Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В. и судей Пильгановой В.М., Мызниковой Н.В., при секретаре Прутян О.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Шварцер Ирины Анатольевны к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного ФондаРоссийской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, обязании выплатить материнский (семейный) капитал по договору об оказании дошкольных платных образовательных услуг - удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области от 21 февраля 2014 года об отказе в удовлетворении заявления Шварцер Ирины Анатольевны о распоряжении средствами материнского капитала N 70 незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области направить средства материнского капитала Шварцер Ирины Анатольевны в размере *** руб. 00 коп. в счет оплаты по договору N 80 от 05 октября 2013 года,
установила:
Истец Шварцер И.А. обратилась в Кунцевский районный суд г. Москвы с иском к ответчику Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, обязании выплатить материнский (семейный) капитал по договору об оказании дошкольных платных образовательных услуг.
Требования мотивированы тем, что ответчик отказал ей в удовлетворении заявления о распоряжении частью средств материнского капитала на оплату услуг Автономной некоммерческой образовательной организации "Лингвистическая гимназия "Виктория" в дошкольном отделении по обучению и воспитанию ее сына Шварцера Ильи, в связи с отсутствием у образовательного учреждения государственной аккредитации.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области ставит вопрос об отмене решения.
Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направил, сведений о причинах неявки представителя не представил.
Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 04 августа 2009 года истцу Шварцер И.А. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия MK-III N 0062777 на право получения материнского (семейного) капитала в размере 312162 руб. 50 коп.
В целях предоставления услуг по образованию между истцом и Автономной некоммерческой образовательной организации "Лингвистическая гимназия "Виктория" 05 октября 2013 года был заключен договор N 80 на оказание платных дошкольных образовательных услуг ребенку Шварцеру Илье. Стоимость предоставления основного объема услуг составила **** руб. при заключении договора и по ****руб. за каждый месяц обучения.
Согласно дополнительному соглашению к договору N 80 от 05 октября 2013 года Автономная некоммерческая образовательная организация "Лингвистическая гимназия "Виктория" не возражает, чтобы денежные средства в размере ***** руб. 00 коп., предназначенные для оплаты обучения Шварцера Ильи за период обучения с января 2014 года по июнь 2014 года, будут перечислены Школе из средств материнского капитала родителя в установленные ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ сроки с даты подачи заявления родителем в ПФР.
Истец 23 января 2014 года обратилась в Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о распоряжении своим материнским капиталом в сумме 182000 руб., путем перечисления средств материнского капитала на оплату услуг платного дошкольного образования. Решением от 21 февраля 2014 года N 70 ей отказано в удовлетворении ее заявления со ссылкой на отсутствие аккредитации образовательной программы, указанной в договоре об оказании дошкольных платных образовательных услуг.
Вышеуказанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в ред. ФЗ от 16.11.2011 года N 318-ФЗ) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.
Согласно п. 2 данного Закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены: на оплату платных образовательных услуг, оказываемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями; на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 926 (далее - Правила) настоящие Правила устанавливают порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее - средства) на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг (далее - образовательное учреждение), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.
Средства могут быть направлены на оплату предоставляемых образовательными учреждениями платных образовательных услуг (п. 2 Правил).
При направлении средств на оплату платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная указанным образовательным учреждением копия договора на оказание платных образовательных услуг (п. 5 Правил в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 377).
Средства направляются на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (п. 8 (1) Правил).
В соответствии с п. 1 ст. 33.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.
Судебная коллегия полагает, что при вынесении решения суд правомерно исходил из того, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства материнского капитала могут быть направлены на получение образования в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющим право на оказание соответствующих образовательных услуг, а Автономной некоммерческой образовательной организации "Лингвистическая гимназия "Виктория" имеет право в соответствии с представленными документами заниматься образовательными услугами.
В силу п. 1 ст. 33.2 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" дошкольные образовательные учреждения государственной аккредитации не подлежат. С учетом данного обстоятельства, в соответствии п. 2 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в его взаимосвязи с п. 1 ст. 11 данного закона наличие государственной аккредитации требуется для образовательных учреждений, подлежащих такой аккредитации. Иное означало было невозможность использования средств материнского капитала для оплаты обучения в дошкольных образовательных учреждениях, что противоречило бы пункту 1 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", не содержащему ограничений относительно возможности оплаты обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
Помимо вышеизложенного, суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, обоснованно исходил из того, что в соответствии с п. 5 Правил, в отличие от ранее действующей редакции данного пункта, при направлении средств на оплату платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, к заявлению о распоряжении средствами не требуется приложение свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения, а прилагается только заверенная указанным образовательным учреждением копия договора на оказание платных образовательных услуг.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правомерно и обоснованно сделан вывод о наличии у истца права на распоряжение материнским капиталом посредством направления его на оплату услуг дошкольного образовательного учреждения. Удовлетворяя требования истца, суд правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации, применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение при точном соблюдении гражданского процессуального законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что средства материнского капитала не могут быть направлены на оплату образования в Автономной некоммерческой образовательной организации "Лингвистическая гимназия "Виктория", не имеющей государственную аккредитацию, судебная коллегия признает необоснованным, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
Несостоятелен и довод апелляционной жалобы ответчика о том, что из представленных истцом документов невозможно установить, что Автономная некоммерческая образовательная организация "Лингвистическая гимназия "Виктория" имеет право на осуществление деятельности по обучению или содержанию воспитанников, поскольку указанное обстоятельство не было основанием для отказа истцу в распоряжении средствами материнского капитала.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.