судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лифановской В.П.
судей Марченко О.С., Шароглазовой О.Н.
при секретаре Ким Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кротовой Е.В. к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" о взыскании доплаты за отпуск,
по апелляционной жалобе истицы Кротовой Е.В.
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 23 декабря 2013 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Марченко О.С., выслушав объяснения истицы Кротовой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кротова Е.В. обратилась в суд с названным иском к ответчику, указав, что она работает по настоящее время в должности ведущего инженера группы технических систем в ФГКУ "1976 Отделение Морской инженерной службы" Министерства Обороны Российской Федерации (далее 1976 ОМИС), которое находится на финансовом обеспечении ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю" (далее ФКУ "УФО МО РФ по ПК"). В соответствии со штатом N 84/068 данная должность относится к гражданскому персоналу органа военного управления флота (Тихоокеанского). Приказом начальника 1976 ОМИС от 11.04.2013 N 33 с 16.04.2013 по 30.04.2013 ей предоставлена часть ежегодной оплачиваемого отпуска за рабочий период с 30.04.2012 по 29.04.2013 (15 календарных дней). Согласно расчетному листу за апрель 2013 года ей начислены денежные средства для оплаты отпуска в размере 12398,85 руб. без учета в среднем заработке премии, выплаченных в соответствии с приказом МО РФ N 1010. В соответствии с приказом начальника 1976 ОМИС от 14.06.2013 N 50 с 03.07.2013 по 23.07.2013 ей предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска за рабочий период с 30.04.2012 по 29.04.2013 (21 календарный день). Согласно расчетному листу за июнь 2013 года ей начислены денежные средства для оплаты отпуска в размере 17405,64 руб. без учета в среднем заработке премии, выплаченных в соответствии с приказом МО РФ N 1010. С расчетом среднего заработка за отработанный период и размером выплаченной средней заработной платы (отпускных) не согласна. В расчетном периоде ей производились выплаты: заработная плата и ежеквартальная премия по результатам работы, выплачиваемая в соответствии с указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1459 и приказом МО РФ от 26.07.2010 N 1010. С учетом всех выплаченных премий размер средней заработной платы больше расчетного, разница в выплате отпускных составляет 10153,38 руб., которую просит взыскать с ответчика в её пользу.
Истица в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила взыскать с ответчика рассчитанную ею разницу в выплате отпускных.
Представитель ФКУ "УФО МО РФ по ПК" в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв, в котором просит отказать истице в заявленных требованиях поскольку премии, выплачиваемые в соответствии с Приказом N 1010 не подлежат включению в расчет среднего заработка, кроме того полагает, что истицей пропущен срок для обращения с заявлением в суд и отсутствием уважительных причин, дающих основания для его восстановления.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласилась истица, ею подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика на заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Истица на заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истица состоит в должности ведущего инженера группы технических систем "1976 ОМИС" Министерства обороны РФ, которое находится на финансовом обеспечении ФКУ "УФО МО РФ по ПК".
Приказом начальника 1976 ОМИС от 11.04.2013 N 33 Кротовой Е.В. с 16.04.2013 по 30.04.2013 предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска за период с 30.04.2012 по 29.04.2013 в количестве 15 календарных дней.
Приказом начальника 1976 ОМИС от 14.06.2013 N 50 с 03.07.2013 по 23.07.2013 истице предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска за период.
Расчет среднедневного заработка для определения размера денежных средств, подлежащих выплате Кротовой Е.В. за период отпуска, произведен работодателем без учета премий, полученных истицей в 2012 году в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации".
В соответствии со статьей 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, согласно которому системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (пункт 1).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 указанного Положения перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 в перечень выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях включаются: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (подпункт "д" пункта 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников Федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583).
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 в перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях включаются: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Пунктом 2 приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" и пунктами 1-3 "Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного этим приказом, предусмотрены дополнительные ежеквартальные выплаты (дополнительное материальное стимулирование) за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов.
С учетом указанных норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материальное стимулирование в виде дополнительной премии, выплачиваемой в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренного системой оплаты труда, поскольку осуществляется только за счет экономии бюджетных средств, в пределах лимитов, доводимых на указанные цели Министерством обороны РФ. Кроме того, истицей пропущен срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленный статьей 392 ТК РФ.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда верным.
Ссылки в апелляционной жалобе на статью 139 ТК РФ о включении сумм премий в расчет среднего заработка судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в соответствии с указанной нормой для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Вместе с тем, дополнительная премия в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 системой оплаты труда истицы не предусмотрена.
Указание в жалобе на то, что вывод суда о пропуске истицей срока на обращение в суд является ошибочным, поскольку ответчик не является работодателем Кротовой Е.В., следовательно, срок исковой давности по настоящему спору составляет 3 года, основано не неправильном толковании норм права и не может служить основанием к отмене постановленного решения.
В соответствии со статьей 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Начисление и производства выплат за период отпуска истице осуществляется ответчиком, осуществляющим финансовое обеспечение деятельности "1976 ОМИС" Министерства обороны РФ, являющегося работодателем истицы. Таким образом, настоящий спор возник в связи с получением истицей выплат, установленных трудовым законодательством, и вытекающих из трудовых отношений, в связи с чем судом при рассмотрении дела правомерно применены положения статьи 392 ТК РФ, регулирующие сроки для обращения за разрешением индивидуального трудового спора.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, не допущено нарушений процессуального закона, оснований для отмены либо изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 23 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Кротовой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.