Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Алиевой Э.З.
судей Устаевой Н.Х. и Загирова Н.В.
при секретаре Магомедовой З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кайтагского района РД в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Раджабова Ш.С. к Министерству труда и социального развития РД и управлению социальной защиты населения в МО "Кайтагский район" об обязании Министерство труда и социального развития и УСЗН в МО "Кайтагский район" выплатить Раджабову Ш.С. компенсационные расходы на приобретение твердого топлива за отопительные периоды 2012-2013г.г. в размере "." рублей "." и за период 2013-2014г.г. в размере "." рублей "." копеек по апелляционным жалобам министра труда и социального развития Республики Дагестан Баглиева М.Д. и начальника УСЗН в МО "Кайтагский район" Гасанова Г.М. на решение Кайтагского районного суда Республики Дагестан от 02 июля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Кайтагского района - удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Дагестан и управление социальной защиты населения в МО "Кайтагский район" выплатить Раджабову Ш. С. компенсационные расходы на приобретение твердого топлива за отопительные периоды 2012-2013г.г. в размере "." рублей "." копеек и
за 2013-2014г.г. в размере "." рублей "." копеек".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., возражения Раджабова Ш.С. и прокурора Гасанова З.Г., просивших решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кайтагского района обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Раджабова Ш. С. к Министерству труда и социального развития РД и управлению социальной защиты населения в МО "Кайтагский район" об обязании Минсоцразвития и УСЗН в Кайтагском районе выплатить Раджабову Ш.С. компенсационные расходы на приобретение твердого топлива за отопительные периоды 2012-2013г.г. в размере "." рублей "." копеек и за период 2013-2014г.г. в размере "." рублей "." копеек.
При этом сослался на то, что по обращению учителя МКОУ "Шилягинская СОШ" Раджабова Ш.С. была проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении педагогическим работникам района компенсационных расходов на приобретение твердого топлива управлением УСЗН в Кайтагском районе и установлены нарушения их прав.
Согласно приказу МКОУ "Шилягинская СОШ" N от "дата" Раджабов Ш.С. принят на работу в Шилягинскую СОШ учителем-мастером производственного обучения и работает по настоящее время.
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона РД N 64 от 30 декабря 2004г. "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Согласно пункту 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Дагестан, утвержденного Постановлением Правительства РД N 20 от 28 января 2011 право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплат: имеют педагогические работники образовательных учреждений, проживающие в сельской местности.
На территории Кайтагского района топливоснабжающие предприятия не функционируют, твердое топливо не реализуется и складские помещения для их хранения не имеются. По этой причине учитель МКОУ "Шилягинская СОШ" Раджабов Ш.С. фактически не имел возможность приобрести твердое топливо и соответственно предоставить в УСЗН в МО "Кайтагский район" платежные документы, подтверждающие расходы на приобретение твердого топлива для получения компенсационных выплат.
Согласно справке ГУП "Дагтехинвентаризация" от "дата" за Раджабовым Ш.С. в с.Кулиджа Кайтагского района числится на праве собственности дом с жилой площадью "." кв.м. Вместе с тем, Раджабовым Ш.С. денежные средства на приобретение твердого топлива за отопительные периоды 2012-2013 гг. и 2013-2014 гг. не получены.
Согласно ч. 2 ст. 153 Федерального Закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Постановлением Конституционного суда РД от 25 апреля 2012 N 1-П абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 г. N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункт 15 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, в частях, предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению Республики Дагестан, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтвержденных документами установленной формы, признан не соответствующими статьям 21. 40. 48 и 55 Конституции Республики Дагестан. Поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, ее доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам, означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.
В соответствии с Постановлением Правительства РД N469 от 27 декабря 2012 года установлены нормативы потребления коммунальных услуг для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на отопительный период в размере 66,45 кг. угля на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.
Постановлением Республиканской службы по тарифам РД N 104 от 30 ноября 2012г. на отопительный сезон 2012-2013гг. установлены розничные цены на твердое топливо, реализуемое ООО "Дружба" населению Республики Дагестан в размере 5570,46 руб.
Постановлением Республиканской службы по тарифам РД N 28 от,27 сентября 2013 г. на отопительный сезон 2013-2014гг. установлены розничные цены на твердое топливо, реализуемое населению Кайтагского района Республики Дагестан в размере 5166,13 руб.
В результате несоблюдения Минсоцразвитием РД и УСЗН в МО "Кайтагский район" норм действующего законодательства учитель МКОУ "Шилягинская СОШ" Раджабов Ш.С. не получил причитающие ему компенсационные расходы НЕ приобретение твердого топлива за отопительные периоды 2012-2013 гг. в размера "." рублей и 2013-2014 г.г, в размере "." рублей.
В связи с изложенным просит суд: обязать Минсоцразвитие РД УСЗН в МО "Кайтагский район" выплатить Раджабову Ш.С. компенсационные расходы на приобретение твердого топлива за отопительные периоды 2012-2013 гг. в размера "." рублей и 2013-2014 г.г. в размере "." рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министра труда и социального развития Республики Дагестан ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ в статью 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" было внесено изменение (утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Так, если ранее педагогические работники образовательных учреждений имели право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, то в соответствии с внесенными изменениями данная категория граждан имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Из содержания приведенной нормы следует, что федеральное законодательство предусматривает в качестве меры социальной поддержки именно денежную компенсацию понесенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом компенсация представляет собой денежную выплату, осуществляемую в целях возмещения фактически произведенных расходов.
Аналогичные положения закреплены и в статье 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступил в силу с 1 сентября 2013 года).
С учетом вышеуказанных изменений и в целях приведения норм законодательства Республики Дагестан в соответствие с нормами федерального законодательства 6 июня 2011 года был принят Закон Республики Дагестан N 30 "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа"".
Так, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" (в редакции Закона Республики Дагестан от 6 июня 2011 года N 30) педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В соответствии с пунктом 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, (далее также Порядок) педагогическим работникам образовательных учреждений компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы по оплате жилых помещений, отопления и освещения.
Из этого следует, что копии документов (квитанции, абонентские книжки, сведения о платежах и др.), подтверждающие фактически произведенные расходы, являются основанием для осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения (в том числе компенсации расходов за приобретенное твердое топливо).
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан
с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
При этом розничные цены на твердое топливо на отопительный период 2012 - 2013 годов, реализуемое населению Республики Дагестан, РСТ Дагестана были установлены лишь для организаций ООО "Дружба" (постановление от 30 ноября 2012 г. N 104) и ООО "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие" (постановление от 5 марта 2013 года N 4), в то время как обеспечением населения республики твердым топливом занимается более 15 организаций и индивидуальных предпринимателей.
Так, по информации управления социальной защиты населения Ш.С. Раджабов на отопительный период 2012-2013 годов представил в управление социальной защиты населения документ (квитанцию) о приобретении твердого топлива (угля) у ООО "Дружба".
При этом согласно пункту 20 Порядка в случае обнаружения в документах, представляемых гражданами, неполных или вызывающих сомнения сведений, органы социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах осуществляют проверку их достоверности.
Более того, в соответствии с пунктом 23 Порядка органы социальной защиты населения, назначающие и выплачивающие ежемесячную денежную выплату по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае обнаружения неполных или недостоверных сведений осуществляют их дополнительную проверку, получают документы и информацию от органов и организаций, независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
Так, во исполнение вышеуказанных пунктов 20 и 23 Порядка управлением социальной защиты населения в муниципальном образовании "Кайтагский район", направлен запрос в ООО "Дружба" с просьбой уточнить сведения, подтверждающие факт приобретения Ш.С. Раджабовым твердого топлива (угля). Однако ООО "Дружба" не подтвердила факт приобретения Ш.С. Раджабовым твердого топлива (уголь), в связи с чем компенсация расходов за приобретенное твердое топливо (уголь) ему осуществлена не была.
Вместе с тем документы, подтверждающие фактически произведенные расходы за приобретенное твердое топливо (угля) за отопительный период 2013 - 2014 годов, в управление социальной защиты населения в муниципальном образовании "Кайтагский район" Ш.С. Раджабовым не представлялись.
Что касается вопроса обеспечения населения муниципального образования "Кайтагский район" твердым топливом отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и согласно статье 13 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года N 43 "О местном самоуправлении в Республике Дагестан" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные доводы содержит и апелляционная жалоба УСЗН в МО "Кайтагский район"
В письменных возражениях на апелляционные жалобы Раджабов Ш. просит в удовлетворении апелляционных жалоб, как несостоятельных, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и письменных возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пунктам "е", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие принципы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координации вопросов здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", действующей в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 N 64 (ред. от 05 марта 2014) "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" (принят Народным Собранием РД 28 декабря 2004) компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты.
Ст. 2 этого же Закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяется Правительством Республики Дагестан.
Постановлением Правительства РД от 28 января 2011 N 20 (ред. от 18 ноября 2013) "Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан" (вместе с "Перечнем категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан") такой порядок определен.
Постановлено, что педагогическим работникам компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты при представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер компенсации педагогическим работникам определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления (при использовании электроэнергии на нужды отопления жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками) и освещения, определяемых по показаниям соответствующих приборов учета.
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
Таким образом, компенсация предоставляется на основании платежных документов либо договоров купли-продажи.
В частности, в качестве документов о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива принимаются выданные организациями (индивидуальными предпринимателями) платежные документы, подтверждающие факт оплаты, содержащие сведения о виде и количестве приобретенного топлива, его стоимости и стоимости его доставки и дате приобретения: кассовый чек с приложением товарного чека или иные документы, приравненные к кассовому чеку, оформленные на бланках строгой отчетности в соответствии с требованиями Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
П.3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" к документам такого рода предъявляются определенные требования, при несоблюдении которых они подвергаются сомнению и проверке.
Истцом первоначально в УСЗН были представлены платежные документы о приобретении угля, их достоверность не подтвердилась.
По настоящему иску прокурор утверждает, что истец пользовался не углем, а дровами и документально это не подтверждает.
Факт приобретения дров подтверждают показаниями свидетелей.
Между тем, в соответствии с положениями ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, судебная коллегия считает, что допустимых доказательств, а именно документов о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кайтагского районного суда Республики Дагестан от 02 июля 2014 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Кайтагского района обязать Министерство труда и социального развития Республики Дагестан и управление социальной защиты населения в МО "Кайтагский район" выплатить Раджабову Ш. С. компенсационные расходы на приобретение твердого топлива отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.