судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Важениной Н.С., Шароглазовой О.Н.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности
по апелляционной жалобе ответчика
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 5 марта 2014 года, которым иск удовлетворен; на ОАО "Российские железные дороги" возложена обязанность в срок до 31 декабря 2015 года провести средний ремонт участков железнодорожного пути общего пользования Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги ОАО "Российские железные дороги", находящиеся на балансе Сибирцевской дистанции пути: на перегоне Лучки - Хорольск с 19 км 800 м по 21 км, с 25 км 425 м по 27 км 500 м, 41 км 775 м по 43 км 274 м
Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., выслушав объяснения представителя ОАО "РЖД" - Шлапак Е.В., возражения прокурора Рязановой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приморский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения в путевом хозяйстве, установлено, что на Владивостокском регионе Дальневосточной железной дороги ОАО "РЖД" имеются участки железнодорожного пути общего пользования с просроченным сроком капитального ремонта. Прокурор просил возложить на ОАО "Российские железные дороги" обязанность в срок до 31 декабря 2013 года провести капитальный ремонт участков железнодорожного пути общего пользования на перегоне Лучки - Хорольск: с 19 км 800 м по 21 км, с 25 км 425 м по 27 км 500 м, 41 км 775 м по 43 км 274 м находящихся на балансе Сибирцевской дистанции пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил возложить на ответчика обязанность в срок до 31 декабря 2015 года провести средний ремонт участков железнодорожного пути общего пользования Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги, находящихся на балансе Сибирцевской дистанции пути на перегоне Лучки - Хорольск: с 19 км 800 м по 21 км, с 25 км 425 м по 27 км 500 м, 41 км 775 м по 43 км 274 м.
Представитель ответчика с иском не согласился, представил письменный отзыв, согласно которому на спорных участках пути количество негодных деревянных шпал в пределах установленных норм (менее 455), ограничение скорости движения поездов на указанных участках не требуется, по результатам последнего осмотра участки пути имеют оценки "отлично".
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился ответчик, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 1, 2, 15, 20 ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" N17 - ФЗ, ст. 6 ФЗ от 27.02.2003 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" N 29 - ФЗ, Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, исходил из того, что железнодорожные пути на перегоне Лучки - Хорольск: с 19 км 800 м по 21 км, с 25 км 425 м по 27 км 500 м, 41 км 775 м по 43 км 274 м не соответствуют требованиям действующих нормативных документов; неисполнением в установленные сроки обязанности по проведению среднего ремонта железнодорожных путей нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, создается угроза жизни и здоровью пассажиров на безопасное условие проезда, безопасное движение и эксплуатацию железнодорожного транспорта и пришел к выводу, что обязанность по проведению ремонтных работ, должна быть возложена на ОАО "РЖД", как собственника железнодорожных путей.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он согласуется с установленными по делу обстоятельствами, представленными в их обоснование доказательствами и нормами действующего законодательства.
Так, в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю ОАО "РЖД" является собственником спорных участков пути, которые относятся к классу, группе и категории 5Е5.
Приморской транспортной прокуратурой проведены проверочные мероприятия, направленные на выяснение вопросов исполнения поднадзорными предприятиями законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в путевом хозяйстве. Согласно ведомости участков пути просроченных капитальным ремонтом на Сибирцевской дистанции пути на январь 2013 года, последний капитальный ремонт вышеуказанных участков железнодорожного пути был произведен в 1938 и 1988 годах, установленный норматив периодичности проведения капитального ремонта составляет 25 лет, в план работ по ремонту на 2013 год не включен.
Из технического заключения Дальневосточного государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11.12.2013 г. следует, что для приведения участков железнодорожного пути в состояние стабильного обеспечения безопасности движения поездов необходимо произвести работы по замене дефектных шпал, замене непригодных скреплений и замене балласта. Для полной замены дефектных шпал на спорных участках пути необходимо проведение среднего ремонта. При проведении среднего ремонта пути произвести работы по замене негодных скреплений, замене или очистке загрязненного балласта.
Статьей 6 ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество "Российские железные дороги", осуществляет вид деятельности: эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Обязан осуществлять деятельность исходя из принципа обеспечения устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно ст.20 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
Статьей 15 указанного закона предусмотрено, что железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
Пунктом 16 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 установлено, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
Техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) и содержание сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей общего пользования обеспечивается в порядке, установленном, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей общего пользования на основании норм и правил, а также технической документации (п.17).
Пунктами 3.6, 3.6.1. Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО "Российские железные дороги", утвержденных Распоряжением ОАО "РЖД" 02.05.2012 N 857р предусмотрено, что средний ремонт пути предназначен для восстановления дренирующих и прочностных свойств балластной призмы и обеспечения равноупругости подрельсового основания; средний ремонт пути проводится в зависимости от ремонтных схем в промежутке между капитальными ремонтами (реконструкцией и капитальным ремонтом) или в промежутке между реконструкцией, капитальным ремонтом и сплошной сменой рельсов.
Техническими условиями на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утвержденными Распоряжением ОАО "РЖД" от 18.01.2013 N 75р п.4.2.5.2. определено, что средний ремонт пути проводится в зависимости от ремонтных схем в промежутке между капитальными ремонтами. 7.2. при назначении работ по видам ремонтов обязательным условием является наработка тоннажа или срока службы в годах не менее нормативного.
Исходя из Технического заключения, выполненного главным государственным инспектором ОГКиНБД Дальневосточного Управления государственного железнодорожного надзора, так как для приведения участков железнодорожного пути в состояние стабильного обеспечения безопасности движения поездов необходимо проведение среднего ремонта, у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения требований Приморского транспортного прокурора.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что наличие негодных деревянных шпал является одним из дополнительных критериев для назначения среднего ремонта, спорные участки железнодорожных путей являются малоинтенсивными, эксплуатируются два раза в неделю, фактическое состояние спорных железнодорожных путей соответствует установленным нормам и требованиям безопасности, судебной коллегией признаются необоснованными.
Согласно п.2.6.1. Технических условий на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути, утвержденных МПС РФ 30.09.2003 N ЦПТ-53, средний ремонт пути предназначен для сплошной очистки щебеночной балластной призмы, замены дефектных шпал и элементов скреплений в объемах, предусмотренных настоящими Техническими условиями.
В обоснование довода о том, что фактическое состояние спорных участков железнодорожных путей соответствует установленным нормам и требованиям безопасности, ОАО "Российские железные дороги" представлена ведомость комплексной оценки участков по Сибирцевской дистанции пути на январь 2013 года, составленной самим ответчиком, согласно которой по результатам проверки состояние спорных участков пути оценено на "хорошо" и "отлично".
Прокурором в материалы дела представлено Техническое заключение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в котором дана оценка фактическому состоянию спорных участков пути, указаны имеющиеся на нем отступления от надлежащего технического состояния и мероприятия, которые необходимо провести с целью приведения спорных участков железнодорожного пути в надлежащее техническое состояние, обеспечивающее стабильно безопасное движение железнодорожного транспорта, с учетом имеющихся требований законодательства. На спорных участках железнодорожных путей количество негодных шпал составляет от 29 % до 35 %, необходим средний ремонт с заменой дефектных шпал, замене негодных скреплений и замене балласта.
Кроме того, судом, был допрошен главный государственный инспектор Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В. , показавший, что состояние спорных участков пути требует проведение среднего ремонта.
Довод жалобы о том, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не является специализированной экспертной организацией, в компетенцию которой входит составление технических заключений о необходимости проведения ремонтных работ на железнодорожных путях, не может повлечь отмену обжалуемого решения суда.
Согласно ч.1 ст.20.1 Ф "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта является государственный железнодорожный надзор. Пунктом 9.2 Положения об Управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 19.11.2000 NАК-1275фс, предусмотрено, что в полномочия Управления входит проверка технического состояния железнодорожных путей, железнодорожного подвижного состава и контейнеров и т.д. Сотрудники Федеральной служба по надзору в сфере транспорта являются специалистами в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе в вопросах технического состояния пути. Мнение специалиста, высказанное в Техническом заключении 11.12.2013 г., основано на анализе технической документации.
Оспаривая заключение специалиста, ответчик вместе с тем ходатайство о назначении судебной экспертизы при рассмотрении дела не заявил, в связи с чем, суд первой инстанции обосновано рассмотрел дело по имеющимся в нем доказательствам. Представленные по делу доказательства оценены судом первой инстанции с учетом положений ст.67 ГПК РФ, результаты оценки отражены в решении, оснований не согласится с которой у судебной коллегии не имеется. Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о недопустимости и ставили под сомнение заключение специалиста не установлено.
Ссылка ответчика на распоряжение ОАО "РЖД" N 2536р, согласно которому запрещено проводить ремонт на участках пути имеющих комплексные оценки "хорошо" и "отлично", не может быть принята во внимание, такую оценку железнодорожных путей произвели сотрудники дистанции пути, которые являются обслуживающей организацией по текущему содержанию пути, данное распоряжение является локальным актом ОАО "РЖД", в то время как номативно-правовой акт - ЦПТ-53 оценивает необходимость проведения ремонтно-путевых работ исходя их других критериев.
Иные доводы апелляционной жалобы отражают процессуальную позицию ответчика, приведенную в судебном заседании, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в решении. Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствие со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено. Правовых оснований для отмены решения Фрунзенского районного суда г.Владивостока по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 5 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.