Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Константиновой О.В., судей Деменевой Л.С., Лимоновой Л.Ф., при секретаре Савичевой А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании 30.09.2014 гражданское дело по иску М. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма,
по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 03.06.2014.
Заслушав доклад судьи Лимоновой Л.Ф., объяснения истца М. и его представителя З. , действующего на основании доверенности от ( / / ) , представителя ответчика ФГКУ "Центррегионжилье" Г. , третьего лица Щ. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье", учреждение), Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о возложении на ответчиков обязанности принять истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в ...
В обоснование заявленного иска М. указал, что он проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и был уволен с военной службы ( / / ) по организационно-штатным мероприятиям и исключен из списков личного состава войсковой части ( / / ) при выслуге лет по состоянию на ( / / ) в календарном исчислении 14 лет 8 месяцев 29 дней. В период службы истец и члены его семьи были обеспечены служебным жилым помещением, а при увольнении М. подал рапорт на обеспечение его жильем в ... и поскольку жилое помещение ему до сих пор не предоставлено, истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 03.06.2014 исковые требования М. удовлетворены частично: на ФГКУ "Центррегионжилье" возложена обязанность принять истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В удовлетворении иска к остальным ответчикам - Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Центррегионжилье" просит решение суда отменить полностью, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель считает неправомерным вывод суда первой инстанции о доказанности требований истца, который в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил имеющие значение для существа рассматриваемого спора доказательства, подтверждающие факт его постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в частности, выписку из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части, рапорт. Само по себе наличие права на обеспечение жилым помещением не свидетельствует о наличии оснований состоять на учете, так как заявитель должен был совершить действия, которые влекут за собой определенные правовые последствия, что прямо следует из требований ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Центррегионжилье" на апелляционной жалобе настаивал по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании истец М. , его представитель З. , а также третье лицо Щ. полагали решение принятым в точном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Остальные лица, участвующие в деле, были извещены о времени и месте судебного заседания путем направления им извещения от ( / / ) , и размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет.
Явившиеся в судебное заседание стороны, 3-и лица, против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц не возражали.
При таких обстоятельствах и с учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что участвующие в деле лица знали о рассмотрении дела в суде, извещены о времени и месте судебного заседания по имеющимся в материалах дела адресам за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, а также обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Судом первой инстанции было установлено и материалами дела подтверждено, что М. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и досрочно уволен с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий приказом Командующего войсками Дальневосточного военного округа от ( / / ) N , а также исключен из списков личного состава части с ( / / ) .
Решением ФГКУ "Центррегионжилье" N от ( / / ) М. и членам его семьи ( Щ. и В. ) было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, так как ответчику не были представлены доказательства обращения истца до увольнения с военной службы с рапортом о постановке на такой учет.
Возражая на заявленный иск, представитель ФГКУ "Центррегионжилье" указал, что у ответчика отсутствуют сведения обращения истца с рапортом о принятии его на учет нуждающихся в получении жилых помещений и вынесения в связи с этим решения жилищной комиссии. В то же время у ответчика отсутствуют доказательства принятия решения жилищной комиссии об отказе в принятии на учет, или снятии с такого учета.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации .
В настоящее время действует Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 (далее - Инструкция от 30.09.2010 N 1280), в п. 1 которой указано, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются перечисленные в Инструкции документы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований, в частности, Инструкции от 30.09.2010 N 1280; установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в числе которых поименовано и ФГКУ "Центррегионжилье".
Ранее, до принятия Инструкции от 30.09.2010 N 1280, действовала Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 (далее - Инструкция от 15.02.2000 N 80).
Согласно п.п. 26-28 Инструкции от 15.02.2000 N 80 учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Судом при определении характера спорных правоотношений, были установлены такие юридически значимые факты, как обращение М. до увольнения с военной службы к командиру войсковой части N с рапортом, в котором он просил ходатайствовать перед вышестоящим командованием об увольнении его из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации с зачислением в запас по организационно-штатным мероприятиям, указывал, что жилым помещением он не обеспечен, проживает в служебном жилом помещении. Также в рапорте истец просил не исключать его из списков личного состава части до заключения договора социального найма на жилое помещение в ... , а также распределить ему жилое помещение от Министерства обороны Российской Федерации.
Аналогичные сведения указаны в листе беседы, из которого следует, что М. претендует на предоставление ему жилого помещения из фонда Министерства обороны РФ.
Таким образом, истец до увольнения с военной службы выразил свою волю на постановку его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обратившись к командиру войсковой части с соответствующим рапортом, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что М. был соблюден установленный законом порядок обращения к уполномоченному органу.
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал тот факт, что М. жилым помещением в соответствии с требованиями действующего законодательства, включая Федеральный Закон РФ "О статусе военнослужащих", обеспечен не был, поскольку в период прохождения военной службы истцу и членам его семьи было предоставлено только служебное жилое помещение в виде квартиры N дома N по ... , статус которого на момент рассмотрения настоящего дела, сохраняется.
Также судом была дана оценка доказательствам, подтверждающим наличие у М. и членов его семьи оснований для признания нуждающимися в жилом помещении, поскольку они на момент увольнения истца, были обеспечены жилым помещением менее учетной нормы. Данные выводы суда ответчиком также не оспариваются.
При этом в качестве основания для отмены судебного решения и отказа в удовлетворении заявленного иска ответчик ссылается на отсутствие у него надлежащего рапорта истца с комплектом необходимых документов, соответствующего решения жилищной комиссии войсковой части о принятии М. на учет, а также отсутствие данных об истце в базе данных "Учет".
Вместе с тем, указанным доводам ответчика судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка на основании представленных сторонами доказательств, а также сделан обоснованный вывод о том, что в нарушение требований Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, органы военного управления решения о принятии истца на учете или об отказе в постановке на учет - не приняли, истец о результатах рассмотрения его рапорта извещен не был.
Таким образом, письменное обращение истца в жилищную комиссию войсковой части в нарушение требований Инструкции рассмотрено не было, что тем не менее, не должно повлечь за собой негативные правовые последствия для М. , который выполнил возложенные на него законом обязанности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции было постановлено законное решение при правильном применении и толковании норм материального права. Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением, переоценкой сделанных судом выводов, правовых основания для которой у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 03.06.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В.Константинова
Судьи: Л.С. Деменева
Л.Ф.Лимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.