Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Пархомович Г.П.,
при секретаре Майнагашевой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы истца Нехорошевой З.Н., представителя ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Тахтобиной Н.П., дополнения к жалобе представителя ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Тудвасовой А.Н. на решение Абаканского городского суда от 12 мая 2014 года, которым исковые требования прокурора города Саяногорска, действующего в интересах Нехорошевой З.Н. к Министерству финансов Республики Хакасия, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, администрации города Саяногорска о взыскании денежных средств и обязании возмещать расходы на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги удовлетворены частично.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Тудвасовой А.Н., поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора Минчук Е.А., выразившая согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Саяногорска, действующий в интересах Нехорошевой З.Н. обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Хакасия о взыскании денежных средств и обязании выплачивать расходы на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги, мотивируя исковые требования тем, что Нехорошева З.Н. является вышедшим на пенсию медицинским работником, проработавшим более 10 лет в сельской местности, и имеет право на компенсацию расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. В период с 01.03.2013 по 30.09.2013 компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на сумму ... рублей ... копеек Нехорошевой З.Н. не выплачена. Просил взыскать с Министерства финансов Республики Хакасия за счет казны Республики Хакасия денежную компенсацию и обязать производить ежемесячную выплату расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Определениями суда от 18.02 2014 года, от 11.03.2014 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, администрация города Саяногорска.
В судебном заседании прокурор Клестер О.В. исковые требования уточнила, просила взыскать компенсацию по оплате коммунальных услуг за 01.03.2013 по 30.09.2013 в размере ... руб. ... коп.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Тахтобина Н.П. исковые требования не признала, пояснила, что установление мер социальной поддержки медицинских работников не является обязательством субъекта Российской Федерации. Указала, что финансовое обеспечение переданных Республике Хакасия полномочий по предоставлению льгот не обеспечено Российской Федерацией, субвенции на указанные меры социальной поддержки из федерального бюджета не направлялись. Считала, данные льготы должны предоставляться за счет средств Федерального бюджета, просила в иске к Минфину Республики Хакасия отказать.
Истец Нехорошева З.Н., представители ответчика Министерства финансов Российской Федерации, администрации г. Саяногорска в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение, которым взыскал с Министерства финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия Нехорошевой З.Н. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение в сумме ... руб. ... коп. и возложил обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг с 1 октября 2013 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказал.
С решением не согласны истец Нехорошева З.Н., представители ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Тахтобина Н.П. и Тудвасова А.Н..
В апелляционной жалобе истец Нехорошева З.Н. просила решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Выразила несогласие с выводами суда в части признания права только на оплату расходов за отопление и освещение, поскольку коммунальные услуги также включают в себя оплату по содержанию жилого помещения и проведению его текущего и капитального ремонта, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение. Полная оплата предусматривалась ранее Постановлением администрации муниципального образования г.Саяногорска от 23 марта 2012 года N 371.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Тахтобина Н.П., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просила решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Приводя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, указала на отсутствие вины в действиях (бездействиях) государственной органов власти Республики Хакасия, поскольку до установления порядка предоставления мер социальной поддержки обязанность по сохранению жилищно - коммунальных льгот возложено на Российскую Федерацию. Полагала, что суд неправильно применил нормы ст.ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, дав им неверное толкование, и определил ненадлежащего ответчика, поскольку расходы истца в соответствии со ст. 15 ГК РФ являются его убытками, который должны быть возмещены Российской Федерацией.
Ссылаясь на ст. 72 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", полагала, что установление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским работникам органами государственной власти субъектов Российской Федерации является их правом, но не обязанностью.
Обращает внимание на то, что судом не указано, на основании какого нормативно-правового акта на Министерство финансов Республики Хакасия возложена обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки истцу в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг и в каком объеме.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Тудвасова А.Н. указала, что суд необоснованно возложил обязанность на Министерство финансов Республики Хакасия по возмещению расходов по коммунальным услугам, тем самым обязал возместить выплаты не только за отопление и освещение. Ссылаясь на неприменение судом нормы ст.1069 ГК РФ, указала на необходимость указания в решении о возложении обязанность по возмещению расходов на Министерство финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнений к жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу 8 мая 2003 года). В силу п. 10 вышеуказанного постановления квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельской местности и в рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местным бюджетным учреждениям) или надлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям, организациям, необходимая и вполне пригодная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений, организаций по действительной их стоимости.
Пунктом 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" установлено, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
Согласно ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу п.50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Как указано в ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст.153 Федерального закона N122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, определениях от 01 марта 2007 года N 129-О-П, от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, от 24 июня 2014года N 1301-О 07, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, а обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. Порядок предоставления пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, мер социальной поддержки должен осуществляться на основании правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, и этот механизм должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Доказательства, которые свидетельствовали бы о введении взамен приостановленных мер социальной поддержки иного механизма возмещения указанных выше расходов Республикой Хакасия, представлены не были.
Как видно из трудовой книжки, Нехорошева З.Н. с ... по ... осуществляла трудовую деятельность в поликлинике ... (л.д.7 - 10).
Нехорошева З.Н. проживает в квартире по адресу: ... , собственником которой является ФИО11 (зять истца).
Согласно пенсионного удостоверения Нехорошева З.Н. вышла на пенсию в ... году ( л.д. 14).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Нехорошевой З.Н. права на предоставление указанной меры социальной поддержки, поскольку она проработала медицинским работником в сельской местности не менее 10 лет.
Учитывая, что истице в период с марта по сентябрь 2013 года понесенные ей расходы за отопление и освещение не компенсировались, суд первой инстанции обоснованно взыскал их с Минфина Хакасии за счет казны Республики Хакасия.
По смыслу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи со статьей 1071 настоящего кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению при наличии вины указанных лиц в причинении вреда. Такой вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Как видно из материалов дела, Министерство финансов по Республике Хакасия представляло интересы субъекта.
Учитывая то, что распорядителем бюджетных средств в Республике Хакасия на момент возникновения спорных правоотношений является Министерство финансов Республики Хакасия (Положение "О Министерстве финансов Республики Хакасия", утвержденное Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 года N 151 (ред. от 27 марта 2014 года), судебная коллегия полагает, что обязанность компенсировать расходы на коммунальные услуги (отопление, освещение) может быть возложена на Минфин Хакасии только за счет средств казны Республики Хакасия, а не за счет его собственных средств.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия признает ошибочным вывод суда о возложении обязанности на Минфин Республики Хакасия предоставить социальную поддержку в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг (освещение, отопление) и полагает решение суда в указанной части изменить, указав о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки на Минфин Хакасии за счет средств казны Республики Хакасия.
В соответствии с ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Учитывая, что ранее действовавшим законодательством предусматривались меры социальной поддержки только на оплату освещения, отопления, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения обязанности по предоставлению мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в полном объеме, так как коммунальные услуги это не только отопление и электроснабжение, но и горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение.
Судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда, указав на обязанность Минфина Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия предоставить Нехорошевой З.Н. социальную поддержку в виде компенсации расходов на отопление и освещение.
На основании вышеизложенного доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе о 100 процентном возмещении расходов на оплату жилого помещения, так же являются не обоснованными, поскольку сохраняются и действуют меры социальной поддержки только в виде компенсации на отопление и освещение жилого помещения.
Факт предоставления полного возмещения органом местного самоуправления не имеет правового значения для настоящего спора.
Так, вступившим в законную силу с 01 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования.
Часть 2 ст. 72 Федерального закона N323-ФЗ предусматривает, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Пунктом 1 ст. 26.3 и подп.24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что муниципальное образование вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинских работников
Медицинское учреждение в ... , в котором истица осуществляла трудовую деятельность до ... , находилось в собственности муниципального образования г. Саяногорск.
Пунктом 1.2 Положения о предоставлении в 2012 году мер социальной поддержки пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности на должностях медицинских, фармацевтических работников муниципальных учреждений (предприятий) и не осуществляющих трудовую деятельность (включая проживающих с ними членов их семей), проживающих на территории муниципального образования г. Саяногорск, утвержденного постановлением администрации города Саяногорска от 23 марта 2012 года N371, предусмотрено, что пенсионеру и членам семьи предоставляются меры социальной поддержки в виде денежной компенсации 100 процентов расходов на оплату жилого помещения.
Из п.1.2 Положения следует, что меры социальной поддержки в виде денежной компенсации 100 процентов расходов на оплату жилого помещения устанавливаются на период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.
Действие указанного постановления истекло. Других нормативных актов на уровне муниципального образования г. Саяногорск не принималось.
Само по себе принятие дополнительных мер социальной поддержки на уровне муниципального образования не свидетельствует о том, что изменились установленные в соответствии с федеральным законодательством гарантии и меры социальной поддержки медицинских работников, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, которое претерпело изменение в связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ, и от которых государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Довод жалобы ответчика о том, что постановлениями Правительства Республики Хакасия от 23 ноября 2010 года N 603 "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения Республики Хакасия (2011 - 2013 годы)" и от 13 ноября 2013 года N 614 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия до 2020 года", предусмотрены выплаты указанной категории медицинских работников на оплату жилищно-коммунальных услуг, отклоняется судебной коллегией, поскольку из их содержания не усматриваются, что они приняты во исполнение вышеуказанного законодательства, которым гарантировано предоставление мер социальной поддержки пенсионерам из числа медицинских работников, проживающих в сельской местности в виде компенсации расходов на отопление и освещение.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", в соответствии с пунктом 21 которого за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет, было признано недействующим на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625, т.е. до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Несмотря на это, как следует из представленных материалов, истице и другим гражданам данная льгота продолжала предоставляться. Тем самым обеспечивались стабильность социальной защиты указанной категории граждан и поддержание доверия к действиям государства, которое не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Утверждение ответчика о том, что Минфин Хакасии является ненадлежащим ответчиком, поскольку федеральный законодатель в связи с внесением изменений в ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не урегулировал порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности, после 01 января 2005 года, и соответственно Российская Федерация должна нести обязанности по сохранению жилищно-коммунальных льгот, является несостоятельным, поскольку противоречит вышеприведенным нормам права, из содержания которых усматривается, что меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на то, что в 2013 году бюджету Республики Хакасия не выделялась субсидия из федерального бюджета на возмещение расходов по предоставляемым льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг, не может повлечь отмену судебного постановления. Предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета. Кроме того, неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения медицинских работников, проживающих в сельской местности и проработавших не менее 10 лет, принадлежащих им прав на получение мер социальной поддержки.
Иные доводы жалоб основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Решение суда в остальной части сторонами не обжалуется, судебной коллегией в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 12 мая 2014 года по настоящему делу в части возложения обязанности на Министерство финансов Республики Хакасия предоставлять меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг Нехорошевой З.Н. с 01 октября 2013 года изменить.
Возложить обязанность на Министерство финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия предоставлять меры социальной поддержки Нехорошевой З.Н. с 01 октября 2013 года в виде компенсации расходов на отопление и освещение жилого помещения.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения..
Председательствующий Топоев А.С.
Судьи Капустина Т.М.
Пархомович Г.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.