонентские книжки, сведения о платежах), подтверждающие фактически произведенные расходы, являются основанием для осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения (в том числе компенсации расходов за приобретенное твердое топливо
).
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы за приобретенное твердое топливо исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
В отопительном периоде 2011 - 2012 годов компенсация расходов за приобретенное твердое топливо (уголь, дрова) педагогическим работникам образовательных учреждений осуществлялась по ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан. При этом указанные цены были утверждены постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 июня 2011 года N 184 "О розничных ценах на уголь и дрова, реализуемые населению в пределах утвержденных лимитов потребления в Республике Дагестан".
Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан от 25 апреля 2012 года N 1-П абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункт 15 Порядка, в частях, предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтверждённых документами установленной формы, признаны не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан,
поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей),
обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, его доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.
Так, согласно указанного постановления Конституционного Суда Республики Дагестан твердое топливо в достаточном количестве в Республику Дагестан не завезено и эффективно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), которые занимаются завозом топлива, его доставкой в сельскую местность и реализующих указанное топливо по розничным ценам, нет.
С учетом изложенного, в целях приведения норм законодательства Республики Дагестан в соответствие с вышеуказанным постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан, 5 октября 2012 года был принят Закон Республики Дагестан за N 56 "О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Дагестан "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа"", согласно которому из части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2012 года N 64 исключены слова "по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан".
Кроме того, 30 ноября 2012 года Правительством Республики Дагестан было принято постановление N 411 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Дагестан", в соответствии с которым внесены соответствующие изменения в Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, а постановления Правительства Республики Дагестан от 9 февраля 2009 года N 29 "О Порядке предоставления за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан субсидий топливоснабжающим организациям на возмещение разницы в ценах на твердое топливо, реализуемое населению" и от 14 июня 2011 года N 184 "О розничных ценах на уголь и дрова, реализуемые населению в пределах утвержденных лимитов потребления в Республике Дагестан" были признаны утратившими силу.
Также, постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 ноября 2012 года N 411 Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (далее также РСТ Дагестана) поручено в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке розничные цены на твердые виды топлива (уголь, дрова), реализуемые населению, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их завоз и реализацию в расчете на единицу топлива.
Пунктом 15 Порядка (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 ноября 2012 года N 411) установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в домах с печным отоплением, компенсируются фактически произведенные расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку.
Таким образом, с учетом внесенных изменений компенсация расходов на приобретение твердого топлива педагогическим работникам образовательных учреждений должна осуществляться исходя из экономически обоснованных цен, установленных РСТ Дагестана.
При этом розничные цены на твердое топливо, реализуемое населению Республики Дагестан, РСТ Дагестана были установлены лишь для организаций ООО "Дружба" (постановление от 30 ноября 2012 года N 104) и ООО "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие" (постановление от 5 марта 2013 года N 4), в то время как обеспечением населения республики твердым топливом занимались и другие организации и индивидуальные предприниматели.
Как показывает практика, педагогические работники образовательных учреждений для получения компенсации расходов за приобретенное твердое топливо представляют в управления социальной защиты населения в муниципальных районах платежные документы (квитанции), подтверждающие факт приобретения ими твердого топлива (уголь, дрова) как в ООО "Дружба", ООО "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие", так и у прочих организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих твердое топливо населению на территориях указанных муниципальных образований. Однако осуществить компенсацию расходов
педагогическим работникам образовательных учреждений, приобретшим твердое топливо (уголь, дрова) не у ООО "Дружба" и ООО "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие", не представлялось возможным в связи с отсутствием установленных РСТ Дагестана для них розничных цен.
В связи с этим органы социальной защиты населения, в том числе управление социальной защиты населения в муниципальном образовании "Хунзахский район" вынуждены отказывать в осуществлении компенсации расходов гражданам, которые представляют платежные документы (квитанции) о приобретении ими твердого топлива у организаций и индивидуальных предпринимателей, для которых РСТ Дагестана розничные цены не установлены.
В апелляционной жалобе начальник УСЗН в МО "Хунзахский район" Омаров Б.М. просит отменить решение Хунзахского районного суда от 27 февраля 2014 года в силу его незаконности и необоснованности и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Хунзахского района.
В обоснование доводов автор жалобы указал, что Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ в статью 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" было внесено изменение (утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Так, если ранее педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имели право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, то в соответствии с внесенными изменениями данная категория граждан имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. При этом размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из содержания приведенной нормы следует, что федеральное законодательство предусматривает в качестве меры социальной поддержки именно денежную компенсацию понесенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом компенсация представляет собой денежную выплату, осуществляемую в целях возмещения фактически произведенных расходов.
С учетом вышеуказанных изменений в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и в целях приведения норм законодательства Республики Дагестан в соответствие с нормами федерального законодательства 6 июня 2011 года был принят Закон Республики Дагестан N 30 "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа".
Так, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" (в редакции Закона Республики Дагестан от 6 июня 2011 года N 30) педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива.
При этом согласно пункту 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20 (далее - Порядок) педагогическим работникам образовательных учреждений компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы по оплате жилых помещений, отопления и освещения.
Таким образом, копии документов (квитанции, абонентские книжки, сведения о платежах), подтверждающие фактически произведенные расходы, являются основанием для осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения (в том числе компенсации расходов за приобретенное твердое топливо).
Конституционный Суд Республики Дагестан в своем постановлении от 25 апреля 2012 года указал, что отдельные положения законодательства Республики Дагестан противоречат Конституции Республики Дагестан, мотивируя это тем, что содержащиеся в законодательстве нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, его доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам, означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.
В целях приведения норм законодательства Республики Дагестана в соответствии с постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан 5 октября 2012 года принят Закон Республики Дагестан за N 56 "О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Дагестан "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа"", согласно которому из части 1 статьи 4 указанного Закона Республики Дагестан исключены слова "по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан".
Кроме того, 30 ноября 2012 года Правительством Республики Дагестан, было принято постановление N411 "О внесении изменений в некоторые, постановления Правительства Республики Дагестан", в соответствии с которым внесены соответствующие изменения в вышеуказанный Порядок, а постановления Правительства Республики Дагестан от 9 февраля 2009 года N 29 "О Порядке предоставления за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан субсидий топливоснабжающим организациям на возмещение разницы в ценах на твердое топливо, реализуемое населению" и от 14 июня 2011 года N 184 "О розничных ценах на уголь и дрова, реализуемые населению в пределах утвержденных лимитов потребления в Республике Дагестан" были признаны утратившими силу.
Пунктом 15 Порядка (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 ноября 2012 года N411) постановлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в домах с печным отоплением, компенсируются фактически произведенные расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку.
Вместе с тем, постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 ноября 2012 года N 411 Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (РСТ Дагестана) поручено в месячный срок разработать и утвердить в установлением порядке розничные цены на твердые виды топлива (уголь, дрова), реализуемые населению, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их завоз и реализацию в расчете на единицу топлива.
Таким образом, с учетом внесенных изменений компенсация расходов за приобретенное твердое топливо педагогическим работникам образовательных учреждений должна осуществляться исходя из экономически обоснованных цен, установленных РСТ Дагестана. При этом розничные цены на твердое топливо, реализуемое населению Республики Дагестан, РСТ РД были установлены лишь для организаций ООО "Дружба" (постановление от 30 ноября 2012 года N 104) и ООО "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие" (постановление от 5 марта 2013 года N 4), в то время как обеспечением населения республики твердым топливом занимается более 15 организаций и индивидуальных предпринимателей.
В связи с этим органы социальной защиты населения, в том числе управление социальной защиты населения в муниципальном образовании "Хунзахский район" вынуждены отказывать в осуществлении компенсации расходов педагогическим работникам образовательных учреждений, которые представляют платежные документы (квитанции) о приобретении ими твердого топлива у организаций и индивидуальных предпринимателей, для которых РСТ Дагестана розничные цены не установлены.
В своих возражениях на апелляционные жалобы заместитель прокурора Хунзахского района Рамазанов О.Р. полагает решение Хунзахского районного суда от 27 февраля 2014 года законным и обоснованным, просит оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков по делу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 (ред. от 05 марта 2014) "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" (принят Народным Собранием РД 28 декабря 2004) компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты.
Размер компенсации определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, а при отсутствии соответствующих приборов учета - исходя из нормативов потребления природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, но не более фактически произведенных педагогическими работниками расходов на указанные цели.
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
Ст. 2 этого же Закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяется Правительством Республики Дагестан.
Постановлением Правительства РД от 28 января 2011 года N 20 (ред. от 18 ноября 2013) "Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан" (вместе с "Перечнем категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан") такой порядок определен.
Постановлено, что педагогическим работникам компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер компенсации педагогическим работникам определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления (при использовании электроэнергии на нужды отопления жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками) и освещения, определяемых по показаниям соответствующих приборов учета.
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
Между тем, обязав Управление социальной защиты населения в МО "Хунзахский район" и Министерство труда и социального развития Республики Дагестан (Минтруд РД) выплатить педагогическим работникам и пенсионерам образовательных учреждений Хунзахского района Республики Дагестан расходы на оплату жилого помещения, отопления, произведенных ими в 2012 году, суд в резолютивной части решения указал, что выплаты следует произвести по предъявленным документам о фактически произведенных расходах на приобретение твердого топлива (уголь, дрова), выданных торгующими топливоснабжающими организациями и индивидуальными предпринимателям. Из такой формулировки следует, что любые представленные документы являются основаниями для выплаты компенсации. Однако выплата компенсации носит индивидуальный характер и размер ее зависит от конкретных обстоятельств по каждому получателю льготы.
Таким образом, суд первой инстанции не конкретизировал, каким образом Управление социальной защиты населения в МО "Хунзахский район" и Министерство труда и социального развития Республики Дагестан должны произвести указанные выплаты данной категории лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Предъявление искового заявления прокурором в интересах неопределенного круга лиц, согласно выводам суда, обусловлено нарушением Управлением социальной защиты населения в МО "Хунзахский район" порядка выплаты расходов на оплату жилого помещения, отопления, произведённых педагогическими работниками и пенсионерами образовательных учреждений на приобретение твердого топлива (уголь, дрова) в 2012 году. При этом, как усматривается из искового заявления прокурора поводом для его обращения в суд явились многочисленные обращения педагогических работников и пенсионеров образовательных учреждений района об отказе в выплате Управлением социальной защиты населения в МО "Хунзахский район" расходов на оплату жилого помещения, отопления, произведенных ими на приобретение твердого топлива в 2012 году, в результате чего прокуратурой Хунзахского района проведена проверка законности отказа в выплате им расходов на приобретение твердого печного топлива в 2012 году. В ходе проверки установлено, что управлением социальной защиты населения в МО "Хунзахский район" принимаются решения об отказе в выплате педагогическим работникам и пенсионерам образовательных учреждений района расходов на оплату жилого помещения, отопления произведенных ими на приобретение твердого топлива в 2012 году по тем основаниям, что твердое топливо ими приобретено в организациях, для которых розничные цены Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан не были установлены.
При этом к исковому заявлению прокурора приложена также копия решения Управления СЗН в МО "Хунзахский район" N от "дата", которым гражданину Мусаеву М.М., проживающему в "адрес", отказано в назначении компенсации за приобретенное твердое топливо (л.д. 6).
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Под понятием "защита неопределенного круга лиц" применительно к положениям действующего законодательства понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их общего количества не требуется. Неопределенный круг лиц - круг лиц, которых невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них.
Из представленного в суд апелляционной инстанции начальником УСЗН в МО "Хунзахский район" Омаровым Б.М. списка педагогических работников образовательных учреждений МО "Хунзахский район", имеющих право на меры социальной поддержки по оплате твердого топлива, усматривается, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции на учете в УСЗН в МО "Хунзахский район" состояло 1108 работников образовательных учреждений МО "Хунзахский район", имеющих право на меры социальной поддержки по оплате твердого топлива (уголь, дрова).
Из информационного письма УСЗН в МО "Хунзахский район" N 911 от 09 июня 2014 года усматривается, что 255 педагогических работников образовательных учреждений, обратившиеся к УСЗН в МО "Хунзахский район" с соответствующими квитанциями, подтверждающими фактически произведенные расходы, получили компенсацию по оплате твердого топлива на общую сумму "." рублей.
Таким образом, в данном случае иск заявлен прокурором в интересах определенных лиц (педагогических работников и пенсионеров образовательных учреждений), проживающих на территории Хунзахского района Республики Дагестан, фамилии которые на момент обращения в суд известны.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд.
В силу изложенного, поскольку в приведенном случае заявление прокурором предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов определенного круга лиц без оснований, предусмотренных законом, судебная коллегия находит решение суда незаконным, постановленным в нарушении норм процессуального права, оно подлежит отмене с оставлением иска прокурора без рассмотрения.
Оставление иска без рассмотрения не лишает права граждан обратиться в суд в защиту своих гражданских прав в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хунзахского районного суда от 27 февраля 2014 года отменить, иск прокурора Хунзахского района оставить без рассмотрения.
Председательствующий: Алиева Э.З.
Судьи: Османов Т.С.
Устаева Н.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.