Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Глушенко Н.О.
судей Черонко Е.В., Касянчук Е.С.
при секретаре Табота Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30 апреля 2014 года по иску Архиповой Т.А. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о включении периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии.
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица Архипова Т.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что в период с 16.03.2000 по 30.06.2003 проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции РФ по Республике Карелия в должности ( ... ), имела специальное звание ( ... ), уволена из органов налоговой полиции по п. "е" ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (по сокращению штатов при ликвидации органа налоговой полиции). С 01.07.2003 истица была принята на службу в органы внутренних дел на должность ( ... ) Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Карелия, уволена 14.03.2011 по достижении предельного возраста. Приказом N ( ... ) от 04.03.2011 об увольнении истице установлена выслуга лет на дату увольнения в календарном исчислении ( ... ) лет ( ... ) месяцев ( ... ) дней, в льготном исчислении ( ... ) лет ( ... ) месяцев ( ... ) дней. Ответчиком при ее увольнении в выслугу лет необоснованно не были включены периоды работы на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, предшествующие ее службе в органах налоговой полиции, общей продолжительностью 15 лет 05 месяцев 30 дней, а именно с ( ... ) При этом приказом МВД по Республике Карелия от 15.12.2003 N ( ... ) (с изменениями, внесенными приказом от 29.02.2004 N ( ... ) выслуга лет для назначения процентной надбавки за выслугу была установлена в размере ( ... ) года ( ... ) месяцев ( ... ) дней. Следовательно, стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, предшествующий службе в органах налоговой полиции, был включен в общий стаж, дающий право на установление процентной надбавки по выслуге лет. В течение всего периода службы в МВД по Республике Карелия, в том числе в 2011 году, истица получала процентную надбавку за выслугу лет с учетом периодов работы на должностях по финансово-экономическим специальностям. Обязанность по включению данных периодов вытекает из взаимосвязи положений законодательства, регламентирующего пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и лиц, проходивших службу в органах внутренних дел. Ссылается на Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции", Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации". На момент увольнения истицы из органов налоговой полиции также действовал дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (ч. 3 ст. 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Считает, что в результате неверного исчисления выслуги лет при увольнении из органов внутренних дел она была лишена права обратиться с заявлением в МВД по Республике Карелия о назначении пенсии по выслуге лет и была уволена в связи с достижением предельного возраста службы. Просила суд обязать ответчика включить в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет вышеуказанные периоды работы общей продолжительностью ( ... ) лет ( ... ) месяцев ( ... ) дней, назначить ей пенсию по выслуге лет с ( ... ), произвести исчисление и выплату ей пенсии за выслугу лет за период с ( ... ) до ( ... )
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал Министерство внутренних дел по Республике Карелия включить Архиповой Т.А. в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет периоды работы: ( ... ) общей продолжительностью ( ... ) лет ( ... ) месяцев ( ... ) дней. На Министерство внутренних дел по Республике Карелия возложена обязанность назначить Архиповой Т.А. пенсию по выслуге лет с ( ... ), произвести начисление и выплату пенсии за выслугу лет за период с ( ... ) по ( ... ). С МВД по Республике Карелия в пользу Архиповой Т.А. взысканы судебные расходы в размере ( ... ) руб.
С данным решением не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит его отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована следующими доводами. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" определено, что выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода, засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит. МВД по Республике Карелия надлежащим образом исполнило требования действующего законодательства. При увольнении из органов внутренних дел истице в выслугу лет включена выслуга, установленная приказом УФСНП РФ по Республике Карелия от 30.06.2003 N ( ... ), в соответствии с положениями ч. 5 ст. 54 Закона N 121-ФЗ, в том числе льготная выслуга в органах налоговой полиции учтена с коэффициентом 1 к 2. Однако приказ от 30.06.2003 за N ( ... ) не был оценен судом. Нормативные правовые акты не содержат какого-либо указания на то, что периоды работы на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям подлежат включению в выслугу лет для назначения пенсии лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции. Для целей пенсионного обеспечения в выслугу лет лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, могли быть включены периоды: службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава; время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации; время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях. Фактически судом не выяснен вопрос о том, к какому виду выслуги относятся спорные периоды и какими нормативными правовыми актами предусмотрено их отнесение к вышеобозначенным периодам. Согласно ч. 2 ст. 53 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней. Однако оспариваемым решением суд обязал МВД по Республике Карелия произвести начисление и выплату пенсии за выслугу лет за период более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения истицы с исковым заявлением.
Истицей представлены возражения на жалобу, в которых выражено согласие с постановленным решением. Указывает, что законодательством не предусмотрен порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии на основании приказа об увольнении. Следовательно, содержание приказа УФСНП РФ по Республике Карелия от 30.06.2003 N ( ... ) в части указания выслуги лет не является основанием для исчисления выслуги лет. Суд законно и обоснованно включил периоды ее работы на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерской специальностям в выслугу лет для начисления пенсии. Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусмотрено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Семенова С.А. доводы жалобы поддержала.
Истица с жалобой не согласна.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, истица Архипова Т.А. , ( ... ) года рождения, проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по Республике Карелия в период с ( ... ) по ( ... ).
До поступления на службу в УФСНП по Республике Карелия истица работала на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям (бухгалтера, экономиста, главного бухгалтера), что подтверждается записями в трудовой книжке, а именно: ( ... ) Всего ( ... ) лет ( ... ) месяцев ( ... ) дней.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 306 Федеральная служба налоговой полиции России упразднена с 01.07.2003, в связи с чем истица была уволена со службы в органах налоговой полиции по п."е" ст.45 (по сокращению штатов) Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4991-1, на момент увольнения истица занимала должность эксперта экспертного отделения, имела звание капитана налоговой полиции.
С 01.07.2003 в соответствии с приказом N ( ... ) от 11.07.2003 истица проходила службу в Министерстве внутренних дел по Республике Карелия в должности ( ... ), с 14.03.2011 была уволена со службы по п."б" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел (по достижении предельного возраста) на основании приказа от 04.03.2011 N ( ... ). В данном приказе указано, что на 14.03.2011 выслуга истицы в органах внутренних дел составляет в календарном исчислении ( ... ) лет ( ... ) месяцев ( ... ) дней, в льготном исчислении ( ... ).
В выслугу лет для назначения пенсии истице, согласно послужному списку, включены периоды службы непосредственно в УФСНП по РК ( ... ) в МВД по РК ( ... ) учебы в Петрозаводском государственном университете ( ... ) Спорные периоды работы истицы до службы в УФСНП по РК в организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, в выслугу лет для целей назначения пенсии не включены.
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20.05.1993.
В силу ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 ст. 50 вышеназванного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1995 N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства РФ N 941 от 22.09.1993, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (ч. 3 ст. 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы РФ. Указанная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2013 года.
Подвергнув анализу приведенное законодательство и установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные периоды работы истицы в организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, предшествовавшие поступлению на службу в органы налоговой полиции, подлежат включению в выслугу лет для назначения пенсии.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении иска в части включения спорных периодов в выслугу лет является законным и обоснованным.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований в части назначения и выплаты пенсии по выслуге лет с ( ... ) по ( ... ), суд первой инстанции, установив, что истица имела право на получение указанной пенсии до момента присвоения ей первого специального звания ( ... ) при прохождении службы в ( ... ), правомерно удовлетворил данные требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда. Срок исковой давности не пропущен, положения ст. 392 Трудового кодекса РФ не подлежат применению, поскольку спорные правоотношения не являются трудовыми. Ссылка в апелляционной жалобе на ч.2 ст.53 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 также не может быть принята во внимание. Кроме того, в соответствии со ст. 58 названного Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании судом норм материального права, оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30 апреля 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.