Председатель Верховного Суда Удмуртской Республики Суханов Ю.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Удмуртской Республике Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике С.
на решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 4 марта 2014 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 7 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" Павловой О.Т.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением прокурора Алнашского района Удмуртской Республики от 17 сентября 2013 года в отношении "данные изъяты" Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее по тексту также - ООО " "данные изъяты"", Общество) Павловой О.Т. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ).
Постановлением N04-018п/Пс от 15 января 2014 года, вынесенным государственным инспектором Российской Федерации по охране природы по Удмуртской Республике Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике С., "данные изъяты" ООО " "данные изъяты"" Павлова О.Т. признана виновной в совершении административного правонарушения, статьей 8.41 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере три тысячи рублей.
Решением судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 4 марта 2014 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 7 апреля 2014 года, постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях "данные изъяты" Общества Павловой О.Т. события административного правонарушения.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, не согласившись с решениями по результатам рассмотрения жалоб на данное постановление, оспорило их, подав жалобу в суд надзорной инстанции.
В жалобе в порядке надзора заявитель просит вынесенные по делу решения отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая, что судья районного суда и судья верховного суда республики не исследовали вопрос об осуществлении Обществом выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и не дали данному обстоятельству никакой оценки; за ООО " "данные изъяты"", как за лицом, обладающим правом собственности на образовавшиеся в процессе его деятельности отходы, сохраняется обязанность по внесению платы за их размещение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в Верховный Суд Удмуртской Республики 18 июля 2014 года, доводы жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в виду следующих обстоятельств.
Статья 8.41 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Прокурор района и государственный инспектор, квалифицируя действия Павловой О.Т., как "данные изъяты" Общества, по статье 8.41 КоАП РФ, соответственно в постановлении от 17 сентября 2013 года и в постановлении от 15 января 2014 года указали, что ООО " "данные изъяты"", осуществляя деятельность, предусмотренную Уставом Общества, размещает отходы производства и потребления: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы (мусор) от бытовых помещений объектов оптово-розничной торговли производственными товарами; плата за негативное воздействие на окружающую среду за "данные изъяты" года ООО " "данные изъяты"" в сумме "данные изъяты" в срок до "данные изъяты" года не внесло.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия, которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 16 Федеральный закон от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 названного закона к негативному воздействию на окружающую среду относится, помимо прочего, размещение отходов производства и потребления.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено, что субъектами внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N632.
Действие данного порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены П Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года N557 установлен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под объектом размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает, в числе прочих, следующие требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Судья районного суда и судья верховного суда республики, указывая на отсутствие в действиях "данные изъяты" Общества Павловой О.Т. события правонарушения по статье 8.41 КоАП РФ, исходили из того, что ООО " "данные изъяты"" не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Данные обстоятельства обоснованно позволили районному судье прекратить производство по делу по соответствующему основанию (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела, оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела судьями были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых были вынесены оспариваемые решения, доказаны.
Кроме того, в жалобе в порядке надзора государственный инспектор просит принятые по делу решения, отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение либо отмена решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого оно вынесено, не допускается.
Указанная норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
В данном случае отмена решения районного судьи и судьи верховного суда республики не восстановит отмененное постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и приведет к обсуждению вины "данные изъяты" Общества Павловой О.Т. в совершении правонарушения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ), что ухудшит ее положение в смысле части 2 статьи 30.17 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы судом надзорной инстанции выносится постановление об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы без изменения, а жалобы, рассмотренной в порядке надзора, без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьями 30.18, 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 4 марта 2014 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 7 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" Павловой О.Т. оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Удмуртской Республике Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике С. - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Удмуртской Республики Ю.В. Суханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.