Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.
судей Капустиной Т.М., Морозовой В.Н.,
при секретаре Золотаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 04 сентября 2014 года
апелляционные жалобы истицы Шеленковой В.С. , представителя ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Тахтобиной Н.П. на решение Абаканского городского суда от 28 апреля 2014 года, которым частично удовлетворен иск прокурора города Саяногорска в интересах Шеленковой В.С. к Министерству финансов Республики Хакасия, Министерству финансов Российской Федерации, Администрации города Саяногорска о взыскании денежных средств и обязании выплачивать расходы на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., пояснения прокурора Минчук Е.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Саяногорска в интересах Шеленковой В.С. обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Хакасия о взыскании расходов на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг за март - сентябрь 2013 года в сумме "данные изъяты" ., обязании ежемесячно компенсировать расходы на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг с 01 октября 2013 г., требования мотивировал тем, что Шеленкова В.С. является вышедшим на пенсию медицинским работником, проработавшим более 10 лет в сельской местности, и имеет право на компенсацию расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. До 31 декабря 2012 г. такая компенсация выплачивалась из местного бюджета муниципального образования г. Саяногорска. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.09.2012 г. N 649 муниципальные бюджетные учреждения здравоохранения города Саяногорска были переданы из муниципальной собственности в государственную собственность Республики Хакасия, в связи с чем с 01 января 2013 г. медицинским и фармацевтическим работникам, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности, финансирование мер социальной поддержки из местного бюджета муниципального образования г. Саяногорска не производится. Вместе с тем, меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории граждан, с 01 марта 2013 г. по 31 октября 2013 г. за счет казны Республики Хакасия также не предоставлялись.
Определением суда от 18 февраля 2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Определением суда от 06 марта 2014 г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Администрация города Саяногорска.
В ходе судебного заседания прокурор уточнил исковые требования в части размера подлежащих взысканию расходов на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг, просил взыскать с Министерства финансов РХ за счет средств казны Республики Хакасия в пользу Шеленковой В.С. расходы на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг за март - сентябрь 2013 года в размере "данные изъяты"
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Тахтобина Н.П. исковые требования не признала, пояснила, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу. Считала, что льготы должны предоставляться за счет средств федерального бюджета.
Представитель соответчика Министерства финансов Российской Федерации Смондырева Н.А. исковые требования не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие прокурора г. Саяногорска, истицы Шеленковой В.С., представителя ответчика Администрации г. Саяногорска.
Суд постановил решение, которым взыскал с Министерства финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия в пользу Шеленковой В.С. компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг - отопления и освещения в жилом помещении, расположенном в "адрес" , за март - сентябрь 2013 года в размере "данные изъяты" .
Возложил на Министерство финансов Республики Хакасия обязанность ежемесячно предоставлять меры социальной поддержки Шеленковой Валентине Семеновне в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в виде отопления и освещения в вышеуказанном жилом помещении с 1 октября 2013 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
С решением не согласны истица Шеленкова В.С. и представитель ответчика Тахтобина Н.П.
В апелляционной жалобе истица Шеленкова В.С., ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда в части отказа в удовлетворении ее требований отменить, удовлетворить их в полном объёме.
Полагает, что при передаче имущества учреждения здравоохранения из собственности муниципального образования в собственность субъекта Российской Федерации за ней должны быть сохранены ранее предоставляемые меры социальной поддержки, предусмотренные постановлением администрации г. Саяногорска от 23 марта 2012 года N371.
Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П настаивает на том, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению достигнутого уровня. Полагает, что имеет право на меры соцподдержки в виде денежной компенсации 100 % расходов на оплату жилого помещения, включающую в себя оплату за содержание и текущий ремонт как жилого помещения, так и общего имущества, управление многоквартирным домом, лифт, вывоз и утилизацию твёрдых бытовых отходов, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить.
Указывает, что порядок предоставления мер социальной поддержки не урегулирован федеральным законодательством, убытки истцу причинены Российской Федерацией, вины государственных органов власти Республики Хакасия не имеется. Настаивает на том, что надлежащим ответчиком является Российская Федерация, которая передав полномочия субъекту, не обеспечила их финансирование.
Ссылаясь на ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", поясняет, что действующее законодательство не предусматривает предоставление льгот в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг медицинским работникам, проживающим в сельской местности, а у субъекта Российской Федерации есть право, а не обязанность по предоставлению таких льгот.
Обращает внимание, что суд, удовлетворяя заявленные требования, не дал оценку представленным Саяногорской центральной больницей документам по выплате истице материальной поддержки, как медицинскому работнику, вышедшему на пенсию, в 2013 г.-2014 г.;
не применил закон, подлежащий применению, а именно Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 г., которым предусматриваются меры социальной поддержки;
не дал оценку представленной ответчиком справке о том, что в 2013 г. из федерального бюджета в бюджет Республики Хакасия субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан не выделялось.
Ссылаясь на судебную практику Верховного Суда РФ за 3 квартал 2013 г. указывает, что передача расходных обязательств по обеспечению граждан мерами социальной защиты не означает освобождение Российской Федерации от полномочий по их реализации.
Считает, что в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера.
Письменных возражений относительно доводов апелляционных жалоб не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу 8 мая 2003 года), п. 10 которого установлена обязанность предоставления соответствующими местными исполкомами (по местным бюджетным учреждениям) или надлежащими учреждениями, предприятиями или организациями бесплатных квартир с отоплением и освещением в натуре квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельской местности и в рабочих поселках. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям, организациям, необходимая и вполне пригодная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений, организаций по действительной их стоимости.
Пунктом 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" установлено, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
Согласно ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу п.50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Как указано в ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст.153 Федерального закона N122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, определениях от 01 марта 2007 года N 129-О-П, от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, от 24 июня 2014года N 1301-О 07, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, а обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. Порядок предоставления пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, мер социальной поддержки должен осуществляться на основании правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, и этот механизм должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Доказательства, которые свидетельствовали бы о введении Республикой Хакасия взамен приостановленных мер социальной поддержки иного механизма возмещения указанных выше расходов, суду не представлены.
Как видно из трудовой книжки, Шеленкова В.С. с 1977 года осуществляла трудовую деятельность в больнице п. Черемушки, проработала в муниципальном учреждении здравоохранения в сельской местности более 10 лет. Шеленкова В.С. является собственником квартиры, расположенной в "адрес" По указанному адресу зарегистрировано 3 человека: Шеленкова В.С., ФИО1 . (супруг), ФИО2 (дочь), фактически в квартире проживают Шеленкова В.С. и ФИО1
Согласно пенсионному удостоверению Шеленкова В.С. вышла на пенсию в 2008 году (л.д.14).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Шеленковой В.С. права на предоставление указанной меры социальной поддержки, поскольку она проработала медицинским работником в сельской местности не менее 10 лет.
Учитывая, что истице в период с марта по сентябрь 2013 года понесенные ей расходы за отопление и освещение не компенсировались, суд первой инстанции обоснованно взыскал их с Минфина Хакасии за счет казны Республики Хакасия.
Выражая несогласие с решением суда в части размера взысканных расходов, истица Шеленкова В.С. полагала, что имеет право на меры соцподдержки в виде денежной компенсации 100 % расходов на оплату жилого помещения, включающую в себя оплату за содержание и текущий ремонт жилого помещения, общего имущества, управление многоквартирным домом, лифт, вывоз и утилизацию твёрдых бытовых отходов, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение, которые ей предоставлялись по постановлению администрации г. Саяногорск от 23 марта 2012 года N 371 до передачи муниципального учреждения здравоохранения из ведения г. Саяногорска в ведение Республики Хакасия.
Судебная коллегия вывод суда о том, что истице не полагается компенсация 100 процентов расходов на оплату жилого помещения, признает верным, исходя из следующего.
В соответствии с ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Вступившим в законную силу с 01 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования.
Часть 2 ст. 72 Федерального закона N323-ФЗ предусматривает, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Пунктом 1 ст. 26.3 и подп.24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что муниципальное образование вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинских работников
Медицинское учреждение, в котором истица осуществляла трудовую деятельность, до 01 октября 2012 года находилось в собственности муниципального образования г. Саяногорск.
Пунктом 1.2 Положения о предоставлении в 2012 году мер социальной поддержки пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности на должностях медицинских, фармацевтических работников муниципальных учреждений (предприятий) и не осуществляющих трудовую деятельность (включая проживающих с ними членов их семей), проживающих на территории муниципального образования г. Саяногорск, утвержденного постановлением администрации города Саяногорска от 23 марта 2012 года N371, предусмотрено, что пенсионеру и членам семьи предоставляются меры социальной поддержки в виде денежной компенсации 100 процентов расходов на оплату жилого помещения.
Из п.1.2 Положения следует, что меры социальной поддержки в виде денежной компенсации 100 процентов расходов на оплату жилого помещения устанавливаются на период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.
Действие указанного постановления истекло. Других нормативных актов на уровне муниципального образования г.Саяногорск не принималось.
Само по себе принятие дополнительных мер социальной поддержки на уровне муниципального образования не свидетельствует о том, что изменились установленные в соответствии с федеральным законодательством гарантии и меры социальной поддержки медицинских работников, предусмотренные ранее действовавшим законодательством.
Довод жалобы истицы о том, что при передаче имущества учреждения здравоохранения из собственности муниципального образования в собственность субъекта Российской Федерации за ней должны быть сохранены ранее предоставляемые меры социальной поддержки, предусмотренные постановлением администрации г. Саяногорск от 23 марта 2012 года N371, основан на неправильном толковании норм материального права.
Как видно из материалов дела, Министерство финансов по Республике Хакасия представляло интересы субъекта.
Учитывая, что распорядителем бюджетных средств в Республике Хакасия на момент возникновения спорных правоотношений является Министерство финансов Республики Хакасия (Положение "О Министерстве финансов Республики Хакасия", утвержденное Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 года N 151 (ред. от 27 марта 2014 года), судебная коллегия полагает, что обязанность компенсировать расходы на коммунальные услуги за отопление и освещение может быть возложена на Минфин Хакасии только за счет средств казны Республики Хакасия, а не за счет его собственных средств.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия признает ошибочным вывод суда о возложении обязанности по предоставлению социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в виде освещения и отопления на Минфин Республики Хакасия и полагает решение суда в указанной части подлежащим изменению, с указанием на возложение обязанности по предоставлению мер социальной поддержки на Минфин Хакасии за счет средств казны Республики Хакасия.
Довод жалобы ответчика о том, что постановлениями Правительства Республики Хакасия от 23 ноября 2010 года N 603 "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения Республики Хакасия (2011 - 2013 годы)" и от 13 ноября 2013 года N 614 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия до 2020 года" предусмотрен размер выплат указанной категории медицинских работников на оплату жилищно-коммунальных услуг, отклоняется судебной коллегией, поскольку из содержания этих постановлений не усматривается, что они приняты во исполнение вышеприведенных норм законодательства, которыми гарантировано предоставление мер социальной поддержки пенсионерам из числа медицинских работников, проживающих в сельской местности.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", в соответствии с пунктом 21 которого за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет, было признано недействующим на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625, т.е. до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Несмотря на это, как следует из представленных материалов, истице данная льгота продолжала предоставляться. Тем самым обеспечивались стабильность социальной защиты указанной категории граждан и поддержание доверия к действиям государства, которое не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. В связи с чем доводы жалобы о том, что истица на 1 января 2005 года утратила право на получение льгот, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Утверждение ответчика о том, что Минфин Хакасии является ненадлежащим ответчиком, поскольку федеральный законодатель в связи с внесением изменений в ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не урегулировал порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности, после 01 января 2005 года, и соответственно Российская Федерация должна нести обязанности по сохранению жилищно-коммунальных льгот, является несостоятельным, поскольку противоречит вышеприведенным нормам права, из содержания которых усматривается, что меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ссылка представителя ответчика на то, что в 2013 году бюджету Республики Хакасия не выделялась субсидия из федерального бюджета на возмещение расходов по предоставляемым льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг, не может повлечь отмену судебного постановления. Предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета. Кроме того, неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения медицинских работников, проживающих в сельской местности и проработавших в медицинских учреждениях не менее 10 лет, принадлежащих им прав на получение мер социальной поддержки.
Иные доводы жалоб основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, а потому признаются судебной коллегией несостоятельными.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 28 апреля 2014 года по настоящему делу в части возложения на Министерство финансов Республики Хакасия обязанности предоставления социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг с 01 октября 2013 года изменить.
Возложить обязанность по предоставлению Шеленковой В.С. социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение с 01 октября 2013 года на Министерство финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционные жалобы истицы Шеленковой В.С. и представителя ответчика Тахтобиной Н.П. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.М. Капустина
В.Н. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.