Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Морозовой В.Н.,
при секретаре Майнагашевой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика муниципального унитарного предприятия г. Абакана "Управляющая жилищная компания" Петровой Н.С. на решение Абаканского городского суда от 17 июня 2014 года, которым исковые требования прокурора города Абакана к Русинову Т.Н., муниципальному унитарному предприятию г. Абакана "Управляющая жилищная компания" о прекращении трудового договора удовлетворены.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ответчика муниципального унитарного предприятия г. Абакана "Управляющая жилищная компания" Петровой Н.С., поддержавшей доводы жалобы, объяснения ответчика Русинова Т.Н., полагавшего, что жалоба подлежит удовлетворению, объяснения прокурора Васильевой Е.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Абакана, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Русинову Т.Н. и муниципальному унитарному предприятию г. Абакана "Управляющая жилищная компания" (далее МУП г. Абакана "УЖК") о прекращении трудового N 790-ТД/2013 от 04 июля 2013 года, заключенного между МУП г. Абакана "УЖК"и Русиновым Т.Н..
Исковые требования мотивированы тем, что Русинов Т.Н. в период с 03 августа 2009 по 02 июля 2013 года замещал должность государственной гражданской службы Республики Хакасия - ... технологического надзора Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (далее Жилищная инспекция РХ). После увольнения с 04 июля 2013 года Русинов Т.Н. продолжил трудовую деятельность на условиях трудового договора от 04 июля 2013 года в МУП г. Абакана "УЖК". Анализируя антикоррупционное законодательство прокурор указал, что Русинов Т.Н. был привлечен к трудовой деятельности МУП г. Абакана "УЖК" с нарушением этого законодательства. Ранее в должностные обязанности бывшего государственного гражданского служащего Русинова Т.Н. входили отдельные функции государственного управления муниципальным предприятием, в связи с чем необходимо получения согласия комиссии Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия по соблюдению требований к служебному проведению и урегулированию конфликта интересов на замещение должности в указанной организации. Вместе с тем, Русинов Т.Н. в названную комиссию не обращался. Просил в судебном порядке прекратить трудовой договор N 790-ТД/2013 от 04 июля 2013 года, заключенный с Русиновым Т.Н..
В судебном заседании помощник прокурора г. Абакана Абдин К.А., уточнил заявленные требования, просил обязать МУП г. Абакана "УЖК" прекратить трудовой договор N 790-ТД/2013 от 04 июля 2013 года, заключенный с Русиновым Т.Н., освободив последнего от занимаемой должности ... по производству МУП г. Абакана "УЖК" на основании п.11 ст. 77 ТК РФ, вследствие нарушения установленных законом правил заключения трудового договора.
Представитель ответчика МУП г. Абакана "УЖК" Петрова Н.С., исковые требования не признала, пояснила, что уведомление о привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего в Жилищную инспекцию РХ было направлено своевременно. Расторжение трудового договора с Русиновым Т.Н. по ст. 84 ТК РФ не допустимо, поскольку в данном случае расторжение трудового договора возможно на основании п.13 ст. 83 ТК РФ. Просила в удовлетворении заявленных требований прокурору г. Абакана отказать.
Ответчик Русинов Т.Н. исковые требования прокурора г. Абакана не признал, пояснил, что действительно 04 июля 2013 года принят на работу в МУП г. Абакана "УЖК" на должность ... Руководитель Жилищной инспекции РХ ставился в известность о заключенном трудовом договоре. На момент его трудоустройства в МУП г. Абакана "УЖК" комиссий по соблюдению требований к служебному проведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов не существовало. Полагал, что требования прокурора г. Абакана не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия Логинов В.Г. пояснил, что Русинов Т.Н. при трудоустройстве в МУП г. Абакана "УЖК" в комиссию по соблюдению требований к служебному проведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Жилищной инспекции РХ не обращался. Указал, что в период работы Русинова Т.Н. в Жилищной инспекции РХ в его должностные обязанности входили функции по контролю и вынесению предписаний в отношении жилищных организаций и компаний по работе с жилищным фондом.
Суд постановил решение, которым обязал МУП г. Абакана "УЖК" прекратить трудовой договор N 790-ТД/2013 от 04 июля 2013 года, заключенный с Русиновым Т.Н..
С решением не согласен представитель ответчика МУП г. Абакана "УЖК" Петрова Н.С..
В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просила решение суда отменить. Ссылаясь на нормы Трудового кодекса РФ, Федерального закона "О противодействии коррупции", указала, что заключение трудового договора с бывшим государственным служащим, при отсутствии согласия соответствующей комиссии, не может расцениваться как заключение трудового договора с нарушением требований законодательства о противодействии коррупции. Следовательно, для расторжения трудового договора с Русиновым Т.Н. является обстоятельство, не зависящее от воли сторон. Также указала, что приказ Жилищной инспекции РХ от 02 апреля 2013 года N 14 "Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы" нормативным правым актом не является и в спорной ситуации не может быть применен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в п. 3.1 ст. 17 содержит аналогичные положения, в силу которых гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
При этом указанная комиссия, оценив конкретные обстоятельства, может дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой организации либо отказать в получении такого согласия (пункты 16, 24 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 г. N 821).
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ).Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации; неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.ч. 4, 5 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ).
Установление данной обязанности направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационного - пропагандистских, социально - экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (пункты 5 и 6 статьи 3).
Указом Президента РФ от 21.07.2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" определен в п. 1 установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 557.
Во исполнение указанной нормы Приказом Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от 02.04.2013 N 14 утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия в Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (приложение), в случае замещения которых гражданин в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы:
а) имеет право на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия;
б) обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящего приказа, сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.
В упомянутый перечень включены должности государственной гражданской службы Жилищной инспекции РХ, в том числе должности советников.
Таким образом, исходя из положений вышеназванных нормативных правовых актов, согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство государственного гражданского служащего необходимо при наличии двух условий: упоминание должности служащего в перечне, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и выполнение служащим функций государственного управления организацией, в которую он планирует трудоустраиваться.
Судом было установлено, что с Русинов Т.Н. с 03 августа 2009 года по 02 июля 2013 года замещал должность государственной гражданской службы Республики Хакасия - ... технологического надзора Жилищной инспекции РХ (л.д.15 - 18).
Приказом от 04 июля 2013 года Русинов Т.Н. принят на должность ... МУП г. Абакана "УЖК" (л.д.26).
Из трудовой книжки следует, что Русинов Т.Н. переведен на должность ... МУП г. Абакана "УЖК" (л.д.18).
Ранее Русинов Т.Н., будучи ... технологического надзора Жилищной инспекции РХ, выносил предписание от 14 марта 2013 года МУП г. Абакана "УЖК" (л.д.45).
Должность государственной гражданской службы в Жилищной инспекции РХ поименована в перечне должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Следовательно, в случае осуществления Русиновым Т.Н. функции должностных обязанностей, по которым предусматривалось осуществление контрольных и надзорных мероприятий в МУП г. Абакана "УЖК", его трудоустройство в указанной организации возможно лишь в случае получения соответствующего разрешения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Поскольку Русинов Т.Н. утраиваясь на работу в МУП г. Абакана "УЖК" и заключая трудовой договор, не выполнил требования вышеуказанных положений законодательства, исковые требования прокурора судом первой инстанции были удовлетворены обоснованно.
Доводы апеллятора о том, что трудовой договор с Русиновым Т.Н. по п. 10 ст. 77 Трудового кодекса РФ не могут быть признаны обоснованными поскольку, судом принято решение о возложении на МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания" обязанности расторгнуть трудовой договор с Русиновым Т.Н., при этом суд не указал по какому основанию следует расторгнуть трудовой договор.
Судебная коллегия полагает, что судом не допущено нарушений норм материального права, поскольку судом рассматривался спор, вытекающий из правоотношений, регламентированных законодательством о противодействие коррупции. Прокурор не является стороной трудового договора, трудовые отношения могут возникнуть или могут быть прекращены по соглашению сторон трудового договора, основания расторжения трудового договора также определяются в ходе реализации взаимных прав и обязанностей сторон трудового договора.
При заключении трудового договора между Русиновым Т.Н. и МУП г. Абакана "УЖК" были нарушены требования законодательством о противодействие коррупции. Прекращение такого трудового договора направлено на восстановление состояния до нарушения закона, что отвечает принципу приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
Доводы апелляционной жалобы о не полномочности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов Жилищной инспекции РХ являются не обоснованными.
Как видно из материалов дела такая комиссия была создана приказом от 13.09.2010 г. N 76 Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия. В последующем соответствующими приказами вносили изменения. Стороны не оспаривали тот факт, что такая комиссия осуществляла свою деятельность, правомочность комиссии не оспаривалась.
Признавая полномочия этой комиссии, истец уже после возбуждения данного гражданского дела, обращался к ней с заявлением о даче согласия на трудоустройство в МУП г. Абакана "УЖК". В даче согласия было отказано, отказ истцом не обжалован (л.д.79-81).
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не допущено.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 17 июня 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика муниципального унитарного предприятия г. Абакана "Управляющая жилищная компания" Петровой Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Топоев А.С.
Судьи Капустина Т.М.
Морозова В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.