Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Ивашиной Т.А., Пархомович Г.П.,
при секретаре Максимовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 августа 2014 года апелляционные жалобы истцов Трофимовой С.В. , Ивановой Н.В. , Барашковой М.С. , Боровковой В.А. на решение Абаканского городского суда от 12 мая 2014 года, которым частично удовлетворено исковые заявления прокурора города Саяногорска в интересах Зелениной А.И. , Ивановой Н.В. , Трофимовой С.В. , Барашковой М.С. , Боровковой В.А. , Гедзун В.Л. , Пабст В.А. , Хамитовой А.С. к Министерству финансов Республики Хакасия, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Хакасия, Администрации муниципального образования город Саяногорск о взыскании денежных средств и обязании производить ежемесячную выплату расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Пархомович Г.П., пояснения истцов Трофимовой С.В., Ивановой Н.В., Барашковой М.С., настаивавших на доводах своих апелляционных жалоб, объяснения представителя Министерства финансов Республики Хакасия - Тудвасовой А.Н., прокурора Минчук Е.А., полагавших оставить решение без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Саяногорска в интересах Зелениной А.И., Ивановой Н.В., Трофимовой С.В., Барашковой М.С., Боровковой В.А., Гедзун В.Л., Пабст В.А., Хамитовой А.С. обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Хакасия (далее - Минфин РХ), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Хакасия (далее - Минфин РФ в лице УФК по РХ), Администрации муниципального образования город Саяногорск (далее - Администрация МО г. Саяногорск) о взыскании денежных средств и обязании производить ежемесячную оплату расходов на жилое помещение и коммунальные услуги. Требования мотивировал тем, что Зеленина А.И., Иванова Н.В., Трофимова С.В., Барашкова М.С., Боровкова В.А., Гедзун В.Л., Пабст В.А., Хамитова А.С. являются вышедшими на пенсию медицинскими работниками, проработавшим более 10 лет в сельской местности, однако, им не оказывались меры социальной поддержки по компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ . Просил взыскать с Минфина РХ за счёт средств казны Республики Хакасия расходы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за ДД.ММ.ГГГГ в пользу Зелениной А.И. - "данные изъяты" ., Ивановой Н.В. - "данные изъяты" ., Трофимовой С.В. - "данные изъяты" ., Барашковой М.С. - "данные изъяты" ., Боровковой В.А. - "данные изъяты" ., Гедзун В.Л. - "данные изъяты" ., Пабст В.А. - "данные изъяты" ., Хамитовой А.С. - "данные изъяты" ., обязать Минфин РХ ежемесячно выплачивать истцам за счёт казны Республики Хакасия расходы на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ .
В ходе судебного разбирательства прокурор Благова О.Г. уточнила исковые требования в интересах Боровкой В.А., Гедзун В.Л., Ивановой Н.В., Пабст В.А. в части размера, просила взыскать с Министерства финансов РХ за счёт казны Республики Хакасия расходы в пользу Ивановой Н.В. - "данные изъяты" ., Боровковой В.А. - "данные изъяты" ., Гедзун В.Л. - "данные изъяты" ., Пабст В.А. - "данные изъяты" .
В судебном заседании помощник прокурора г. Саяногорска Михеева С.В., истец Боровкова В.А. поддержали уточнённые исковые требования, приведя доводы, изложенные в исках.
Представитель ответчика Министерства финансов РХ Тахтобина Н.П. исковые требования не признала, указав, что Минфин РХ является ненадлежащим ответчиком, поскольку дополнительные гарантии и меры социальной поддержки вышедшим на пенсию медицинским работникам, проживающим в сельской местности, должны предоставляться за счёт федерального бюджета. Просила в удовлетворении иска отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие истцов Зелениной А.И., Ивановой Н.В., Трофимовой С.В., Барашковой М.С., Гедзун В.Л., Пабст В.А., Хамитовой А.С., представителей ответчиков Минфина РФ в лице УФК по РХ, Администрации МО г. Саяногорск.
Суд постановил вышеприведённое решение, которым частично удовлетворил исковые требования. Взыскал с Министерства финансов РХ за счёт средств казны Республики Хакасия компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение в пользу Зелениной А.И. - "данные изъяты" ., Ивановой Н.В. - "данные изъяты" ., Трофимовой С.В. - "данные изъяты" ., Барашковой М.С. - "данные изъяты" ., Боровковой В.А. - "данные изъяты" ., Гедзун В.Л. - "данные изъяты" ., Пабст В.А. - "данные изъяты" ., Хамитовой А.С. - "данные изъяты" . Возложил на Министерство финансов РХ обязанность по ежемесячному предоставлению истцам социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ . В удовлетворении исковых требований в части оплаты услуг за жильё к Минфину РХ отказал. Отказал в удовлетворении исковых требований к Минфину РФ в лице УФК по РХ, к Администрации МО г. Саяногорск.
С решением не согласны истцы Трофимова С.В., Иванова Н.В., Барашкова М.С., Боровкова В.А.
В апелляционных жалобах, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, они просят решение суда отменить, принять новое судебное решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объёме. Выражают несогласие с выводом суда о том, что с передачей муниципального учреждения здравоохранения из ведения г. Саяногорска в ведение Республики Хакасия не могут быть сохранены меры социальной поддержки, которые были ранее предусмотрены постановлением администрации г. Саяногорск от 23 марта 2012 года N 371, а должны предоставляться в части оплаты за отопление и освещение в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 года N 517. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П, настаивают на том, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению достигнутого уровня их предоставления. Настаивают на том, что имеют право на меры соцподдержки в виде денежной компенсации 100 % расходов на оплату жилого помещения, включающую в себя оплату за содержание и текущий ремонт как жилого помещения, так и общего имущества, управление многоквартирным домом, лифт, вывоз и утилизацию твёрдых бытовых отходов, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение.
Письменных возражений относительно апелляционных жалоб не поступило.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу 8 мая 2003 года), п. 10 которого установлена обязанность предоставления соответствующими местными исполкомами (по местным бюджетным учреждениям) или надлежащими учреждениями, предприятиями или организациями бесплатных квартир с отоплением и освещением в натуре квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельской местности и в рабочих поселках. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям, организациям, необходимая и вполне пригодная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений, организаций по действительной их стоимости.
Пунктом 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" установлено, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
Согласно ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу п.50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Как указано в ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст.153 Федерального закона N122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, определениях от 01 марта 2007 года N 129-О-П, от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, от 24 июня 2014года N 1301-О 07, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, а обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. Порядок предоставления пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, мер социальной поддержки должен осуществляться на основании правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, и этот механизм должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Доказательства, которые свидетельствовали бы о введении Республикой Хакасия взамен приостановленных мер социальной поддержки иного механизма возмещения указанных выше расходов, суду не представлены.
Из материалов дела следует, что все истцы являются вышедшими на пенсию медицинскими работниками, проработавшим более 10 лет в сельской местности, поэтому суд первой инстанции с учетом вышеприведенных норм пришел к правильному выводу о наличии у них права на предоставление указанной меры социальной поддержки.
Учитывая, что истцам в период с марта по сентябрь 2013 года понесенные ими расходы за отопление и освещение не компенсировались, суд первой инстанции обоснованно взыскал их с Минфина Хакасии за счет казны Республики Хакасия и обязал Минфин Хакасии предоставлять истцам социальную поддержку в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ .
Истцы Трофимова С.В., Иванова Н.В., Барашкова М.С., Боровкова В.А. выражают несогласие с решением суда в части размера взысканных расходов, полагая, что имеют право на меры соцподдержки в виде денежной компенсации 100 % расходов на оплату жилого помещения, включающую в себя оплату за содержание и текущий ремонт жилого помещения, общего имущества, управление многоквартирным домом, лифт, вывоз и утилизацию твёрдых бытовых отходов, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение, которые им предоставлялись по постановлению администрации г. Саяногорск от 23 марта 2012 года N 371 до передачи муниципального учреждения здравоохранения из ведения г. Саяногорска в ведение Республики Хакасия.
Судебная коллегия вывод суда о том, что истцам не полагается компенсация 100 процентов расходов на оплату жилого помещения, признает верным, исходя из следующего.
В соответствии с ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Вступившим в законную силу с 01 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования.
Часть 2 ст. 72 Федерального закона N323-ФЗ предусматривает, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Пунктом 1 ст. 26.3 и подп.24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что муниципальное образование вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинских работников
Медицинское учреждение, в котором истцы осуществляли трудовую деятельность, до ДД.ММ.ГГГГ находилось в собственности муниципального образования г. Саяногорск.
Пунктом 1.2 Положения о предоставлении в 2012 году мер социальной поддержки пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности на должностях медицинских, фармацевтических работников муниципальных учреждений (предприятий) и не осуществляющих трудовую деятельность (включая проживающих с ними членов их семей), проживающих на территории муниципального образования г. Саяногорск, утвержденного постановлением администрации города Саяногорска от 23 марта 2012 года N371, предусмотрено, что пенсионеру и членам семьи предоставляются меры социальной поддержки в виде денежной компенсации 100 процентов расходов на оплату жилого помещения.
Из п.1.2 Положения следует, что меры социальной поддержки в виде денежной компенсации 100 процентов расходов на оплату жилого помещения устанавливаются на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ .
Действие указанного постановления истекло. Других нормативных актов на уровне муниципального образования г.Саяногорск не принималось.
Само по себе принятие дополнительных мер социальной поддержки на уровне муниципального образования не свидетельствует о том, что изменились установленные в соответствии с федеральным законодательством гарантии и меры социальной поддержки медицинских работников, предусмотренные ранее действовавшим законодательством.
Довод жалоб истцов о том, что при передаче имущества учреждения здравоохранения из собственности муниципального образования в собственность субъекта Российской Федерации за ними должны быть сохранены ранее предоставляемые меры социальной поддержки, предусмотренные постановлением администрации г. Саяногорск от 23 марта 2012 года N371, основан на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая, что ранее действовавшим законодательством предусматривались меры социальной поддержки только на оплату освещения, отопления, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения обязанности по предоставлению мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в полном объеме, и полагает необходимым изменить решение суда в указанной части, указав на обязанность Минфина Республики Хакасия предоставлять истцам социальную поддержку в виде компенсации расходов на отопление и освещение.
Кроме того, в этой же части решение подлежит изменению с указанием на предоставление ответчиком мер социальной поддержки именно за счет средств казны Республики Хакасия в связи со следующим.
По смыслу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи со статьей 1071 этого же кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению при наличии вины указанных лиц в причинении вреда. Такой вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Как видно из материалов дела, Министерство финансов по Республике Хакасия представляло интересы субъекта.
Учитывая, что распорядителем бюджетных средств в Республике Хакасия на момент возникновения спорных правоотношений является Министерство финансов Республики Хакасия (Положение "О Министерстве финансов Республики Хакасия", утвержденное Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 года N 151 (ред. от 27 марта 2014 года), судебная коллегия полагает, что обязанность компенсировать расходы на коммунальные услуги за отопление и освещение может быть возложена на Минфин Хакасии только за счет средств казны Республики Хакасия, а не за счет его собственных средств.
Жалобы истцов не содержат иных доводов, которые могли бы повлечь отмену решения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, материальный закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, а потому оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.
С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 12 мая 2014 года по настоящему делу в части возложения на Министерство финансов Республики Хакасия обязанности предоставления социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг с 01 октября 2013 года изменить.
Возложить обязанность по предоставлению Зелениной А.И. , Ивановой Н.В. , Трофимовой С.В. , Барашковой М.С. , Боровковой В.А. , Гедзун В.Л. , Пабст В.А. , Хамитовой А,С. социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение с 01 октября 2013 года на Министерство финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционные жалобы истцов Трофимовой С.В. , Ивановой Н.В. , Барашковой М.С. , Боровковой В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.А. Ивашина
Г.П. Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.