Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Ивашиной Т.А., Прониной А.В.,
при секретаре Золотаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 июля 2014 года
апелляционные жалобы представителя истицы Ющенко С.С. Михалева А.А. , представителя Администрации города Черногорска Немцовой Ю.М. на решение Черногорского городского суда от 06 мая 2014 года, которым частично удовлетворены исковые требования Ющенко С.С. к Администрации города Черногорска о признании решения об исключении из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015г. и отказа в предоставлении социальной выплаты незаконными, обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., объяснения представителя истицы Михалева А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражавшего против доводов жалобы представителя ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель истицы Ющенко С.С., действующей в своих интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери Ющенко С.В., Михалев А.А. обратился в суд с иском к Администрации города Черногорска об отмене решения об её (Ющенко С.С.) исключении из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015годы, оспаривании бездействия по направлению уведомления об исключении из состава участников данной подпрограммы, восстановлении в составе участников вышеуказанной подпрограммы, признании отказа Администрации города Черногорска от 09 октября 2012г. в предоставлении социальной выплаты незаконным, направлении документов семьи Ющенко С.С. в соответствующие инстанции для получения средств на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному договору на приобретение жилого помещения, расположенного в "адрес" .
Требования мотивировал тем, что в августе 2011 г. семья Ющенко С.С. была включена в список молодых семей, участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015г. В марте 2012 г. между истицей и ОАО "Сбербанк России" был заключен кредитный договор на сумму "данные изъяты" руб. и по договору купли-продажи ею приобретена квартира с привлечением заемных средств. В сентябре 2012 г., обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты в рамках указанной целевой программы, она получила отказ, со ссылкой на то, что решением жилищно-бытовой комиссии Администрации города Черногорска от 27 августа 2012 г. ее семья была исключена из состава участников этой программы. Полагал, что семье истицы незаконно и необоснованно отказали в социальной выплате на приобретение жилья.
В ходе рассмотрения дела представитель истицы Михалев А.А. исковые требования увеличил, просил обязать Администрацию г. Черногорска выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на сумму первоначального взноса по договору ипотеки.
В судебном заседании представитель истицы Михалев А.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации города Черногорска Веревкина Ю.М. исковые требования не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие истицы Ющенко С.С.
Суд постановил решение, которым признал незаконным:
- бездействие Администрации МО города Черногорска по извещению Ющенко С.С. об исключении ее из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015г., в период с 27 августа 2012 г. по 03 сентября 2013 г.;
- решение жилищно-бытовой комиссии Администрации МО города Черногорска от 27 августа 2012г. об исключении семьи Ющенко С.С. из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015г.
Обязал ответчика восстановить семью Ющенко С.С. в составе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015г.
В остальной части иска отказал.
С данным решением не согласны представитель истицы Михалев А.А. и представитель ответчика Немцова Ю.М.
В апелляционной жалобе представитель истицы Михалев А.А. просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что отказ Администрации г. Черногорска от 09 октября 2012 г. в предоставлении социальной выплаты является законным, ссылаясь на Постановления Конституционного суда РФ от 01.12.1997г. N 18-П, от 19.06.2002 г.N11-П и др. указывает, что поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым, ее право на получение социальной выплаты, приняло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от принятых обязательств.
Полагает, что получение истицей кредита после 01 января 2011 г. не исключает возможность её дальнейшего участия в указанной программе, поскольку денежные средства могут быть направлены и на погашение первоначального взноса, которой истицей внесен в размере "данные изъяты" руб. Считает, что указанная сумма может быть возращена истице или направлена на погашение кредита в банке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Немцова Ю.М. просит решение суда в части восстановления семьи Ющенко С.С. в составе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015г. отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
Указывает, что для получения свидетельства для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на приобретение жилого помещения необходимо подтвердить нуждаемость молодой семьи, а поскольку истица приобрела жилое помещение в собственность, она не может быть признана таковой.
Полагает, что в данном случае семья, являясь участником программы, действуя разумно и осмотрительно, до совершения соответствующих действий получила информацию о том, что будет исключена из программы, в случае если возьмет кредит до получения свидетельства, и могла оценить последствия их совершения, однако, не смотря на это, истица оформила кредит и внесла первоначальный взнос.
Ссылаясь на судебную практику (апелляционное определение Алтайского краевого суда N 1405-14) указывает, что положения федеральной целевой программы о получении социальной выплаты на семью истицы не распространяются, поскольку кредитный договор был заключен ею 06 марта 2012 г., вместе с тем, после 01 января 2011 г. возможность перечисления социальной выплаты на погашение долга по кредиту, не предусмотрена.
Письменных возражений относительно доводов апелляционных жалоб не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Из материалов дела усматривается, что семья Ющенко С.С. была включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015 г. (протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Администрации города Черногорска от 12.08 2011г.)
25 сентября 2012 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты в рамках указанной целевой программы, однако получила отказ, со ссылкой на то, что решением жилищно-бытовой комиссии Администрации города Черногорска от 27 августа 2012 г. ее семья была исключена из состава участников этой программы, поскольку утратила основание, дающее право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с приобретением жилого помещения в собственность по договору купли продажи от 13 марта 2012 г.
Из сообщения Администрации города Черногорска от 09 октября 2012 г. следует, что истице отказано в предоставлении социальной выплаты, поскольку жилое помещение ею было приобретено 13 марта 2012 г., что противоречит пп. "е" п. 2 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015 гг., согласно которому предусмотрено право использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным только до 01 января 2011 г., в то время как истицей кредит на приобретение жилья был получен 06 марта 2012 г.
Обращаясь в суд, истица ссылалась на то, что ее семья была незаконно исключена из состава участников указанной подпрограммы, полагала, что ее должны восстановить в списках участников и предоставить социальную выплату на погашение полученного кредита.
Разрешая заявленные исковые требования, суд пришел к выводу о том, что исключение семьи Ющенко С.С. из состава участников подпрограммы и бездействие Администрации города Черногорска по уведомлению истицы об этом исключении являются незаконными, а требование Ющенко С.С. о восстановлении ее в составе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015 г. подлежащими удовлетворению.
При этом суд исходил из того, что истицей своевременно не было получено уведомление об исключении ее из состава участников подпрограммы, чем было нарушено ее право на своевременное обжалование таких действий. Кроме того, указал, что средства социальной выплаты могут использоваться, в том числе согласно подп. "г" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Однако с такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они постановлены с существенным нарушением норм материального права, регулирующих данные правоотношения, без учета установленных по делу обстоятельств.
Так, из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 13 марта 2012 г. с использованием кредитных средств ОАО "Сбербанк России" истицей Ющенко С.С. приобретена двухкомнатная квартира, расположенная в "адрес" ., стоимостью "данные изъяты" руб.
Согласно кредитному договору 06 марта 2012 г., заключенному между ОАО "Сбербанк России" и Ющенко С.С., ФИО1 банк предоставил заемщикам денежные средства в размере "данные изъяты" руб. под 12,15% годовых на приобретение указанного жилья. Согласно п. 3.1.1 указанного договора часть стоимости объекта недвижимости в сумме "данные изъяты" руб. оплачивается истицей.
Согласно п. 2 Правил предоставления молодым семья социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 и являющихся Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, предусмотрен исчерпывающий перечень направлений использования молодой семьей средств социальной выплаты, полученной в рамках данной подпрограммы:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (введен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575)
Как следует из сообщения ответчика от 09 октября 2012 г. истица 25 сентября 2012 г. обратилась с заявлением о предоставлении социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитному договору от 13 марта 2012 г. на приобретение жилого помещения, расположенного в г "адрес" , и ей было отказано в предоставлении данной выплаты, так как кредитный договор был заключен позднее 01 января 2011 г.
Оценивая вышеизложенные обстоятельства в совокупности с вышеизложенными нормами права, а также учитывая, что социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным исключительно до 1 января 2011 года, а кредит истицей получен после указанной даты, судебная коллегия приходит к выводу, что данный отказ Администрации города Черногорска является правомерным, поскольку возможность использования социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору, заключенному после 01.01.2011 года, законодательством не предусмотрена, правом изменять условия предоставления социальной выплаты, установленные Правительством РФ, суд не наделен.
Иных оснований для получения социальной выплаты, предусмотренных пп. "а" - "д" п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, семья истицы не имеет.
С учетом изложенного решение суда в части удовлетворения заявленных истицей требований о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Администрации МО города Черногорска от 27 августа 2012 г. об исключении семьи истицы из состава участников данной подпрограммы и о восстановлении семьи Ющенко С.С. в составе участников подпрограммы является не соответствующим закону, а потому подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
Не может судебная коллегия согласиться с решением суда и в части признания незаконным бездействия Администрации МО города Черногорска по извещению истицы об исключении ее из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015г., в период с 27 августа 2012г. по 03 сентября 2013 г., поскольку истицей не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что направление ей извещения об исключении из числа участников программы 03 сентября 2013 г. повлекло нарушение её прав.
Доводы апелляционной жалобы представителя истицы в части несогласия с решением суда об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015г., судебная коллегия находит необоснованными, поскольку истица утратила право на участие в указанной программе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черногорского городского суда от 06 мая 2014 года по настоящему делу в части признания незаконным бездействия Администрации МО города Черногорска по извещению Ющенко С.С. об исключении ее из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015г., в период с 27 августа 2012г. по 03 сентября 2013 г.; признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Администрации МО города Черногорска от 27 августа 2012г. об исключении семьи Ющенко С.С. из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015 г.; об обязании Администрации МО города Черногорска восстановить семью Ющенко С.С. в составе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" 2011-2015г. отменить.
Принять новое решение, Ющенко С.С. в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи Т.А. Ивашина
А.В. Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.