Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Арзина И.В. и Варлакова В.В.,
при секретаре Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 14 ноября 2013 года гражданское дело по иску Курганского транспортного прокурора к Администрации города Кургана о возложении обязанности оборудовать парковочные места у здания Центрального Железнодорожного вокзала,
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 19 августа 2013 года, которым постановлено:
иск Курганского транспортного прокурора к Администрации города Кургана о возложении обязанности оборудовать парковочные места у здания Центрального Железнодорожного вокзала - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Кургана оборудовать в пределах 50 метров от здания (входа) в Центральный железнодорожный вокзал ст. Курган (пл. Слосмана, 6) парковочные места для личного автотранспорта инвалидов, и специальных транспортных средств инвалидов в соответствии с требованиями п. 4.2.2 СП 59.13330.2012, а также п. 5.7.5 и п. 5.9.21 ГОСТ Р 52289-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на территории расположенной по адресу: пл. Слосмана (прилегающая к территории Центрального железнодорожного вокзала на ст. Курган Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД", находящегося по адресу: г. Курган, пл. Слосмана, 6).
Заслушав доклад судьи Арзина И.В., объяснения представителя Администрации города Кургана - Ходак Э.В., мнение представителя истца Абашовой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Администрации города Кургана о возложении обязанности оборудовать парковочные места для инвалидов у здания Центрального Железнодорожного вокзала.
В обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований законодательства о защите прав инвалидов в деятельности органов местного самоуправления было установлено, что на территории, находящейся по адресу пл. Слосмана, прилегающей к территории Центрального железнодорожного вокзала на ст. Курган Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД", имеется стоянка транспортных средств, однако, в нарушение п. 4.2.2. СП 59.13330.2012 места для личного автотранспорта инвалидов вблизи входа в здание железнодорожного вокзала, но не далее 50 м от здания, отсутствуют. Земельный участок является государственным.
С учетом измененных исковых требований просил возложить обязанность на
Администрацию города Кургана оборудовать парковочные места для личного транспорта инвалидов и специальных транспортных средств инвалидов не далее 50 м от здания (входа) в Центральный железнодорожный вокзал на ст. Курган, расположенного в г. Кургане, пл. Слосмана, 6.
В судебном заседании представитель истца Абашова Е.С. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Ходак Э.В. с иском не согласился, полагал, что обязанность по оборудованию парковочных мест для автотранспорта инвалидов, в силу действующего законодательства, должна быть возложена на ОАО "РЖД". Также считал, что наличие парковочных мест, не является обязательным условием, а их отсутствие, преградой, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Представитель третьего лица ОАО "РЖД" в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежаще, просил дело рассмотреть без его участия. В письменных объяснениях указывал, что территория на которой оборудована стоянка, относительно которой обнаружены нарушения, является государственной собственностью, а следовательно, данным земельным участком распоряжается орган местного самоуправления, в лице Администрации города Кургана.
Представители третьих лиц УМВД города Кургана, Управления дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация города Кургана выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить и в удовлетворении исковых требований отказать в связи с нарушением норм материального права. Полагает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие технической возможности оборудовать на территории площади Слосмана парковочные места для инвалидов, а также, что их организация не нарушит права третьих лиц. Указывает, что Администрация города Кургана не является учреждением, осуществляющим транспортное обслуживание населения пассажирским железнодорожным транспортом. Считает, что обязанность по оборудованию парковочных мест для личного автотранспорта инвалидов, должна быть возложена на ОАО "РЖД", как на предприятие осуществляющее транспортное обслуживание населения пассажирским железнодорожным транспортом в г. Кургане, которое оборудовано стоянкой, где и возможно предоставить места для инвалидов.
В возражении на апелляционную жалобу Курганский транспортный прокурор выражает согласие с решением суда и просит оставить его без изменения.
В заседании судебной коллегии представитель Администрации города Кургана - Ходак Э.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на отмене судебного решения.
Представитель истца Абашова Е.С. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считала их необоснованными.
Представители Южно-Уральской дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО "РЖД", МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана", УМВД России по г. Кургану извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Установив в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в выделении на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.
Согласно положениям вышеназванных норм закона субъектами данных правоотношений являются должностные лица и юридические лица - организации независимо от организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание (строительство), эксплуатация автостоянок (остановок, парковок), контроль за их эксплуатацией.
Под социальной инфраструктурой понимается созданная система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.
Согласно статье 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
Установлено, что возле Центрального железнодорожного вокзала на ст. Курган, расположенного в г. Кургане, пл. Слосмана, 6, имеется стоянка, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 21 июня 2013 г., в котором указано на наличие стоянки, письмом Департамента развития городского хозяйства от 14 августа 2013 г., из которого следует, что стоянка имеется, а также актуализированной картой застроенных территорий.
Однако, вопреки требованиям указанного выше закона, расположенная возле Центрального железнодорожного вокзала на ст. Курган стоянка не оборудована, в том числе соответствующим знаком 8.17 "Инвалиды".
Из дела видно, что на земельный участок, на котором расположена стоянка, государственная собственность не разграничена, поэтому в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение им осуществляет орган местного самоуправления, то есть Администрация города Кургана.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора и возложении обязанности именно на Администрацию города Кургана по оборудованию места стоянки для инвалидов.
Правильность вывода суда первой инстанции следует и из анализа следующих нормативно-правовых актов.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пункта 5 статьи 3 названного Закона стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
Определение парковочного места представлено в пункте 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таковым признается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо соответствующей части здания, строения или сооружения.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно статье 21 названного Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу положений пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 6 вышеприведенного Закона автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.
К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости возложения обязанности по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями на Администрацию города Кургана является правильным.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что спор разрешен судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением требований процессуального законодательства.
Суждения ответчика о том, что места для парковки инвалидов могут быть оборудованы на территории стоянки, принадлежащей Центральному железнодорожному вокзалу на ст. Курган не могут быть приняты во внимание, так как из буквального содержания приведенного выше закона следует, что места для парковки транспортных средств инвалидов должны быть оборудованы на каждой стоянке (остановке).
Кроме того, ссылаясь на наличие другой стоянки, ответчик не представил доказательств того, что иная территория используется именно для стоянки, а не хранения за плату автомобилей.
Доводы апелляционной жалобы о не исследованности судом наличия или отсутствия технической возможности оборудования места для транспортных средств инвалидов не могут быть приняты во внимание, так как судом установлено, что стоянка у здания Центрального железнодорожного вокзала на ст. Курган существует, поэтому в соответствии с изложенными выше требованиями закона на ней должны быть оборудованы места для остановки транспортных средств инвалидов.
При указанных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным. Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и требованиям закона, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по изложенным в жалобе доводам, не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 19 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.