Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей Д.М. Харитонова, И.П. Козлова,
при секретаре А.В. Конохове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва гражданское дело по частной жалобе Военного комиссариата г. Москвы
на определение Савёловского районного суда г. Москвы от 14 июля 2014 года, которым постановлено:
взыскать с Призывной комиссии района Хорошевский г. Москвы за счет средств казны субъекта Российской Федерации г. Москвы в пользу А.А. *** расходы по оформлению доверенности на представителя в размере 1 400 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб.,
установила:
А.А. *** обратился с заявлением о взыскании понесённых им расходов по делу по заявлению о признании незаконным решения Призывной комиссии района Хорошевский г. Москвы от 21 апреля 2011 года о его призыве на военную службу, ссылаясь на то, что судом решение вынесено в его пользу.
14 июля 2014 года суд постановил приведённое выше определение, об отмене которого просит Военный комиссариат г. Москвы по доводам частной жалобы, ссылаясь на то, что оно вынесено с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает частную жалобу на обжалуемое определение суда первой инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене.
Взыскивая судебные расходы с Призывной комиссия за счет средств бюджета г. Москвы, суд руководствовался положениями ст. 100 ГПК РФ применительно к тому обстоятельству, что решение суда постановлено в пользу заявителя.
Однако при этом суд не учёл, что Призывная комиссия района Хорошевский г. Москвы юридическим лицом не является, а материально-техническое обеспечение её деятельности в соответствии с Распоряжением Мэра Москвы от 12 марта 2010 года N 100-РМ "О призыве граждан РФ в г. Москве на военную службу в 2010 году" возложено на Военный комиссариат г. Москвы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 29 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ. В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. С привлеченного к участию в деле органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного:
структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом;
не являющимся юридическим лицом органом, имеющим властные полномочия и созданным на основании решения этого органа государственной власти или органа местного самоуправления;
должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в данном органе.
Исходя из этого судом необоснованно не принято во внимание следующие законоположения, регулирующие деятельность призывных комиссий и их формирование.
Призыв граждан на военную службу осуществляется в строго определенные сроки, установленные ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", призывные комиссии, непосредственно осуществляющие призыв, могут формироваться только на определённый срок.
При этом из раздела III (Порядок создания и состав призывной комиссии по мобилизации граждан) Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 852 не следует то, что призывная комиссия является самостоятельным юридическим лицом.
Таким образом, при решении вопроса о взыскании судебных расходов по настоящему делу следует исходить из того, был ли привлечён орган государственной власти, на основании решения которого создана Призывная комиссия, к участию в деле.
Таким органом государственной власти Военный комиссариат г. Москвы не является, поскольку Призывная комиссия, чье решение было обжаловано, была создана на основании Распоряжения Мэра г. Москвы - высшего должностного лица г. Москвы.
Как видно из дела, при разрешении настоящего спора по существу орган государственной власти, на основании решения которого была создана Призывная комиссия, решение которой оспаривалось, судом не привлекался, а потому правовых оснований для взыскания судебных расходов за счет бюджета г. Москвы не имелось.
Кроме того, не имеется оснований и для взыскания судебных расходов и с Военного комиссариата г. Москвы.
В соответствии с п. 2 Положения о военных комиссариатах (утв. Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132) (действовавшим на момент вынесения 12 января 2012 года решения суда по настоящему делу) военные комиссариаты являлись территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входили в состав военных округов (в состав Балтийского флота). Какого-либо решения о создании Призывной комиссии района Хорошевский г. Москвы Военный комиссариат г. Москвы не принимал, структурным подразделением Военного комиссариата г. Москвы Призывная комиссия района Хорошевский г. Москвы не является. При этом Мэр г. Москвы не наделен правом давать указания по распоряжению денежными средствами Военного комиссариата г. Москвы, поскольку в соответствии со ст. 41 Устава г. Москвы Мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий.
Военный комиссариат г. Москвы финансируется за счёт средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны РФ, полномочиями распоряжаться такими денежными средствами Мэр г. Москвы не наделен, а потому и оснований для взыскания судебных расходов за счет средств бюджета г. Москвы не имеется.
На основании изложенного разрешить вопрос о взыскании судебных расходов при данном субъектном составе лиц, привлеченных к участию в деле, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах определение суда нельзя признать законным, в соответствии с п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового определения об отказе в удовлетворении заявления А.А. *** о взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст. 334, п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
определение Савёловского районного суда г. Москвы от 14 июля 2014 года отменить, вынести новое определение, которым А.А. ***у в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.