Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Антонова В.В., поступившую в суд кассационной инстанции 25 июля 2014 года, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 31 октября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 марта 2014 года по гражданскому делу по иску Антонова В.В. к Военному комиссариату города Москвы, Министерству обороны Российской Федерации о перерасчете пенсии, взыскании денежных средств,
установил:
Антонов В.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Москвы, Министерству обороны Российской Федерации о перерасчете пенсии, взыскании денежных средств, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчиков.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 31 октября 2013 года в удовлетворении заявленных Антоновым В.В. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 марта 2014 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Антонов В.В. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что Антонов В.В. является пенсионером Министерства обороны РФ; до 31 августа 2010 года Антонов В.В. получал пенсию в Военном комиссариате Смоленской области; 07 ноября 2011 года пенсионное дело Антонова В.В. поступило в Военный комиссариат города Москвы; заявление Антонова В.В. о продлении выплаты пенсии, в связи с переездом на новое место жительства в город Москву поступило в Военный комиссариат города Москвы 24 января 2012 года; из заявления Антонова В.В. от 16 января 2012 года следует, что он, проживая в период с 01 сентября 2010 года по 31 декабря 2011 года в Смоленской области, за возобновлением пенсии в указанный период не обращался в связи с отсутствием регистрации по месту пребывания; Военным комиссариатом города Москвы за период с 01 сентября 2010 года по 31 декабря 2011 года Антонову В.В. выплачена доплата к пенсии в размере _ руб. из расчета установленных постановлениями Правительства РФ от 23 июля 2009 года N 603 и от 31 марта 2011 года N 225 окладов денежного содержания военнослужащих.
Обратившись в суд с настоящим иском, истец Антонов В.В. указывал на то, что с декабря 1992 года ему назначена пенсия за выслугу лет, ежемесячная выплата которой возложена на Министерство обороны РФ; с сентября 2010 года по февраль 2012 года пенсия установленным порядком не выплачивалась; в феврале 2012 года за период с сентября 2010 года по декабрь 2011 года Министерство обороны РФ выплатило истцу пенсию, по его мнению, в меньшем размере, чем установлено Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в связи с чем истец Антонов В.В. просил суд взыскать с ответчиков в его пользу за указанный период недополученную пенсию в размере _ руб.
Рассматривая данное дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Антоновым В.В. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что согласно Указу Президента РФ от 07 декабря 2012 года N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" военный комиссариат создается в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации; военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов, создание, реорганизация и ликвидация осуществляются в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации; военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; в соответствии с Положением о военных комиссариатах, одной из основных их задач является осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации; таким образом, поскольку вопросы, касающиеся выплаты пенсий, относятся к компетенции военных комиссариатов, постольку суд пришел к выводу о том, что требования истца Антонова В.В., заявленные к Министерству обороны РФ, удовлетворению не подлежат; при этом, суд принял во внимание, что пенсии военнослужащим, уволенным с военной службы, исчисляются в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации"; п. 8 постановления установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии; ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 Закона, и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона; таким образом, суд пришел к выводу о том, что перемена места жительства истца Антонова В.В. в пределах РФ не является тем обстоятельством, предусмотренным законом, могущим повлечь изменение размера ранее назначенной ему пенсии; несвоевременное получение истцом Антоновым В.В. пенсии произошло не по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию; у Военного комиссариата города Москвы не имелось законных оснований для исчисления истцу Антонову В.В. ранее назначенной и не полученной своевременно пенсии за период с 01 сентября 2010 года по 31 декабря 2011 года, исходя из денежного довольствия военнослужащих, установленного с 01 января 2012 года; при таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных истцом Антоновым В.В. исковых требований должно быть отказано.
С данными выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении судебной коллегии, оставила решение суда без изменения.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Антонова В.В. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для отмены или изменения названных решения суда и апелляционного определения судебной коллегии в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Антонова В.В. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 31 октября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 марта 2014 года по гражданскому делу по иску Антонова В.В. к Военному комиссариату города Москвы, Министерству обороны Российской Федерации о перерасчете пенсии, взыскании денежных средств - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.