Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Долгополовой Т.В.,
судей Редько Е.П., Вениченко О.В.
при секретаре Осиповой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Семина А.И. об оспаривании решения РЭО ГИБДД Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации " "данные изъяты""
по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица РЭО ГИБДД Межмуниципального управления МВД РФ " "данные изъяты"" Алферовой Н.А. на решение Абаканского городского суда от 26 мая 2014 года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Редько Е.П., выслушав объяснения представителя заявителя Семина А.И. - Соловьева А.И., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Семин А.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации " "данные изъяты"" (далее - РЭО ГИБДД "данные изъяты" МУ МВД России, Управление) об аннулировании регистрации транспортных средств: "А" (11 автомобилей), "Б" (1 автомобиль), об изъятии свидетельств о регистрации, паспортов транспортных средств и государственных регистрационных знаков. Требования мотивировал тем, что указанные автомашины приобрел по договору купли-продажи высвобождаемого движимого военного имущества от ДД.ММ.ГГГГ, на основании государственного контракта N на оказание услуг по реализации высвобождаемого движимого военного имущества. Транспортные средства были поставлены заявителем на регистрационный учет в РЭО ГИБДД "данные изъяты" МУ МВД России в ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на незаконность оспариваемого решения об аннулировании регистрационных действий, просил его отменить и обязать Управление восстановить регистрацию транспортных средств.
В судебном заседании представитель заявителя Соловьев А.В., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям и доводам первоначального заявления и уточнениям к нему.
Представитель заинтересованного лица - начальник РЭО ГИБДД "данные изъяты" МУ МВД России направил в суд письменные возражения на заявление, в котором указал, что решение Управления об аннулировании регистрации транспортных средств принято в соответствии с требованиями нормативных актов.
Решением Абаканского городского суда от 26.05.2014 заявление Семина А.И. удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Алферова Н.А., действующая на основании доверенности, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления. Ссылаясь на доводы и основания письменных возражений, направленных в суд первой инстанции, указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Анализируя действующее законодательство, полагает, что законных оснований для обязания Управления восстановить регистрацию транспортных средств не было.
Выслушав представителя заявителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 2) разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки, проведенной начальником РЭО ГИБДД "данные изъяты" МУ МВД России, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об аннулировании регистрации транспортных средств: "А", с регистрационными знаками N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N; "Б", с регистрационным знаком N. Семину А.И. предложено сдать государственные регистрационные номера и свидетельства о регистрации транспортных средств.
В ходе проверки было установлено, что в свидетельствах о безопасности конструкции транспортных средств указан экологический класс 4, но не указан номер сертификата соответствия экологическому классу. По запросу Управления Межотраслевой фонд "Поддержка технических инициатив автовладельцев" сообщил, что транспортные средства, принадлежащие Семину А.И., имеют нулевой экологический класс. РЭО ГИБДД "данные изъяты" МУ МВД России было установлено, что Семин А.И., обратившись с заявлением о постановке на регистрационный учет указанных транспортных средств, представил документы (свидетельства о безопасности конструкций транспортных средств), содержащие недостоверную информацию.
О принятом решении начальника РЭО ГИБДД "данные изъяты" МУ МВД России ДД.ММ.ГГГГ был проинформирован Семин А.И. (л.д. 7).
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил обязательную регистрацию транспортных средств.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (п. 3 ст. 15 Закона N 196-ФЗ).
Данная норма закона прямо запрещает регистрацию транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" от 15.06.1998 N 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Подпункт "з" п. 12 данного Положения предусматривает, что госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент).
Пункт 15 Административного регламента закрепляет, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Согласно п. 3 Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила N 1001) не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами в случае, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.
Данная норма согласуется с п. 24 (абз. 2, 3) Административного регламента государственная услуга не предоставляется в случае представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию; представление транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ноябре 2013 года по заявлению Семина А.И. РЭО ГИБДД "данные изъяты" МУ МВД России были зарегистрированы транспортные средства: "А", с регистрационными знаками N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N; "Б", с регистрационным знаком N. Для совершения регистрационных действий были предъявлены свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств, в которых указан экологический класс 4, номер сертификата соответствия экологическому классу не указан.
Из сообщения Межотраслевого фонда "Поддержка технических инициатив автовладельцев", полученного в ходе проведения проверки, следует, что автомобили "А", выпускаемый с 1966 года, "Б", выпускаемый с 1981 года, имеют экологический класс EURO "нулевой", при этом указано, что отсутствует техническая возможность доработки конструкции указанных транспортных средств путем изменения конструкции до соответствия его 4 -ому экологическому классу (л.д. 37, 38).
В силу п. 1 ст. 15 Закона N 196-ФЗ транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Пункт 1 ст. 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 утвержден Технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Технический регламент), который с 01.01.2010 запрещает выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже 4 (п.п. 10, 14).
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск (абз. 2 п. 51 Правил N 1001).
Пунктом 7 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказами от 23.06.2005 МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 (далее - Положение) предусмотрено, что подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке, а также на транспортные средства, отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них Свидетельства.
Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (п. 9 Положения).
В силу п. 72 Положения выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
Таким образом, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявления Семина А.И. о признании незаконным решения РЭО ГИБДД РЭО ГИБДД Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании регистрации транспортных средств и об обязании восстановить регистрацию транспортных средств, так как оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, в связи с тем, что Семин А.И. представил в Управление на регистрацию транспортных средств документы (сведения), содержащие недостоверную информацию об экологическом классе автомобилей.
Изложенное указывает на незаконность и необоснованность решения, необходимость его отмены в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права. Учитывая положение ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции принимает новое решение, которым отказывает Семину А.И. в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 26 мая 2014 года по настоящему делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении заявления Семину А.И. об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации " "данные изъяты"" отказать.
Председательствующий
Долгополова Т.В.
Судьи
Редько Е.П.Вениченко О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.