Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.
судей Куулар Л.Д., Соскал О.М.,
при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куулар Л.Д. гражданское дело по иску прокурора Барун-Хемчикского района к ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства путем обеспечения бесперебойной поставки общего нормативного запаса основного и резервного топлива (угля) на период отопительного сезона 2013-2014 г.г. для стабильной работы ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" по апелляционной жалобе ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" на решение Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 16 января 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Барун-Хемчикского района обратился в суд с иском к ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства путем обеспечения бесперебойной поставки общего нормативного запаса основного и резервного топлива (угля) на период отопительного сезона 2013-2014 г.г. для стабильной работы ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго", указывая, что во исполнение указания прокуратуры Республики Тыва от 14.08.2012 N 7/7-170-03 прокуратурой района проведена проверка исполнения законов при подготовке объектов коммунального значения и жилого фонда к предстоящему отопительному сезону. Проверкой установлено, что в ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" отсутствует нормативный запас угля, в связи с задолженностью предприятия перед ООО "Тувинская горнорудная компания" (далее - ООО "ТГРК") в сумме ** рублей. Котельная ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" обслуживает многоэтажные дома г.Ак-Довурака, административные здания и другие здания. На основании изложенного истец просил обязать ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" устранить нарушения требований федерального законодательства путем обеспечения бесперебойной поставки общего нормативного запаса основного и резервного топлива (угля) на период отопительного сезона 2013-2014 г.г. для стабильной работы ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго".
Решением Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 16 января 2014 года исковые требования удовлетворены.
ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" в апелляционной жалобе просил отменить решение, считает, что судом первой инстанции не были исследованы всесторонне, объективно и в полном объеме представленные ответчиком доказательства. В течение отопительного сезона, а также на день рассмотрения иска предприятие работало бесперебойно, жалоб на работу предприятия не поступало, поставка угля осуществляется в соответствии с графиком по заключенным договорам и ежедневно наблюдалось накопление топлива на складе. Предприятием не было допущено снижение запасов топлива ниже 7-дневного предела.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением норм процессуального права, с принятием по делу нового решения.
В соответствии с ч.ч. 4,5 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом. В соответствии с п. п. 2.6.3, 2.6.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.
Таким образом, судебной коллегией установлено, что данное дело рассмотрено судом первой инстанции без привлечения органа местного самоуправления - администрации городского округа г. Ак-Довурак, принятие судом решения затрагивает права и обязанности данного органа.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия считает, что решение суда, постановлено с существенным нарушением норм процессуального права, не может быть признано законным и подлежит отмене.
Определением от 16 апреля 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции. По делу в качестве соответчика привлечена администрация городского округа г. Ак-Довурак.
Представители Министерства топлива и энергетики Республики Тыва, администрации г.Ак-Довурака, ООО "Тувинская горнорудная компания" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Прокурор в суде поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, также указал, что также поддерживают исковые требования в отношении администрации городского округа г. Ак-Довурак.
Представитель ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" в суде не согласился с иском прокурора.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 18.07.2013) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации утвердило Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В приложении к вышеуказанному постановлению N 794 указан перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Так Минэнерго России создает функциональную подсистему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно главе 2 Устава ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго", предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли. Для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности: производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей; иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ.
Из п. 4.1.1. Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" следует, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В обоснование иска прокурор ссылается на приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 04.09.2008 г. N 66 "Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных", которым была утверждена Инструкция об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 "О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Приказ N 377) (зарегистрированном в Минюсте России 28.11.2012 N 25956), действующим с 30.12.2012 г., установлены правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. А так же внесены изменения в приказ Минэнерго России от 4 сентября 2008 г. N 66 "Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания топлива на тепловых электростанциях и котельных" (далее - Приказа N 66), в том числе в наименовании слова "и котельных" исключено, по тексту слова "и котельных" исключено; пункт 4 исключен. Исключена полностью глава III Методика выполнения расчетов нормативов создания запасов топлива для отопительных (производственно-отопительных) котельных.
Согласно приказу Минэнерго России от 10.08.2012 N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.
Действующими нормами права предусмотрено, что ННЗТ создается на электростанциях организаций электроэнергетики для поддержания плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года (п. 3 Приказа N 66 (в ред. Приказа Минэнерго России от 10.08.2012 N 377)).
Пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.
В соответствии с п. 2.6.10 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается паспортом готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, актом на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов котельных и инженерного оборудования зданий, актом технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования, обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. Все акты утверждаются до 15 сентября.
Пунктом 12 Положения об оценке готовности электро и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденных Минпромэнерго РФ 25.08.2004, определены основные условия, выполнение которых необходимо для выдачи паспорта готовности организаций, участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения, где, в том числе, указано на наличие для тепловых электростанций и котельных нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива, устанавливаемых для электростанций и котельных, участвующих в энергоснабжении объектов социальной сферы и населения, - в порядке, устанавливаемом субъектами РФ.
В пункте 3.2 постановления Правительства Республики Тыва от 08.06.2009 N 262 "Об утверждении правил подготовки и проведения отопительного сезона в Республике Тыва" предусмотрено, что подготовка к отопительному сезону включает: создание нормативных неснижаемых запасов основного и резервного топлива, а также аварийных запасов материально-технических ресурсов для устранения технологических аварий и ликвидации последствий стихийных бедствий на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно приложению к приказу Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва от 18 июля 2013 г. N 93 "Об утверждении нормативов запасов топлива на крупных котельных", для ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" предусмотрены следующие нормативы запасов топлива (в тыс.тонн): с октября по декабрь 2013 года и с января по апрель 2014 года соответственно: неснижаемый - 2,25 ежемесячно в указанные периоды, общий: 1 октября 2013 г. - 2,63; 1 ноября 2013 г. - 5,26; 1 декабря 2013 г. - 6,03; 1 января 2014 г. - 7,35; 1 февраля 2014 г. - 7,77; 1 марта 2014 г.- 6,83; 1 апреля 2014 г.- 5,79; в том числе эксплуатационный в те же месяцы соответственно: 0,38; 3,01; 3,78;5,10; 5,52; 4,58; 3,71. Из указанного приложения следует, что на весь отопительный период масса общего (основного) нормативного запаса топлива должна составлять 41660 тонн.
Из приказа Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва от 13 января 2014 N 3-Од "О внесении изменений в приказ Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва от 18 июля 2013 г., N 93 а "Об утверждении нормативов запасов топлива на крупных котельных" следует, что в приказ от 18 июля 2013 г. N 93 а внесены изменения. Приложение N 1 приказа изложено в новой редакции: нормативный неснижаемый запас топлива составляет 1, 433 тыс. тонн, нормативный эксплуатационный запас топлива - 8, 945 тыс. тонн.
Судом установлено, что ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" и ООО "Тувинская горнорудная компания" (далее - ООО "ТГРК") заключили договор поставки N от 04 января 2013 года. Срок действия договора до 31 декабря 2013 года. В части расчетов - до момента исполнения сторонами всех обязательств договора.
Согласно протоколу цены и протоколу объемов поставки продукции на 2013 г., приложенных к вышеуказанному договору, стороны договорились о цене, условиях поставки и объеме поставки продукции: с января по декабрь 2013 г. - ** руб. за тонну без НДС, ** руб. за тонну с НДС, всего с НДС ** руб. за 34200 тонны. При этом: в январе - 6000 т, феврале -5000 т, марте - 3000 т, апреле - 3000 т, сентябре- 3000 т, октябре - 3000 т, ноябре - 5000 т, декабре - 6200 т.
Из соглашения о бесперебойной отгрузке угля от 22 ноября 2010 года заключенного между Правительством Республики Тыва в лице министра промышленности и энергетики Республики Тыва Кажин-оола Р.В. и ООО "ТГРК" в лице генерального директора Дмитриева Е.Г., установлено, что предметом соглашения является обеспечение сторонами выполнения взятых на себя обязательств по установленным ценам и в объемах реализации твердого топлива (угля) для организаций топливно-энергетического комплекса на период до 31 декабря 2013 года. По данному соглашению ООО "ТГРК" обязуется реализовать топливо (уголь) предприятию ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" в объеме 6000 тонн стоимостью с НДС ** руб. Правительство берет на себя обязательства по оплате за отгруженное твердое топливо (уголь) до 20 декабря 2013 года за счет средств собственных доходов предприятий топливно-энергетического комплекса. ООО "ТГРК" обязуется также обеспечить отгрузку угля в отопительный период 2013-2014 годы самовывозом.
По оперативной информации ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" на 15 января 2014 года с 01 октября 2013 года всего завезено 17557,522 тонн угля, израсходовано 14202, 912 тонн, остаток 3354, 61 тонн на 15 суток.
Из реестра ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" остаток угля составляет 3698,262 т., остаток угля в ООО "ТГРК" 1782,208 т.
Также судом установлено, что Правительство Республики Тыва в лице министра промышленности и энергетики Республики Тыва Кажин-оола Р.В. выступает гарантом того, что ООО "ТГРК" будет бесперебойно отгружать уголь ответчику ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" до 31 декабря 2013 года.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих гарантию бесперебойной отгрузки угля для ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" с 01 января 2014 года и до конца отопительного сезона, ответчиком не представлено. Договор поставки каменного угля на 2014 год с ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" и ООО "ТГРК" не заключен.
По состоянию на 01 октября 2013 года запас топлива в котельной составлял 1003 т. угля, по состоянию на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции 15 января 2014 года запас топлива на котельной составлял 3354,61 т., что значительно ниже нормативного эксплуатационного запаса топлива, составляющего 8,945 т. (по приказу Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва от 13 января 2014 г. N 3-ОД) на 2014 год.
Наличие задолженности ответчика перед ООО "ТГРК" подтверждено письменным пояснением генерального директора Дмитриева Е.Г., из которого следует, что задолженность ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" по неисполнению своих договорных обязательств об оплате товара по состоянию на 09 декабря 2013 года составляет ** руб., что негативно сказывается на предпринимательской и экономической деятельности ООО "ТГРК", негативно сказывается на обязательствах по оплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также обязательных платежей во внебюджетные фонды.
Из вышеизложенного следует, что ответчики не обеспечили соответствующего запаса топлива, требования законодательства о создании нормативного эксплуатационного и неснижаемого запаса топлива.
Однако на момент рассмотрения настоящего спора в суде апелляционной инстанции установлено, что распоряжением администрации г.Ак-Довурак Республики Тыва N 40 от 28.04.2014 г. "О завершении отопительного сезона", отопительный сезон в г.Ак-Довурак завершился 05 мая 2014 года.
Судебная коллегия считает, что настоящий спор утратил актуальность на момент рассмотрения в суде апелляционной инстанции, поэтому удовлетворение требований прокурора Барун-Хемчикского района по данному делу не приведет к восстановлению прав неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурором Барун-Хемчикского района подан иск.
На основании изложенных обстоятельств судебная коллегия считает, что иск прокурора Барун-Хемчикского района не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 16 января 2014 года по делу по иску прокурора Барун-Хемчикского района к ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго", администрации городского округа г. Ак-Довурак о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства путем обеспечения бесперебойной поставки общего нормативного запаса основного и резервного топлива (углы) на период отопительного сезона 2013-2014 г.г. для стабильной работы ГУП РТ "Ак-Довуракэнерго" отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 мая 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.