Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Ковалевой Т.И.,,
судей
Тушнолобовой Л.А.,
Морозовой С.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Морозовой И.В., рассмотрела в открытом судебном заседании 18.09.2014 в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Ильина В.А. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о возложении обязанности включить в стаж государственной гражданской службы в органах внутренних дел военную службу по призыву в льготном исчислении
по апелляционной жалобе истца Ильина В.А. на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбург Свердловской области от 22.05.2014.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., объяснения истца Ильина В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Речновой О.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильин В.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее - ГУВД по Свердловской области) о возложении обязанности включить в стаж государственной гражданской службы в органах внутренних дел военную службу по призыву в льготном исчислении.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с ( / / ) по ( / / ) он работал в должности государственного инспектора отдела по налогообложению физических лиц Государственной налоговой инспекции г. Режа Свердловской области. В период с ( / / ) по ( / / ) - в должности государственного налогового инспектора отдела по налогообложению юридических лиц Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Реж Свердловской области. В период с ( / / ) по ( / / ) - в должности оперуполномоченного Ирбитского межрайонного отдела УФСНП России по Свердловской области. С ( / / ) по ( / / ) проходил службу в управлении по налоговым преступлениям ГУВД Свердловской области в Межрайонном отделе г. Алапаевска. ( / / ) на основании приказа N от ( / / ) был уволен из органов внутренних дел.
На его обращение в ноябре 2013 года в ГУВД по Свердловской области с заявлением о расчете пенсии по выслуге лет с учетом изменений, внесенных в военный билет серия ( / / ) , ответчик указал, что выслуга на момент увольнения из органов внутренних дел составила 19 лет 11 месяцев 23 дня.
Ссылаясь на ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" просил зачесть период его службы по призыву с ( / / ) по ( / / ) в стаж государственной службы в органах внутренних дел из расчета один день военной службы по призыву за два дня государственной службы и определить выслугу лет для назначения пенсии на момент увольнения в льготном исчислении.
Кроме того, истец дополнил свои исковые требования требованием о возложении на ответчика обязанности засчитать в стаж государственной службы в органах внутренних дел период учебы в Алапаевском индустриальном техникуме и Шадринском финансово-экономической колледже в календарном исчислении 1 год, 11 месяцев, 2 дня, поскольку указанный период уже был засчитан Управлением Федеральной службы налоговой полиции России по Свердловской области.
В судебное заседание истец не явился, был извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивал.
В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась, поддержала позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, кроме того, пояснила, что расчет при исчислении стажа ГУВД по Свердловской области является верным.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 22.05.2014 исковые требования Ильина В.В. к ГУВД России по Свердловской области удовлетворены частично. На ГУВД России по Свердловской области возложена обязанность засчитать Ильину В.А. в стаж государственной гражданской службы в органах внутренних дел период учебы в Алапаевском индустриальном техникуме и Шадринском финансово-экономическом колледже в календарном исчислении из расчета 01 год 11 месяцев 2 дня. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ГУВД России по Свердловской области в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере ( / / ) .
Не согласившись с решением суда в части отказа в иске, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, указывая, что указанный период прохождения им службы по призыву подлежит зачислению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении - один день военной службы за два дня работы на основании п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В заседании суда апелляционной инстанции Ильин В.А. требования, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель ответчика ГУВД России по Свердловской области Речнова О.В. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, указывая на отсутствие правовых оснований для её удовлетворения.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем, таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Из материалов дела и содержания решения видно, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда им соответствуют. Представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено.
Судом установлено, что Ильин В.А. проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации в период с ( / / ) по ( / / ) в соответствии с военным билетов N , выданным военным комиссариатом г. Режа Свердловской области ( / / ) .
Так, в период с ( / / ) по ( / / ) Ильин В.А. проходил курс молодого бойца войсковой части N , в период с ( / / ) по ( / / ) являлся военным строителем войсковой части N , в период с ( / / ) по ( / / ) - курсант Свердловского высшего военного танко-артиллерийского училища, в период с ( / / ) по ( / / ) - стрелок войсковой части N .
В соответствии со справкой ГУВД России по Свердловской области Ильину В.А. период службы в Вооруженных силах Российской Федерации зачислен в календарном исчислении.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации ) - один день военной службы за два дня работы.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации .
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащих определяется Правительством Российской Федерации .
Этот порядок определен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, которым установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Служба в органах внутренних дел, являющаяся составной частью правоохранительной службы, действительно входит в систему государственной службы Российской Федерации. Вместе с тем, как предусматривает п. 1 ст. 14 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" - стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941.
Следовательно, льготное исчисление периодов военной службы по призыву предусмотрено Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (пункт 3 статьи 10) только для определенных категорий лиц для зачета в общий трудовой стаж, за который назначается и выплачивается пенсия по старости органами социальной защиты населения.
Доказательств того, что служба Ильина В.А. проходила в условиях, подлежащих зачету в выслугу лет в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, истцом не представлено. Кроме того, при увольнении истца из органов внутренних дел рассчитывался не его общий трудовой стаж, а выслуга лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворения иска в части правомерности отказа ГУВД России по Свердловской области по включению периода срочной военной службы по призыву в выслугу лет в льготном порядке из расчета один день срочной военной службы за два дня государственной службы и обязании включить этот период в выслугу лет в органах внутренних дел в льготном порядке, так как приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Указанный вывод согласуется и с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 06.06.2012 N АКПИ12-630 и определении от 09.10.2012 N АПЛ12-542, согласно которым пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон о пенсионном обеспечении), статья 1 которого распространяет его действие на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу). Согласно Федеральному закону от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Доводы жалобы в указанной части не содержат оснований, влекущих отмену решения суда в указанной части и принятие решения об удовлетворении исковых требований в данной части, все они являлись предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и ошибочное толкование действующего законодательства не могут служить основанием к отмене решения суда.
Доводы истца о применении в деле положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" должны быть отклонены, поскольку данный нормативный акт не регулирует вопросы пенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы из органов внутренних дел. На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как срочная военная служба истца проходила в обычных условиях.
Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22.05.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ильина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И. Ковалева
Судьи
Л.А. Тушнолобова
С.Б. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.