Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Пархомович Г.П.,
при секретаре Майнагашевой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы, представителей Министерства финансов Республики Хакасия Тахтобиной Н.П. и Тудвасовой А.Н. на решение Абаканского городского суда от 12 мая 2014 года, которым исковые требования прокурора города Саяногорска, действующего в интересах Колесниченко Н.И. к Министерству финансов Республики Хакасия, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, администрации муниципального образования города Саяногорска о взыскании денежных средств и обязании производить ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг удовлетворены частично.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Министерства финансов Республики Хакасия Тудвасовой А.Н., поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора Минчук Е.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Саяногорска в интересах Колесниченко Н.И. обратился с иском к Министерству финансов Республики Хакасия о взыскании денежных средств и обязании возмещать расходы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг. В обоснование иска указано, что Колесниченко Н.И. является вышедшим на пенсию медицинским работником, проработавшим более 10 лет в сельской местности, и имеет право на компенсацию расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. В период с 01.03.2013 г. по 30.09.2013 г. возмещение расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на сумму ... рублей ... коп. Колесниченко Н.И. не выплачена. Просил взыскать с Министерства финансов Республики Хакасия за счет казны Республики Хакасия денежную компенсацию расходов и обязать производить ежемесячное возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.
Определениями суда от 18.02 2014 г. и от 11.03.2014 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, администрация города Саяногорска.
В судебном заседании процессуальный истец прокурор Клестер О.В. исковые требования уточнила, просила взыскать в счет возмещения расходов по оплате коммунальных услуг за 01.03.2013 г. по 30.09.2013 г. ... руб. ... коп.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Тахтобина Н.П. исковые требования не признала, пояснила, что установление мер социальной поддержки медицинских работников не является обязательством субъекта Российской Федерации. Указала, что финансирование переданных Республике Хакасия полномочий по предоставлению льгот не обеспечено Российской Федерацией, субвенции на указанные меры социальной поддержки из федерального бюджета не поступали, данные льготы должны предоставляться за счет средств Федерального бюджета.
Истец Колесниченко Н.И., представители ответчика Министерства финансов Российской Федерации, администрации г. Саяногорска в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение, которым взыскал с Министерства финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия в пользу Колесниченко Н.И. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения в сумме ... руб. ... коп. и возложил обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки в виде компенсации расходов коммунальных услуг с 1 октября 2013 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказал.
С решением не согласилась представитель Министерства финансов Республики Хакасия Тахтобина Н.П..
В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просила решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, указала на отсутствие вины в действиях (бездействиях) государственной органов власти Республики Хакасия, поскольку до установления порядка предоставления мер социальной поддержки обязанность по сохранению жилищно - коммунальных льгот возложено на Российскую Федерацию.
Полагала, что расходы истца в соответствии со ст. 15 ГК РФ являются его убытками, который в соответствии с требованиями ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ должны быть возмещены Российской Федерацией.
Ссылаясь на ст. 72 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", полагала, что установление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским работникам органами государственной власти субъектов Российской Федерации является их правом, а не обязанностью.
Судом не указано, на основании какого нормативно-правового акта на Министерство финансов Республики Хакасия возложена обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки истцу в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг и в каком объеме.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Тудвасова А.Н. указала, что суд необоснованно возложил обязанность на Министерство финансов Республики Хакасия возмещения расходов по оплате коммунальных услуг, поскольку возмещению подлежат только расходы на отопление и освещение. Ссылаясь ст.1069 ГК РФ, указала на то, что обязанность возмещения указанных расходов Министерством финансов Республики Хакасия подлежит исполнению за счет казны Республики Хакасия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу 8 мая 2003 года). В силу п. 10 вышеуказанного постановления квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельской местности и в рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местным бюджетным учреждениям) или надлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям, организациям, необходимая и вполне пригодная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений, организаций по действительной их стоимости.
Пунктом 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" установлено, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
Согласно ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратила силу.
Данная статья дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Как указано в ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст.153 Федерального закона N122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, определениях от 01 марта 2007 года N 129-О-П, от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, от 24 июня 2014года N 1301-О 07, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, а обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. Порядок предоставления пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, мер социальной поддержки должен осуществляться на основании правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, и этот механизм должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Доказательства, которые свидетельствовали бы о введении взамен ранее приостановленных мер социальной поддержки иного механизма возмещения указанных выше расходов Республикой Хакасия, представлены не были.
Как видно из трудовой книжки, Колесниченко Н.И. с ... по ... осуществляла трудовую деятельность в поликлинике ... (л.д.13 - 16).
Колесниченко Н.И., ФИО11(муж) являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: ... истец фактически проживает в ней (л.д.31).
Согласно пенсионного удостоверения Колесниченко Н.И. вышла на пенсию в 2002 году ( л.д.12).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Колесниченко Н.И. права на предоставление указанной меры социальной поддержки, поскольку она проработала медицинским работником в сельской местности не менее 10 лет.
Учитывая, что истице в период с марта по сентябрь 2013 года понесенные ей расходы за отопление и освещение не компенсировались, суд первой инстанции обоснованно взыскал их с Минфина Хакасии за счет казны Республики Хакасия, размер которых сторонами не оспорен.
В соответствии с ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Учитывая, что ранее действовавшим законодательством предусматривались меры социальной поддержки только на оплату освещения и отопления, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения обязанности по предоставлению мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в полном объеме, так как коммунальные услуги это не только отопление и электроснабжение, но и горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение.
Судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда, указав на обязанность Минфина Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия предоставить Колесниченко Н.И. социальную поддержку в виде компенсации расходов на отопление и освещение.
Учитывая, что распорядителем бюджетных средств в Республике Хакасия на момент возникновения спорных правоотношений является Министерство финансов Республики Хакасия (Положение "О Министерстве финансов Республики Хакасия", утвержденное Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 года N 151 (ред. от 27 марта 2014 года), судебная коллегия полагает, что обязанность компенсировать расходы на коммунальные услуги (отопление, освещение) может быть возложена на Минфин Хакасии только за счет средств казны Республики Хакасия, а не за счет его собственных средств.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит обоснованными доводы апеллятора о том, что обязанность по возмещению расходов по оплате освещения и отопления жилого помещения подлежит исполнению Министерством Финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия.
Довод жалобы ответчика о том, что постановлениями Правительства Республики Хакасия от 23 ноября 2010 года N 603 "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения Республики Хакасия (2011 - 2013 годы)" и от 13 ноября 2013 года N 614 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия до 2020 года", предусмотрены выплаты указанной категории медицинских работников на оплату жилищно-коммунальных услуг, отклоняется судебной коллегией, поскольку из их содержания не усматриваются, что они приняты во исполнение вышеуказанного законодательства, которым гарантировано предоставление мер социальной поддержки в виде возмещения расходов на отопление и освещение жилой площади пенсионерам из числа медицинских работников, проживающих в сельской местности.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", в соответствии с пунктом 21 которого за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет, было признано недействующим на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625, т.е. до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Несмотря на это, как следует из представленных материалов, истице данная льгота продолжала предоставляться. Тем самым государством обеспечивались стабильность социальной защиты указанной категории граждан и поддерживалось доверия к действиям государства, которое не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. В связи с чем, доводы ответчика о том, что истица на 1 января 2005 года утратила право на получение льгот, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Утверждение ответчика о том, что Минфин Хакасии является ненадлежащим ответчиком, поскольку федеральный законодатель в связи с внесением изменений в ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не урегулировал порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности, после 01 января 2005 года, и соответственно Российская Федерация должна нести обязанности по сохранению жилищно-коммунальных льгот, является несостоятельным, поскольку противоречит вышеприведенным нормам права, из содержания которых усматривается, что меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на то, что в 2013 году бюджету Республики Хакасия не выделялась субсидия из федерального бюджета на возмещение расходов по предоставляемым льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг, не может повлечь отмену судебного постановления. Предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета. Кроме того, неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения медицинских работников, проживающих в сельской местности и проработавших не менее 10 лет, принадлежащих им прав на получение мер социальной поддержки.
Иные доводы жалоб основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Решение суда в остальной части сторонами не обжалуется, судебной коллегией в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 12 мая 2014 года по настоящему делу в части возложения обязанности на Министерство финансов Республики Хакасия предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг Колесниченко Н.И. с 01 октября 2013 года изменить.
Возложить на Министерство финансов Республики Хакасия обязанность предоставлять ежемесячно меры социальной поддержки Колесниченко Н.И. в виде компенсации расходов на отопление и освещение с 01 октября 2013 года за счет средств казны Республики Хакасия.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Топоев А.С.
Судьи Капустина Т.М.
Пархомович Г.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.