Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Еремина В.А.,
судей Бусиной Н.В., Зубиловой Е.В.,
при секретаре Быхун Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Алейская центральная районная больница" на решение Алейского городского суда Алтайского края от 10 июля 2014 года по делу по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах Г.Н.А. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Алейская центральная районная больница" о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А.,
УСТАНОВИЛА:
Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Г.Н.А. к КГБУЗ "Алейская центральная районная больница" (далее - КГБУЗ "Алейская ЦРБ") о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы указывая на то, что проведенной проверкой установлено, что Г.Н.А. работает в КГБУЗ "Алейская ЦРБ" на основании трудового договора санитаркой.
Статьей 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГ в сумме 5554 рублей в месяц.
Региональным соглашением между Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края от 30 марта 2010 года "О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2010-2012 годы" минимальная заработная плата в Алтайском крае установлена для работников внебюджетного сектора экономики - 7005 рублей. Размер оплаты труда установлен на 40 часовую рабочую неделю. Кроме того, статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и в размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. В Алтайском крае размер районного коэффициента установлен 20%. То есть размер заработной платы работника, отработавшего полностью 40-часовую рабочую неделю должен составлять 8406 рублей.
За период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ заработная плата работникам КГБУЗ "Алейская ЦРБ" должна быть начислена в размере не менее 8406 рублей в месяц (7005 рублей - минимальный размер оплаты труда + 1401 рублей - районный коэффициент 1,2).
В ходе проверки выявлено, что требования вышеуказанного законодательства КГБУЗ "Алейская ЦРБ" при начислении и выплате заработной платы работникам, в том числе Г.Н.А. , не соблюдались, а именно, размер районного коэффициента включался в минимальный размер оплаты труда.
Так, за ДД.ММ.ГГ года Г.Н.А. начислена и выплачена заработная плата в сумме "данные изъяты" рублей.
Несоблюдение работодателем вышеизложенных требований законодательства существенным образом нарушает права Г.Н.А. на получение заработной платы в полном размере.
Просил обязать КГБУЗ "Алейская ЦРБ" установить Г.Н.А. с ДД.ММ.ГГ заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента; обязать ответчика произвести Г.Н.А. перерасчет заработной платы путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,2.
В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора С.О.Н. поддержала заявленные требования, в части доводов иска уточнила, что в иске приводится ссылка на региональное соглашение. Эта ссылка не поддерживается. Просит суд не принимать во внимание положение данного регионального соглашения, так как оно в части установления заработной платы в сумме "данные изъяты" рублей распространяется на работников внебюджетной сферы. Работники КГБУЗ "Алейской ЦРБ" являются работниками бюджетной сферы и к ним применяется положение относительно размера МРОТ, установленного на территории РФ. Согласно Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда установлен с ДД.ММ.ГГ в сумме 5554 рубля. В сумму 5554 рубля должен включаться оклад и доплата к данной сумме, а районный коэффициент должен быть начислен свыше.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 10 июля 2014 исковые требования Алейского межрайонного прокурора удовлетворены. Суд обязал Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алейская центральная районная больница" установить Г.Н.А. с ДД.ММ.ГГ заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента. Обязал Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алейская центральная районная больница" произвести Г.Н.А. перерасчет заработной платы путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,2.
В апелляционной жалобе на указанное решение ответчик просит его отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что КГБУЗ "Алейская ЦРБ" является некоммерческим бюджетным учреждением, которое в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами, принятыми краевой администрацией, в частности Отраслевым положением об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 26.10.2011 N607, на основании которого КГБУЗ "Алейская ЦРБ" разработано Положение об оплате труда работников учреждения, которым определена обоснованная дифференциация оплаты труда всех категорий работников, с учетом условий труда. Названное Положение предусматривает доплату за работу в особых климатических условиях.
С учетом установленной системы оплаты труда, при начислении заработной платы истице производится доплата до минимального размера оплаты труда за работу в особых климатических условиях, применяется коэффициент в размере 1,2. После всех начислений размер ее оплаты труда составляет не менее МРОТ, установленного Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 г.г. для работников бюджетного сектора экономики. В связи с тем, что доплата до МРОТ не является оплатой за труд работника, дополнительное применение районного коэффициента не допускается. Кроме того, Федеральный закон от 19.06.2000 N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" не предусматривает применение районного коэффициента к МРОТ.
Ответчик полагает, что Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями и не входит в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем, установленный на территории г.Алейска районный коэффициент в размере 1,2 нельзя считать коэффициентом применяемым за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а требования закона о начислении районного коэффициента к заработной плате, размер которой не может быть ниже МРОТ, не распространяются на спорные правоотношения.
В ходе апелляционного рассмотрения дела прокурор просил оставить жалобе без удовлетворения.
Судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся и надлежащим образом извещенных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы в спорный период без учета районного коэффициента был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации. Поскольку Г.Н.А. в спорный период при отработанной норме рабочего времени была начислена заработная плата в меньшем размере, чем подлежала начислению исходя из минимального размера оплаты труда, суд пришел к выводу о обоснованности заявленных исковых требований.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, находя его основанным на нормах права и установленных по делу обстоятельствах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Г.Н.А. с ДД.ММ.ГГ по настоящее время работает в поликлинике КГБУЗ "Алейская ЦРБ" (ранее - МУЗ "Алейская ЦРБ") санитаркой, что подтверждается Трудовым договором от ДД.ММ.ГГ N ***
По сведениям КГБУЗ "Алейская ЦРБ" от ДД.ММ.ГГ *** при начислении заработной платы истице районный коэффициент применялся до доведения заработной платы до МРОТ, а не после.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37).В силу ч.1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.133 ТК РФ).По смыслу вышеприведенных норм права институт минимального размера оплаты труда по своей правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1,2 ст.135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (ст.ст.146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 17.08.1971 N325/24 был утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, размер которого для Алтайского края был установлен - 1,15.В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации Алтайского края о повышении с ДД.ММ.ГГ районного коэффициента к заработной плате до 1,25, в том числе для г.Алейска Алтайского края, в связи с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 19.06.2000 N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 установлен в размере 5 554 рублей в месяц.Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.Региональным соглашением между Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края "О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы", заключенным 14.02.2013 и вступившим в законную силу 26.02.2013, установлен размер минимальной заработной платы для работников бюджетного сектора экономики в Алтайском крае - в соответствии с Федеральным законом от 19.06. 2000 N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", т.е. не менее 5 554 руб. (п.3.1.1.). При таких обстоятельствах, заработная плата Г.Н.А. при условии полной отработки месячной нормы рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) с учетом минимального размера оплаты труда - 5 554 руб. и районного коэффициента - 1,25 не могла быть ниже 6 942 руб. 50 коп.Вывод суда о размере заработной платы истца не ниже 6 664 руб. 80 коп. судебная коллегия находит ошибочным, так как при расчете судом не учтено повышение районного коэффициента в г.Алейске Алтайского края до 1,25 с 01.01.1998, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края". Однако, названное суждение не влияет на законность принятого судом решения и не приводит к его отмене, либо изменению, поскольку требования судом рассмотрены в пределах заявленных исковых требований (ч.3 ст.196 ГПК РФ). Довод жалобы о включении районного коэффициента при начислении заработной платы с учетом Положения об оплате труда работников, разработанного КГБУЗ "Алейская ЦРБ", доплат до минимального размера оплаты труда, что исключает дополнительный учет районного коэффициента, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права. По этим же основаниям судебная коллегия не принимает во внимание и довод жалобы ответчика о том, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" не предусмотрено применение районного коэффициента к минимальному размеру оплаты труда. Как указано в ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Вопрос оплаты труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями регулируется главой 50 ТК РФ.Довод апелляционной жалобы о том, что Алтайский край не относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, заслуживает внимания, однако не влияет на законность и обоснованность постановленного судом решения.Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N1631 в силу ст. 423 ТК РФ подлежит применению, как не противоречащее нормам ТК РФ.Нормы указанного Постановления устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных, в частности, в г.Алейске Алтайского края, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст.ст. 129 и 133 ТК РФ.Районный коэффициент в данном случае выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях и не может включаться в состав заработной платы, которая равна минимальному размеру оплаты труда, а начисляется сверх указанного размера заработной платы. Довод жалобы о невозможности применения районного коэффициента, установленного на территории г.Алейска распоряжением исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 20.01.1975 N39-р в качестве коэффициента, применяемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей судебная коллегия находит несостоятельным, так как районный коэффициент установлен и применяется на территории г.Алейска Алтайского края в виду особых климатических условий территории, а не как коэффициент, применяемый в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Все доводы ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции дал им свою оценку, с которой судебная коллегия соглашается. Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым уточнить абзац третий резолютивной части решения суда указанием на возложение обязанности произвести Г.Н.А. перерасчет заработной платы с ДД.ММ.ГГ , как того требовал истец.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Алейская центральная районная больница" на решение Алейского городского суда Алтайского края от 10 июля 2014 года оставить без удовлетворения.
Уточнить абзац третий резолютивной части решения суда указанием на возложение обязанности произвести Г.Н.А. перерасчет заработной платы с ДД.ММ.ГГ .
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.