Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Новоселовой Е.Г., Пасынковой О.М.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Р.М.С. на решение Каменского городского суда Алтайского края от 05 августа 2014 года по делу
по иску Р.М.С. к МО МВД России "Каменский" о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.М.С. обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнения требований, просил взыскать с МО МВД России "Каменский" в его пользу денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГ работал в ГРОВД "адрес" милиционером ППС Каменского ГРОВД. В ДД.ММ.ГГ года был переведен в МО МВД России "Каменский" прапорщиком внутренней службы водителем-сотрудником группы тылового обеспечения. С ДД.ММ.ГГ контракт с ним расторгнут.
Продолжительность рабочего времени в МО МВД России "Каменский" установлена согласно Правил внутреннего распорядка МО МВД России "Каменский", соответственно, рабочий день с 9 - 00 до 18 - 00. Однако, фактически он работал больше указанного времени, так как привлекался к сверхурочной работе - ездил в командировки в "адрес" , другие населенные пункты Алтайского края, тем самым выполнял служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Согласно имеющихся графиков дежурств МО МВД России "Каменский", в период с ДД.ММ.ГГ года он работал в ночное время. За весь период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ответчик не производил ему оплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно произведенному истцом расчету, сумма денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ составила в общей сумме "данные изъяты" рублей.
ДД.ММ.ГГ он подал ответчику рапорта о выплате полагающейся денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, однако до настоящего времени выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме "данные изъяты" рублей МО МВД ему не произведены, в связи с чем он обратился в суд.
Представитель ответчика МО МВД России "Каменский" возражала против удовлетворения иска, не оспаривая факт работы истца в ночное время, пояснила, что в соответствии с действующим законодательством, истцу предоставлялись дни отдыха, которые он использовал, за выплатой ему компенсаций он не обращался, ему было известно о том, что он имеет право на получение денежных средств за сверхурочную работу, однако, с такими требованиями он обратился в суд только в ДД.ММ.ГГ года, в связи с чем, пропустил установленный законом трехмесячный срок для реализации данного права.
Решением Каменского городского суда Алтайского края от 05 августа 2014 года в удовлетворении исковых требований истцу Р.М.С. отказано в полном объеме.
Основанием отказа в удовлетворении исковых требований стал вывод суда о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд с исковыми требованиями о взыскании компенсации за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в связи тем, что данные компенсационные суммы за этот период времени ему не начислялись и данное права он не оспаривал.
В остальной части иска истцу отказано в связи с недоказанностью факта исполнения служебных обязанностей в ДД.ММ.ГГ года в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
В апелляционной жалобе истец Р.М.С. просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение.
В качестве основания отмены постановления суда первой инстанции указал на несогласие с выводом суда о пропуске им срока обращения в суд по требованиям о взыскании денежной компенсации за период службы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
При этом подробно изложив нормативно-правовое регулирование вопросов порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, истец указал, что рапорт о выплате ему денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ был направлен почтой и получен ответчиком ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ , не получив ответ от ответчика на рапорт, он обратился с заявлением в прокуратуру. В связи с непринятием Каменской межрайонной прокуратурой мер реагирования по его жалобе ДД.ММ.ГГ обратился в суд.
Кроме того, истец указал на его неосведомленность о праве на получение компенсации и порядке ее получения.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Судом установлено, что Р.М.С. в период с ДД.ММ.ГГ проходил службу в МО МВД России "Каменский".
Приказом от ДД.ММ.ГГ N *** истец назначен на должность водителя - сотрудника группы материально-технического и хозяйственного обеспечения Межмуниципального отдела МВД Российской Федерации "Каменский" по контракту на 3 года, с присвоением специального звания прапорщик внутренней службы.
ДД.ММ.ГГ с истцом заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел.
Приказом от ДД.ММ.ГГ N *** контракт с Р.М.С. расторгнут по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии, с ДД.ММ.ГГ с выплатой единовременного пособия в размере 7 окладов денежного содержания. Приказом также постановлено выплатить прапорщику внутренней службы Р.М.С. водителю - сотруднику группы тылового обеспечения, компенсацию за неиспользованные дни основного отпуска за ДД.ММ.ГГ в полном объеме за 30 календарных дней, дополнительного отпуска за ДД.ММ.ГГ за стаж работы в органах внутренних дел пропорционально отработанному времени за 4 календарных дня.
В день увольнения ответчиком был получен окончательный расчет и все документы, связанные с увольнением.В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работник имеет право обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Аналогичное правило закреплено в ч.4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 N 342 - ФЗ " О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон о службе в ОВД), в соответствии с которой сотрудник органов внутренних дел может обратиться в суд для разрешения служебного спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Пропуск срока обращения в суд за защитой нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Кроме того, в силу пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в качестве уважительности причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Истцом оспаривается правильность начисления компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (далее денежная компенсация), выплата которой предусмотрена Законом о службе в ОВД.
В силу положений ст.53 Закона о службе в ОВД нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в органах внутренних дел, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел перечнем должностей в органах внутренних дел, что указывается в контракте. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона.
Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно Правил внутреннего служебного (трудового) распорядка МО МВД России "Каменский", утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГ *** и служебного контракта для истца установлена пятидневная служебная (рабочая) неделя продолжительностью 40 часов, с двумя выходными днями (суббота, воскресенье).
Приказом МВД России от 31.01.2013 N65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежных довольствием сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (п.56) определено, что данная денежная компенсация выплачивается сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха.
В силу пунктов 9,10,15 Приказа МВД России от 19.10.2012 N961 "Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставлении сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха" предоставление дней отдыха производится на основании рапорта сотрудника. Присоединение дней отдыха к ежегодному отпуску возможно только в случае невозможности предоставления такого отдыха в другие дни недели.
Таким образом, с учетом системного толкования положений вышеприведенных нормативных актов дни отдыха за "сверхурочную" работу должны предоставляться в текущем месяце по рапорту сотрудника, "накапливание" дней отдыха действующим законодательством не предусмотрено, а соответственно право претендовать на выплату денежной компенсации за сверхурочную работу истец имел по истечении каждого месяца в период службы с ДД.ММ.ГГ года.
Поскольку начисление денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни при отсутствии рапорта сотрудника не предусмотрено, работодателем ежемесячно начисление денежной компенсации не производилось, о чем истцу было известно из расчетных листов, то вывод суда о пропуске истцом срока обращения в суд с требованиями о взыскании денежной компенсации за период службы до ДД.ММ.ГГ с учетом обращения истца в суд ДД.ММ.ГГ обоснован.
Не изменяет начало течение срока обращения в суд истца обращение в ДД.ММ.ГГ года к ответчику с рапортом о выплате денежной компенсации, а также в органы прокуратуры.
Довод истца о незнании порядка выплаты денежной компенсации судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку аттестованный сотрудник обязан знать законодательство, регулирующее порядок прохождения службы.
Все доводы истца, в том числе приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции дал им правильную оценку и обоснованно признал эти доводы несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каменского городского суда Алтайского края от 05 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Р.М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.