Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Нюхтилиной А.В.
судей
Вологдиной Т.И., Овчинниковой Л.Д.
при секретаре
Соболевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 сентября 2014 года гражданское дело N2-1229/14 по апелляционной жалобе Якобсон О.С., Якобсон Б.С., Гавриловой Е.И., Беликова А.В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2014 года по иску Якобсон О.С., Якобсон Б.С., Гавриловой Е.И., Беликова А.В. к Правительству Санкт-Петербурга о взыскании недоплаченных сумм ежемесячных детских пособий.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения представителя истцов Якобсон О.С., Якобсон Б.С., Гавриловой Е.И. - Лебедева А.В. (доверенность N 78 А 6555612 от 05.05.2014 года сроком действия по 26.08.2016 года, доверенность N 78 А А 6555611 от 05.05.2014 года сроком действия по 26.08.2016 года, доверенность N 78 А А 6555613 от 05 мая 2014 года сроком действия по 26.08.2016 года), представителей ответчика Правительства Санкт-Петербурга - Рожкову Е.В. (доверенность N 07-125/60 от 09.01.2014 года сроком действия по 31.12.2014 года), Матвееву Е.Б. (доверенность N 07-125/94 от 09.01.2014 года сроком действия по 31.12.2014 года), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2014 года в удовлетворении исковых требований Якобсон О.С., Якобсона Б.С., Гавриловой Е.И., Беликова А.В. к Правительству Санкт-Петербурга о взыскании недоплаченных сумм ежемесячных детских пособий отказано.
В апелляционной жалобе Якобсон О.С., Якобсон Б.С., Гаврилова Е.И., Беликов А.В. просят решение суда от 12 мая 2014 года отменить, удовлетворить исковые требования о взыскании с Правительства Санкт-Петербурга в пользу Якобсона Б.С. - " ... " руб., в пользу Якобсон О.С. - " ... " руб., в пользу Гавриловой Е.И. - " ... " руб., в пользу Беликова А.В. - " ... " руб.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Материалами дела установлено , что Г.Л.Д. являлась опекуном несовершеннолетних: Якобсон О.С. с "дата" по "дата" в соответствии с распоряжением главы администрации Кировского района Санкт-Петербурга от "дата" N ... (л.д. 21); Якобсона Б.С. с "дата" по "дата" на основании того же распоряжения; Беликова А.В. с "дата" на основании распоряжения администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от "дата" N ... (л.д. 22) и Гавриловой Е.В. с "дата" по "дата" на основании постановления Василеостровской районной администрации Санкт-Петербурга от "дата" N ... (л.д. 23).
Истцы обратились в суд с иском к Правительству Санкт-Петербурга и Местной администрации муниципального образования город Петергоф о взыскании недополученных денежных сумм, выплачиваемых на детей-сирот. В обоснование заявленных требований истцы указывают на то, что они находись под опекой Г.Л.Д. она получала на них денежные средства. Размер пособия устанавливался Распоряжениями мэра Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга, однако его размер не соответствовал нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием для детей, в связи с чем истцы полагают, что такие средства выплачивались не в полном объеме. Разница между тем, что должно было быть выплачено и тем, что было выплачено действительно за период их нахождения под опекой и составляет сумму исковых требований.
Недоплата, по мнению истцов, составила: Якобсон О.С. за период с "дата" по "дата" в сумме " ... " руб. " ... " коп.; Якобсону В.С. за период с "дата" по "дата" - " ... " руб. " ... " коп.; Беликову А.В. за период с "дата" по "дата" - " ... " руб. " ... " коп.; Гавриловой Е.И. за период с "дата" по "дата" - " ... " руб.
Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2014 года производство по иску истцов к Местной администрации муниципального образования город Петергоф о взыскании недополученных сумм ежемесячных детских пособий прекращено в связи с отказом истцов от исковых требований (л.д.167-168).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую правовую оценку, постановил решение в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, регулирующего настоящие правоотношения, и добытыми по делу доказательствами.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в спорный период регулировались Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ), статьей 1 которого предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; право обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.
Согласно ст. 4 Закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений.
Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.
В соответствии со ст. 5 Закона N 159-ФЗ расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии п. 5 ст. 150 СК РФ так же было предусмотрено, что на содержание ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшим во время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности.
Пунктом 1 названного постановления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления предусмотрено, что нормы материального обеспечения и льготы, установленные для воспитанников указанных выше учреждений, распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, в приемные семьи и детские дома семейного типа. Также данным пунктом Министерству образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации предписано разработать в месячный срок положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999 года N 199 утверждено положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), которым установлено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
Аналогичные положения закреплены пунктом 2 статьи 121 СК РФ и пунктом 1 статьи 34 ГК РФ.
Согласно Положению о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) (утв. приказом Министерства образования РФ от 16.02.1993 N 50), местные органы управления образованием выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных натуральных норм, по фактическим ценам данного региона.
После вступления в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 150 СК РФ были внесены изменения - с 1 января 2005 года на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и в размере, установленном законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время указанное положение закреплено в пункте 3 статьи 148 СК РФ, введенном Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 49-ФЗ.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 2005 года) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" предусмотрена передача с 1 января 2008 года полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 7 названного Закона внесены изменения в статью 34 ГК РФ.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 536-109 от 21.11.2007 органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге наделены отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге.
Статьей 7 Закона Санкт-Петербурга N 536-109 от 21.11.2007, предусматривающего наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, установлен способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Санкт-Петербурга для осуществления соответствующих полномочий.
Таким образом, федеральный законодатель отнес к исключительной компетенции субъектов РФ вопрос определения размеров таких денежных средств, при этом не ограничив его никакими минимальными или максимальными пределами.
В соответствии со статьями 148 и 153.1 СК РФ 08.10.2007 принят Закон Санкт-Петербурга N 470-89 которым установлен размер и порядок выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге.
В рамках реализации Закона N 470-89 приняты постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1667 от 25.12.2007 и N 881 от 31.07.2009, в соответствии с которыми денежные средства выплачиваются в размере, установленном Законом Санкт-Петербурга, за счет предоставляемых бюджетам внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга субвенций из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга по назначению и выплате денежных средств на содержание подопечного ребенка.
В своем определении от 06.02.2004 N52-О Конституционный суд РФ, указал, что полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения, в том числе решение вопросов опеки и попечительства, определяются взаимосвязанными положениями Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 года "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), содержащимися в пунктах 7 и 9 статьи 53, пунктах 6 и 7 статьи 64, пунктах 6 и 7 статьи 75, и Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержащимися в пунктах 1 и 2 статьи 56, а также Федеральным законом от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющим общие для всех субъектов Российской Федерации правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления и вступающим в силу (за исключением ряда положений) с 1 января 2006 года. Причем положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года, которые вступили в силу 8 октября 2003 года, установлено, что к вопросам местного значения относятся опека и попечительство, оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями (пункт 16 части 1 статьи 14, пункт 13 части 1 статьи 15, пункт 21 части 1 статьи 16).
Из материалов дела следует, что истцы просят взыскать задолженность по уплате денежных средств на содержание детей-сирот переданных под опеку за периоды с "дата" по "дата".
Разрешая спор, суд дал оценку объяснениям истцов и возражениям ответчика, представленным письменным доказательствам, признал установленным, что вопросы опеки и попечительства были отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации только с 2007 года; законодательство РФ ранее предусматривало отнесение таких вопросов к компетенции органов местного самоуправления, что и было сделано в Санкт-Петербурге; спорный период с "дата" по "дата"; ответчик до "дата" в правоотношениях связанных с назначением и выплатой денежных средств на содержание находящихся по опекой и попечительством не участвовало, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что требования о взыскании задолженности в связи с недоплатой ежемесячных выплат предъявлены к не надлежащему ответчику.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании недополученных сумм ежемесячных детских пособий, суд первой инстанции также исходил из того, что требования истца не доказаны по размеру, поскольку сведений о том, какую сумму указанных выплат Г.Л.Д. получала на каждого из истца в материалы дела не представлено, в расчетах истца не учтены периоды носки (пользования) товаров, на которых установлены такие периоды, поскольку взыскиваемые суммы, исчисленные из установленных норм потребления обуви, одежды, предметов обихода ежегодно не изменяются, то есть сроки носки не применены, что указывает на неверность расчета.
При таком положении вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований не противоречит требованиям действующего законодательства и добытым по делу доказательствам, оценка которым дана согласно ст.67 ГПК РФ.
В решении изложены обстоятельства спора, установленные судом, приведены доказательства, на которых основаны выводы суда об указанных обстоятельствах, доводы, по которым суд не согласился с позицией истцов, отклонил представленные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно принят отказ истцом от иска к Местной администрации муниципального образования города Петергоф не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку определение суда о прекращении производства по делу истцами в апелляционном порядке не оспаривается.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора заявлялись и в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и судебной оценки, сводятся к переоценке доказательств, не подтверждают нарушения требований ст.67 ГПК РФ, не могут повлиять на правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, обоснованность выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.