Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Лапуговой Л.А.,
судей Душкова С.Н., Немежикова А.П.,
при секретаре Путинцевой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истицы на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 мая 2014 года по делу по иску прокурора города Саяногорска в интересах Мартовской Н.К. к Министерству финансов Республики Хакасия, Министерству финансов Российской Федерации, администрации города Саяногорска о взыскании денежных средств, которым иск удовлетворён частично.
Заслушав доклад судьи Немежикова А.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Саяногорска предъявил к Министерству финансов Республики Хакасия (далее - МФ РХ) иск о взыскании в пользу Мартовской Н.К. за счёт средств казны Республики Хакасия "данные изъяты" - в возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за март-сентябрь 2013 г., и о возложении обязанности ежемесячно, начиная с 01.10.2013 г., возмещать ей как пенсионеру из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности, расходы по оплате этих услуг, указывая, что истице с 01.03.2013 г. меры социальной поддержки как пенсионеру из числа медицинских работников за счёт казны Республики Хакасия не предоставлялись (л.д.2-5, 29-30).
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Хакасия (далее - УФК по РХ) и администрация города Саяногорска (л.д.61, 77).
При разбирательстве дела прокурор поддержал иск, представитель МФ РХ его не признала, другие участвующие в деле лица в судебном заседании не присутствовали.
Решением суда иск удовлетворён частично - с МФ РХ в пользу Мартовской Н.К. взыскано "данные изъяты" в возмещение расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения за март-сентябрь 2013 г., на этого ответчика возложена обязанность ежемесячно с 01.10.2013 г. предоставлять Мартовской Н.К. социальную поддержку в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения; в остальной части отказано (л.д.113-117).
С решением суда не согласилась истица, подала апелляционную жалобу, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска к МФ РХ в полном объёме, указывая, что до 31.01.2013 г. на основании Положения, утверждённого постановлением администрации г. Саяногорска от 23.03.2012 N371, ей в размере 100 процентов возмещались все расходы на оплату жилого помещения. С передачей муниципального учреждения здравоохранения г. Саяногорска в ведение Республики Хакасия должны быть сохранены эти меры социальной поддержки, а не только в части оплаты за отопление и освещение, как это было указано в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 N517, что следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ в постановлении от 15.05.2006 N5-П, согласно которой изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления и, следовательно, ей должны быть предоставлены меры социальной поддержки в виде денежной компенсации 100 процентов расходов по оплате за жилое помещение по всем видам предоставляемых и оплачиваемых услуг, поскольку не предоставление этих мер приводит к существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (л.д.122).
Возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор выразил согласие с решением суда. Истица и представители ответчиков, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда не явились, сведений о причинах неявки и доказательств уважительности причин неявки не представили, и судебная коллегия приступила к рассмотрению дела в их отсутствие в порядке статьи 167 ГПК Российской Федерации.
Выслушав объяснения прокурора, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части и в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим медицинским работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 N517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", которым было предусмотрено, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 N625 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов СМ СССР и Правительства РФ, актов ЦК КПСС и СМ СССР в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" признано не действующим на территории Российской Федерации постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 N517.
Статьёй 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N5487-1 (в редакции, действовавшей до 1.01.2005 г.), были предусмотрены права медицинских и фармацевтических работников. Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения в статью 63 этих Основ, в соответствии с которыми её часть 2 утратила силу, и она дополнена частями 5 и 6, согласно которым полномочия по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а работников муниципальных организаций здравоохранения органам местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 153 названного Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истица Мартовская Н.К. проживает в г. Саяногорске в собственной квартире, что видно из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и финансово-лицевого счёта (л.д.9, 50).
Истица как ветеран труда (л.д.23) являлась получателем мер социальной поддержки на оплату за жилое помещение, отопление и освещение (л.д.52).
Также она является пенсионером и относится к категории лиц из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, имеющих право на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, что следует из её трудовой книжки, пенсионного удостоверения (л.д.8, 23).
В соответствии с Положением о предоставлении в 2012 году мер социальной поддержки пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности (поселках городского типа) на должностях медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений (предприятий) и не осуществляющим трудовую деятельность (включая проживающих с ними членов их семей), проживающим на территории муниципального образования г. Саяногорск, утверждённым постановлением администрации муниципального образования г. Саяногорск от 23.03.2012 N371, с последующими изменениями и дополнениями (далее - постановление администрации от 23.03.2012 N371), таким пенсионерам и членам их семей предоставлялись в период с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. меры социальной поддержки в виде:
-денежной компенсации 100 процентов расходов на оплату жилого помещения, которая для собственника помещения включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
-денежной компенсации 100 процентов расходов за оплату коммунальных услуг, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В связи с этим Мартовская Н.К. подала в Управления социальной поддержки населения муниципального образования город Саяногорск заявление о прекращении предоставления ей льгот как ветерану труда, указав, что компенсацию затрат на оплату за жилое помещение, отопление и освещение она будет получать в соответствии с постановлением администрации г. Саяногорска как медицинский работник, отработавший в сельской местности более 10 лет и вышедший на пенсию (л.д.53).
Решением руководителя этого Управления прекращено с 01.03.2012 г. предоставление Мартовской Н.К. льгот по оплате за жилое помещение, отопление и освещение как ветерану труда (л.д.54).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.09.2012 N649 "О принятии в государственную собственность Республики Хакасия муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения города Саяногорска, Усть-Абаканского и Ширинского районов" переданы из муниципальной собственности в государственную собственность Республики Хакасия, в частности муниципальные учреждения здравоохранения г. Саяногорска.
Иск прокурора в интересах Мартовской Н.К. основан на том, что она до 01.03.2013 г. в соответствии с постановлением администрации от 23.03.2012 N371 пользовалась правом на компенсацию расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, а с 01.03.2013 г. меры социальной поддержки за счёт казны Республики Хакасия не предоставляются, при этом расчёт требуемых сумм прокурор произвёл на основании указанного постановления администрации от 23.03.2012 N371.
Установив эти обстоятельства, суд пришёл к правильным выводам, что действующим законодательством таким лицам полная компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг не предусмотрена, а собственникам жилых помещений из числа таких лиц возмещению подлежат только расходы на отопление и освещение жилого помещения.
Наряду с этим суд, также правильно в мотивировочной части решения указав, что предоставление такой компенсации относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Республики Хакасия), не отразил в резолютивной части решения свой вывод о её предоставлении за счёт казны Республики Хакасия.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003 N23 "О судебном решении" разъяснил, что резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении и, следовательно, указанный вывод суда о предоставлении компенсации за счёт казны Республики Хакасия необходимо изложить в резолютивной части решения, дополнив её.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на законе и обоснованы и, судебная коллегия, рассмотрев апелляционную жалобу, не установила по её доводам оснований для иных выводов.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд пришёл к неверному выводу об удовлетворении иска лишь в части возмещения расходов на оплату услуг за отопление и освещение жилого помещения, не учёл, что ранее постановлением администрации от 23.03.2012 N371 расходы по оплате коммунальных услуг возмещались в полном объёме, и при передаче учреждений здравоохранения из муниципальной собственности в государственную собственность Республики Хакасия должны быть сохранены ранее предоставляемые меры социальной поддержки, предусмотренные указанным постановлением, а не только в части оплаты за отопление и освещение жилого помещения, как было предусмотрено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 N517. При этом истица ссылается на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 N5-П о том, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Эти доводы жалобы выводы суда не опровергают, они направлены к иной оценке установленных обстоятельств и иному толкованию норм материального права, что не свидетельствует о их неправильном применении судом.
Так, из норм части 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счёт соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Сам по себе тот факт, что постановлением администрации от 23.03.2012 N371 были установлены на 2012 г. дополнительные меры социальной поддержки за счёт средств бюджета муниципального образования, не означает, что на федеральном уровне был изменён механизм предоставления таких социальных гарантий, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, которое претерпело изменения в связи с принятием Федерального закона N122-ФЗ.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. В остальной части решение суда не обжаловано, и его законность и обоснованность судебная коллегия не проверяет. Нарушений норм материального права, а также требований процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 мая 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы без удовлетворения.
Абзацы второй и третий резолютивной части этого решения после слов "Министерства финансов Республики Хакасия" дополнить словами "за счёт средств казны Республики Хакасия".
В абзаце четвёртом резолютивной части этого решения слова "за счет казны Республики Хакасия" - исключить.
Председательствующий Л.А. Лапугова
Судьи С.Н. Душков
А.П. Немежиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.