Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Судницыной С.П., Зиганшина И.К.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алтухова А.Е. об оспаривании решения призывной комиссии Артемовского городского округа, отдела военного комиссариата Приморского края по городу Артему по признанию его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и внесение в военный билет соответствующей записи по апелляционной жалобе заявителя на решение Артемовского городского суда Приморского края от 24 июня 2014 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., объяснения Алтухова А.В., его представителя - Гах И.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя отдела военного комиссариата Приморского края по Артемовскому городскому округу - Диденко О.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алтухов А.Е. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что в декабре 2013 года обратился в отдел военного комиссариата Приморского края по городу Артему с заявлением о выдаче военного билета. 24 апреля 2014 года ему был выдан военный билет с записью, сделанной на основании решения призывной комиссии, о том, что военную службу по призыву он не прошел, не имея на то законных оснований. С данным решением не согласен, поскольку достиг 27 летнего возраста до принятия Федерального закона N 170-Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", а указанная запись в военном билете нарушает его право поступления на государственную гражданскую и (или) муниципальную службу. Просил признать решение призывной комиссии Артемовского городского округа от 8 апреля 2014 года незаконным и отменить его, обязать военный комиссариат города Артема снять его с военного учета по достижению предельного возраста в соответствии с нормами, действовавшими до 1 января 2014 года.
В судебном заседании Алтухов А.Е. и его представитель настаивали на требованиях, заявитель пояснил, что по окончанию учебы в военкомат его не вызывали, сам он в военкомат не обращался.
Представитель отдела военного комиссариата Приморского края по городу Артему возражал против удовлетворения требований, пояснил, что Алтухову А.Е. предоставлялась отсрочка от службы в армии до 2009 года на период обучения в ВУЗе. В 2009 году личное дело заявителя по запросу было направлено в отдел военного комиссариата города Дальнереченска, откуда обратно в отдел военного комиссариата города Артема не возвращалось. 10 декабря 2013 года Алтухов А.Е. обратился с заявлением о выдаче ему военного билета в связи с достижением 27 лет. В этот же день заявителю выдано направление на медицинское освидетельствование, после прохождения которого призывная комиссия, по результатам представленных документов, приняла решение о том, что военную службу по призыву Алтухов А.Е. не прошел, не имея на то законных оснований, о чем сделана соответствующая запись в военном билете. Полномочия призывной комиссии по принятию оспариваемого решения установлены в статье 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласились Алтухов А.Е., в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
На основании части 4 статьи 258 названного Кодекса суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти или должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как следует из материалов дела, Алтухов А.Е. 3 декабря 1986 года рождения, 10 декабря 2013 года обратился в военный комиссариат Приморского края по городу Артему с заявлением о выдачи военного билета.
После получения информации из военного комиссариата Приморского края по городу Дальнереченску о том, что военный билет Алтухову А.Е. ранее не выдавался и прохождения заявителем медицинского освидетельствования на основании решения призывной комиссии 8 апреля 2014 года заявителю выдан военный билет с отметкой "не прошел военную службу по призыву не имея на то законных оснований".
Разрешая заявленные Алтуховым А.Е. требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем решение призывной комиссии Артемовского городского округа и отдела военного комиссариата Приморского края по городу Артему является законным и права либо свободы заявителя не нарушает.
Военный билет солдата (матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана) удостоверяет личность военнослужащего, а для гражданина, пребывающего в запасе, - его отношение к исполнению воинской обязанности.
Военный билет оформляется и выдается гражданину РФ, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу в том числе при зачислении в запас Вооруженных Сил РФ в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов (п. 1 Приложения к форме N 1 Приложения N 8 к Приказу Министра обороны РФ от 19 ноября 2007 N 500 "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719").
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", которым внесены изменения и дополнения, в том числе в: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Названным Федеральным законом введен статус "гражданин, не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований", который устанавливается призывной комиссией на основании заключения по достижении лицом не призванным на военную службу возраста 27 лет при зачислении его в запас. При этом в документы воинского учета такого гражданина (в частности, в военный билет) вносится запись о том, что гражданин не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Данное заключение влечет для гражданина ограничение его права на поступление на государственную гражданскую службу и муниципальную службу и ее прохождение. Статья 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статья 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" дополнены нормами, согласно которым гражданин не может быть принят на гражданскую и муниципальную службу, а гражданский и муниципальный служащий не может находиться на гражданской и муниципальной службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Из указанных норм следует, что с 1 января 2014 года граждане, у которых в документах воинского учета имеется запись о том, что они не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могут быть приняты на гражданскую или муниципальную службу. Кроме того, те граждане, которые поступили на гражданскую или муниципальную службу до достижения ими 27-летнего возраста, подлежат увольнению с такой службы в случае, если они в соответствии с заключением призывной комиссии будут признаны не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Алтуховым А.Е. в суде не оспаривалось, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижении возраста 27 лет подлежал зачислению в запас с выдачей ему военного билета установленного образца.
Следовательно, установление призывной комиссией Артемовского городского округа 8 апреля 2014 года Алтухову А.Е. статуса "гражданин, не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований" соответствует фактическим обстоятельствам.
Доводы заявителя о том, что положения Федерального закона от 2 июля 2013 года N 170-ФЗ не подлежали применению при выдачи ему военного билета, так как с соответствующим заявлением он обратился в военный комиссариат до вступления его в силу, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку, как указывалось выше, положения названного закона подлежат применению при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву начиная с 1 января 2014 года.
В соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" зачисление в запас Вооруженных Сил РФ осуществляется по результатам прохождения медицинского освидетельствования для определения годности гражданина к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (часть 4).
10 декабря 2013 года заявителю было выдано направление на медицинское освидетельствование, которое он прошел 27 февраля 2014 года, следовательно, призывная комиссия при зачислении Алтухова А.Е. в запас правомерно руководствовалась действующим на момент принятия соответствующего решения законодательством, в пределах полномочий, определенных в статье 28 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года N 170-ФЗ.
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" принят 2 июля 2013 года, опубликован 10 июля 2013 года, вступил в силу с 1 января 2014 года.
Таким образом, устанавливая временной промежуток между датой принятия и датой вступления в силу Федерального закона N 170-ФЗ законодатель предоставил право выбора гражданам, не достигшим возраста 27 лет и не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, либо пройти военную службу по призыву, либо быть ограниченным в правах на поступление на государственную или муниципальную службу.
С учетом изложенного судебная коллегия выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение призывной комиссии Артемовского городского округа соответствует закону и не нарушает прав заявителя, признает правомерными.
Доводы жалобы о том, что призывная комиссия вынесла заключение о признании Алтухова А.Е. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований в отсутствие установленной Правительством Российской Федерации процедуры принятия такого решения, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные. Заключение призывной комиссией принято коллегиально, на основании представленных документов, решение объявлено Алтухову А.Е. непосредственно после его принятия. Из чего следует, что порядок и условия принятия оспариваемого решения соответствует процедуре, установленной Правительством Российской Федерации 20 мая 2014 года в постановлении от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 24 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алтухова А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.