Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Ковалевой Т.И.,
судей
Тушнолобовой Л.А.,
Морозовой С.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Мишуниным А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании 08.10.2014 в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральск, городе Ивдель, городе Краснотурьинск, городе Карпинск к администрации Ивдельского городского округа о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства
по апелляционной жалобе ответчика администрации Ивдельского городского округа на решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 05.03.2014.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральск, городе Ивдель, городе Краснотурьинск, городе Карпинск обратился с иском к администрации Ивдельского городского округа о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральск, городе Ивдель, городе Краснотурьинск, городе Карпинск установлено нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. п. 4.4, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, п. п. 6, 7 ст. 23, п. п. 7, 8 ст. 25 Федерального закона N 416 от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", в связи с чем ( / / ) ответчику направлено предложение о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, которое им не исполнено.
С учетом последующих уточнений и изменений исковых требований, истец просил: признать бездействие администрации Ивдельского городского округа, выразившееся в невыполнении мероприятий, изложенных в предложении в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства N от ( / / ) незаконным, а именно: администрацией Ивдельского городского округа не установлены в соответствии с Земельным и Водным кодексами Российской Федерации ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; администрацией Ивдельского городского округа не внесены в Генеральный план Ивдельского городского округа применительно к п. Полуночное, применительно к п. Старая Сама, в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" с учетом реализации требований Земельного кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременений использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации); обязать администрацию Ивдельского городского округа выполнить требования санитарного законодательства, а именно: разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения населенных пунктов п. Старая Сама и п. Полуночное (БИС-5) в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения"; оформить заключение на проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения населенных пунктов п. Старая Сама и п. Полуночное (БИС-5) в соответствии с планом мероприятий центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утвердить в установленном порядке в Министерстве природных ресурсов в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения"; организовать зоны санитарной охраны в составе трех поясов с указанием мест зон санитарной охраны подземных (подземный источник п. Полуночное БИС-5, скважина п. Старая Сама) и поверхностных источников (река Ивдель, река Лозьва) водоснабжения в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения"; оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения на поверхностный источник реки Лозьва, подземные источники п. Полуночное БИС-5 и скважину в п. Старая Сама в соответствии СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" и п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; осуществлять эксплуатацию зон санитарной охраны подземных (подземный источник п. Полуночное БИС-5, скважина п. Старая Сама) и поверхностных (река Ивдель, река Лозьва) источников в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения"; осуществлять контроль за соблюдением ограничений в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (поверхностный источник реки Ивдель и реки Лозьва, подземный источник п. Полуночное БИС-5 и скважина п. Старая Сама); внести изменения в Генеральный план Ивдельского городского округа применительно к п. Полуночное, применительно к п. Старая Сама, в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" с учетом реализации требований Земельного кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременений использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Определением Ивдельского городского суда Свердловской области от 19.11.2013, вынесенным в ходе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены МУП "Водоснабжение" и МУП Теплокомплекс" в лице конкурсного управляющего Астраханова П.В.
Решением Ивдельского городского суда Свердловской области от 05.03.2014 исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральск, городе Ивдель, городе Краснотурьинск, городе Карпинск к администрации Ивдельского городского округа о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства удовлетворены частично. На администрацию Ивдельского городского округа возложены обязанности в срок до 31.10.2014: разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения населенных пунктов п. Старая Сама и п. Полуночное (БИС-5) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения"; получить заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения населенных пунктов п. Старая Сама и п. Полуночное (БИС-5); организовать зоны санитарной охраны подземных (скважина в п. Старая Сама, БИС- 5 п. Полуночное) и поверхностных источников (реки Ивдель и Лозьва) водоснабжения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения"; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения на поверхностный источник река Лозьва, подземные источники скважина в п. Старая Сама, БИС-5 п. Полуночное в соответствии с СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней"; внести изменения в Генеральный план застройки Ивдельского городского округа, применительно к п. Полуночное и п. Старая Сама, в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с учетом реализации требований ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременений использования земельных участков в пределах данных зон. В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Ивдельского городского округа, выразившемся в неустановлении ограничений в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников водоснабжения и невнесении изменений в Генеральный план Ивдельского городского округа в части установления зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; о возложении обязанности осуществлять эксплуатацию зон санитарной охраны подземных (п. Полуночное БИС-5 и скважина в п. Старая Сама) и поверхностных (река Ивдель, река Лозьва) источников в соответствии с требованиями санитарного законодательства; осуществлять контроль за соблюдением ограничений в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения отказано.
Не согласившись с приятым решением суда в части удовлетворенных требований, предъявленных к администрации Ивдельского городского округа, представитель ответчика в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное и отказать в удовлетворении иска в указанной части, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, не применением закона, подлежащего применению. В обоснование жалобы указано, что суд ошибочно посчитал, что администрация Ивдельского городского округа является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы ответчика назначено к слушанию на 08.10.2014 определением от 10.09.2014, извещение о дате и времени рассмотрения дела направлено участвующим в деле лицам простым письмом по почте 10.09.2014. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что участвующие в деле лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах своей неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в свое отсутствие, не представили доказательств уважительности причин неявки, для проверки доводов апелляционной жалобы требуется только оценка правильности применения норм права, а участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, отсутствие участвующих в деле лиц не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02".
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).
В соответствии с Концепцией водной безопасности Свердловской области на период до 2020 года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области N 1029-ПП 05.08.2011 в рамках второго этапа (2014 - 2016 годы) приоритетными направлениями реализации настоящей Концепции являются: установление зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения населения Свердловской области; определение дополнительных источников водоснабжения для населенных пунктов, имеющих дефицит водных ресурсов в условиях маловодья, а также резервных источников на случай чрезвычайной ситуации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в нарушение норм Федерального закона от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" на 3 источника хозяйственно-питьевого водоснабжения Ивдельского городского округа не разработаны проекты организации зон санитарной охраны, в том числе поверхностный источник реки Лозьва, подземные источники п. Полуночное БИС-5 и скважины п. Старая Сама.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральск, городе Ивдель, городе Краснотурьинск, городе Карпинск в адрес администрации Ивдельского городского округа были направлены предложения о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства от ( / / ) N , которые не были исполнены ответчиком.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Данные права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления
Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Исходя из положений ст. ст. 18, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарном эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления. Именно он как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании. К аналогичному выводу пришел и суд первой инстанции.
Приходя к выводу о том, что администрация Ивдельского городского округа является надлежащим ответчиком по иску, суд правомерно сослался на положения ст. 130 Конституции Российской Федерации , ст. ст. 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом суд первой инстанции совершенно обоснованно отметил, что к вопросам местного значения городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Исходя из изложенного нормативно-правового регулирования, обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны, получению в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, установлению в соответствии с Земельным и Водным кодексами Российской Федерации ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, внесению изменения в Генеральный план застройки Ивдельского городского округа, в части установления зон с особыми условиями использования территорий, лежат на администрации Ивдельского городского округа. Именно она как орган местного самоуправления, являясь собственником указанных истцом источников питьевого снабжения, осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании. К аналогичному выводу пришел и суд первой инстанции.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с решением суда, находит, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых судом доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 05.03.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральск, городе Ивдель, городе Краснотурьинск, городе Карпинск - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И. Ковалевой
Судьи:
Л.А.Тушнолобова
С.Б. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.