Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе: председательствующего Кадкина А.А.,
судей: Александровой М.В., Шульга С.В.,
при секретаре Федюченко Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черниговского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к администрации Черниговского муниципального района, Муниципальному казенному образовательному учреждению средняя образовательная школа N 10 с. Дмитриевка, Черниговского района о возложении обязанности обеспечить финансирование МКОУСОШ N 10 для оборудования системой видеонаблюдения и оборудовать МКОУСОШ N 10 системой видеонаблюдения, по апелляционному представлению прокурора Черниговского района Приморского края на решение Черниговского районного суда Приморского края от 16 июня 2014 года, которым в иске было отказано.
Заслушав доклад судьи Кадкина А.А., пояснения прокурора Бобылевой О.А., поддержавшей апелляционное представление, возражения представителей МКОУСОШ N 10 - Локтионовой В.В. и Лизгуновой Л.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Черниговского района в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обратился с иском к администрации Черниговского муниципального района, Муниципальному казенному образовательному учреждению средняя образовательная школа N 10 с. Дмитриевка, Черниговского района, указав, что прокуратурой Черниговского района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере профилактики и борьбы с терроризмом в МКОУСОШ N 10, по результатам которой установлено, что в указанном учреждении отсутствует видеонаблюдение.
Прокурор считает, что ответчики наделены полномочиями и на них возложены обязанности на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и принятию мер по профилактике терроризма в образовательном учреждении.
Бездействие нарушает Конституцию РФ, "Конвенцию о правах ребенка", Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-Ф3 "О противодействии терроризму", Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Концепцию противодействия терроризму в Российской Федерации утвержденную Президентом Российской Федерации 05.10.2009, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказ Рособразования от 11 ноября 2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений", письмо Рособразования от 16.01.2009 N 16-2235/07-02 "О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности", Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", СНиП 31-06-2009.
С целью устранения выявленных нарушений по обеспечению антитеррористической безопасности образовательного учреждения, пресечения нарушений создающих угрозу антитеррористической безопасности, просит обязать администрацию Черниговского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МКОУСОШ N 10 для оборудования системой видеонаблюдения и обязать МКОУСОШ N 10 оборудовать учреждение системой видеонаблюдения, в соответствий со строительными нормами и правилами в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Черниговского муниципального района.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Черниговского муниципального района исковые требования прокурора Черниговского района не признал, пояснил, что законом не предусмотрено четкое требование об установке видеонаблюдения в муниципальных образовательных учреждениях, ни Федеральный закон от 06 03 2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ни Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" не обязывает установку видеонаблюдения. Ссылку истца на СНиП 31-06-2009 считает не обоснованной, так как документ утратил силу. Здание школы было построено 37 лет назад, капитальный ремонт и реконструкция не производились. Согласно постановления администрации Черниговского района N 1124-па от 15.11.2013 "Об утверждении муниципальной программы "Противодействие и профилактика экстремизма терроризма, правонарушений и наркомании на территории Черниговского Муниципального района на 2014-2017 годы" указанной программой было запланировано финансирование на установку камер видеонаблюдения внутри муниципальных образовательных учреждений на 2014 год, но решения о выделении средств не было. В указанное постановление 16.06.2014 года внесены изменения. С учетом изменений, срок финансирования на установку камер видеонаблюдения внутри муниципальных образовательных учреждений перенесен на 2015 год. Установка видеонаблюдения в образовательных учреждениях района планируется, но в зависимости от финансирования.
Представитель ответчика МКОУСОШ N 10 исковые требования не признал, пояснил, что по всем законодательным документам установка системы видеонаблюдения носит рекомендательный характер. Это право, а не обязанность школы. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укреплении здоровья, организации питания обучающихся и работников. Для охраны здоровья обучающихся соблюдаются следующие нормы и правила: организован пропускной режим; имеется АПС с кнопкой выхода на полицию; территория школы огорожена по периметру железным забором (сеткой). Согласно Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям установленные настоящим законом не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения введенного в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Здание школы построено в 1977 году, введено в эксплуатацию до введения в действие указанного закона. Капитальный ремонт и реконструкция здания школы не проводилась. Финансирование МКОУСОШ N 10 происходит из средств местного бюджета, в пределах выделенных лимитов на конкретно рассчитанные и утвержденные на каждый год цели. Школа отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами при их недостаточности субсидиарную ответственность несет её Учредитель - администрация Черниговского района.
Представитель ответчика МКОУСОШ N 10 считает, что в удовлетворении исковых требований прокурору Черниговского района следует отказать, так как законом не предусмотрено обязательная установка видеонаблюдения в муниципальных образовательных учреждениях.
Судом постановлено решение, которым в иске полностью отказано
Прокурор Черниговского района подал апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку судом неверно применены нормы материального права, указывает, что доводы ответчика об отсутствии денежных средств на установку камер видеонаблюдения не должны приниматься судом во внимание и это не может являться мотивом для отказа в иске.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений сторон, судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 1999 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Как установлено судом и следует из материалов дела, в МКОУСОШ N 1 отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение.
Судебная коллегия считает, что это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись основания для возложения на образовательное учреждение обязанности по оборудованию здания системой видеонаблюдения.
На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Согласно Уставу МКОУСОШ N 10, утвержденному постановлением администрации Черниговского района от 28.12.2011 N 265-па, учреждение является муниципальным, расположено на территории Черниговского района Координацию, регулирование и контроль за деятельностью Учреждения осуществляет Управление образования Администрации Черниговского района.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, судебная коллегия с данным выводом согласиться не может, поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
По указанным основаниям решение суда подлежит отмене, а исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 16 июня 2014 года отменить и принять новое решение.
Обязать администрацию Черниговского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МКОУСОШ N 10 Черниговского муниципального района Приморского края для оборудования в МКОУСОШ N 10 системы видеонаблюдения.
Обязать МКОУСОШ N 10 Черниговского муниципального района оборудовать учреждение системой видеонаблюдения, в соответствии со строительными нормами, в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Черниговского муниципального района.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.