Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Капустиной Т.М., Прониной А.В.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 25 сентября 2014 года
апелляционные жалобы материального истца Опариной В.И. и представителя ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Тахтобиной Н.П. на решение Абаканского городского суда от 05 мая 2014 года, которым частично удовлетворен иск прокурора города Саяногорска Республики Хакасия в интересах Опариной В.И. , Новичихиной В.П. , Гордеевой Н.Г. к Министерству финансов Республики Хакасия, Министерству финансов Российской Федерации, администрации муниципального образования город Саяногорск о взыскании компенсации по льготам при оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, обязании предоставления мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения представителя ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Тахтобиной Н.П., настаивавшей на доводах жалобы и дополнений к ней, прокурора Зайцевой О.И., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Саяногорска в интересах Опариной В.И., Новичихиной В.П., Гордеевой Н.Г. обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Хакасия (далее - Минфин Хакасии) о взыскании компенсации по льготам при оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, обязании предоставить меры социальной поддержки, мотивируя требования тем, что истицы являются вышедшими на пенсию медицинскими работником, более 10 лет проработали в сельской местности и имеют право на бесплатное предоставление жилого помещения с освещением и отоплением, однако в период с марта по сентябрь 2013 года им не выплачивалась компенсация за освещение, отопление и содержание жилья. Просил с учетом уточненных требований взыскать за счет казны Республики Хакасия компенсацию расходов по оплате предоставленных коммунальных услуг за указанный период в пользу Опариной В.И. "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., Новичихиной В.П. "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., Гордеевой Н.Г. "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. и обязать ответчика ежемесячно выплачивать истцам за счет казны Республики Хакасия расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01 октября 2013 года.
Определениями суда гражданские дела объединены в одно производство и к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Хакасия (далее - Минфин России) и администрация муниципального образования город Саяногорск.
В судебном заседании помощник прокурора г. Саяногорска Михеева С.В. настаивала на уточненных требованиях.
Представитель ответчика Минфина Хакасии Тахтобина Н.П. иск не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие материальных истцов Опариной В.И., Новичихиной В.П., Гордеевой Н.Г., представителей ответчиков Минфина России, администрации муниципального образования г. Саяногорск.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым взыскал с Минфина Хакасии в пользу Опариной В.И. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , за март-сентябрь 2013 года в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Возложил на Минфин Хакасии обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки Опариной В.И. в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , с 1 октября 2013 года.
Взыскал с Минфина Хакасии в пользу Новичихиной В.П. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , за март-сентябрь 2013 года в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Возложил на Минфин Хакасии обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки Новичихиной В.П. в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , с 1 октября 2013 года.
Взыскал с Минфина Хакасии в пользу Гордеевой Н.Г. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , за март-сентябрь 2013 года в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Возложил на Минфин Хакасии обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки Гордеевой Н.Г. в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , с 1 октября 2013 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору города Саяногорска, действующему в интересах Опариной В.И., Новичихиной В.П., Гордеевой Н.Г. к Минфину Хакасии отказал.
Отказал в удовлетворении исковых требований прокурора города Саяногорска, действующего в интересах Опариной В.И., Новичихиной В.П., Гордеевой Н.Г., к Минфину России, администрации муниципального образования г. Саяногорск о взыскании в пользу Опариной В.И., Новичихиной В.П., Гордеевой Н.Г. денежных средств и обязании производить ежемесячные выплаты в счет компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
С решением не согласны материальный истец Опарина В.И. и представитель ответчика Минфина Хакасии Тахтобина Н.П.
В апелляционной жалобе истица Опарина В.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает ошибочным вывод суда о том, что при передаче имущества учреждений здравоохранения из собственности муниципального образования в собственность субъекта Российской Федерации за ней не могут быть сохранены ранее предоставляемые меры социальной поддержки, предусмотренные постановлением администрации г. Саяногорск от 23 марта 2012 года N 371. Со ссылкой на постановление муниципального образования г. Саяногорск от 23 марта 2012 года N 371, считает, что имеет право на возмещение расходов не только в части оплаты отопления и освещения, но и всех расходов, связанных с оплатой жилого помещения.
Ссылаясь на судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П и от 01 апреля 2008 года N 268-О-П, отмечает, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к их отмене или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. Полагает, что вышеуказанные нормативные акты свидетельствуют о том, что ей полагается возмещение расходов в размере 100 процентов на оплату жилого помещения (плата за содержание и текущий ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, расходы по оплате лифта, за вывоз и утилизацию ТБО).
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель ответчика Минфина Хакасии Тахтобина Н.П. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Считает, что Минфин Хакасии является ненадлежащим ответчиком, поскольку федеральный законодатель в связи с внесением изменений в ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не урегулировал порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности после 01 января 2005 года и соответственно Российская Федерация должна нести обязанности по сохранению жилищно-коммунальных льгот. Ссылаясь на п. 18 постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", указывает, что Российская Федерация, установив льготы для данной категории лиц, не может возложить на субъект Российской Федерации обязанность по их финансированию за счет собственных доходов последнего. При передаче отдельных государственных полномочий на уровень субъектов Российской Федерации, последним должны передаваться финансовые средства на их исполнение. Отмечает, что в соответствии со ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в перечне льгот предусмотренных указанной категории медицинских работников оплата коммунальных услуг не значится. Указывает, что истицы утратила право на получение льгот на 01 января 2005 года, поскольку постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 05 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", установившее их, утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 14 октября 2003 года N 625. Ссылаясь на ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки могла быть возложена на ответчика только за счет казны субъекта Российской Федерации, а не его собственных денежных средств. Отмечает, что судом не приведены в решении нормы права, в соответствии с которыми на ответчика возложена обязанность по компенсации истицам расходов по оплате коммунальных услуг, что затрудняет его исполнение. Считает, что суду при принятии решения необходимо было руководствоваться постановлениями Правительства Республики Хакасия от 23 ноября 2010 года N 603 "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения Республики Хакасия (2011 - 2013 годы)" и от 13 ноября 2013 года N 614 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия до 2020 года", которыми предусмотрены выплаты указанной категории медицинских работников на оплату жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, приказом Минздрава Республики Хакасия от 15 марта 2013 года N 237 утверждено Положение о размере, порядке и условиях предоставления и назначения материальной поддержки медицинским работникам, вышедшим на пенсию. Отмечает, что судом не дана оценка представленной ответчиком справке о том, что из федерального бюджета в бюджет Республики Хакасия не выделялась в 2013 году субсидия на возмещение расходов по предоставляемым льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг. Ссылаясь на обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, указывает, что Российская Федерация несет ответственность за состояние дел в сфере социальной защиты граждан, в том числе в создании необходимых финансовых условий для надлежащего осуществления соответствующих полномочий субъектами Российской Федерации. Указывает, что в силу п. 24 Положения о размере, порядке и условиях предоставления и назначения материальной поддержки медицинским работникам, вышедшим на пенсию, утвержденного приказом Минздрава Республики Хакасия от 19 февраля 2014 года N 152, главным распорядителем бюджетных средств бюджета Республики Хакасия направляемых на выплату указанной категории лиц, является Минздрав Республики Хакасия, именно он и является надлежащим ответчиком по делу. При этом в случае взыскания денежных средств с казны Республики Хакасия, главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской Федерации, обязан направить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде, на последнем в силу п. 3 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации лежит обязанность по исполнению судебного акта.
В силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, письменных возражений относительно них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу 8 мая 2003 года). В силу п. 10 вышеуказанного постановления квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельской местности и в рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местным бюджетным учреждениям) или надлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям, организациям, необходимая и вполне пригодная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений, организаций по действительной их стоимости.
Пунктом 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" установлено, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Как указано в ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст. 153 Федерального закона N122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, определениях от 01 марта 2007 года N 129-О-П, от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, от 24 июня 2014года N 1301-О 07, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, а обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. Порядок предоставления пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, мер социальной поддержки должен осуществляться на основании правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, и этот механизм должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Доказательства, которые свидетельствовали бы о введении взамен приостановленных мер социальной поддержки иного механизма возмещения указанных выше расходов Республикой Хакасия, представлены не были.
Как видно из трудовых книжек, Опарина В.И. с 04 сентября 1978 года по 26 сентября 1994 года, Новичихина В.П. с 18 декабря 1989 года по 30 декабря 2011 года, Гордеева Н.Г. с 20 декабря 1973 года по 28 марта 1998 года осуществляли трудовую деятельность в организациях здравоохранения "адрес" (л.д. 24, 47-48, 83).
Судом установлено, что Опарина В.И. и ее супруг ФИО11 являются собственниками квартиры по адресу: "адрес" и фактически проживают в ней; Новичихина В.П. и ее супруг ФИО12 являются собственниками квартиры по адресу: "адрес" и фактически проживают в ней, в ней также зарегистрированы и проживает их сын ФИО13 и дочь ФИО14 ; Гордеева Н.Г. является собственником квартиры по адресу: "адрес" и фактически проживает в ней (л.д. 9, 35, 50, 70, 82, 103).
Согласно пенсионным удостоверениям материальные истцы вышли на пенсию Опарина В.И. в 1993 года, Новичихина В.П. в 2007 году, Гордеева Н.Г. в 1995 году (л.д. 15, 46, 84).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Опариной В.И., Новичихиной В.П., Гордеевой Н.Г. права на предоставление указанной меры социальной поддержки, поскольку они проработали медицинским работником в сельской местности не менее 10 лет.
Учитывая, что истицам в период с марта по сентябрь 2013 года понесенные ими расходы за отопление и освещение не компенсировались, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск в указанной части.
Между тем, судом первой инстанции не было учтено, что Минфин Хакасии не может нести ответственность перед истицами за счет собственных средств.
По смыслу положений ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи со ст. 1071 настоящего кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению при наличии вины указанных лиц в причинении вреда. Такой вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Как видно из материалов дела, Министерство финансов по Республике Хакасия представляло интересы субъекта.
Учитывая, что распорядителем бюджетных средств в Республике Хакасия на момент возникновения спорных правоотношений является Министерство финансов Республики Хакасия (Положение "О Министерстве финансов Республики Хакасия", утвержденное Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 года N 151 (ред. от 27 марта 2014 года), судебная коллегия полагает, что расходы по оплате предоставленных коммунальных услуг (отопление, освещение) могли быть взысканы, а обязанность по компенсации этих услуг возложена на Минфин Хакасии только за счет средств казны Республики Хакасия, а не за счет его собственных средств.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия признает ошибочным вывод суда о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение с Минфина Хакасии и возложении на него обязанности по ежемесячному предоставлению социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение и полагает решение суда в указанной части изменить, указав о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение с Минфина Хакасии за счет средств казны Республики Хакасия и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки на Минфин Хакасии за счет средств казны Республики Хакасия.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что истице Опариной В.И. не полагается компенсация 100 процентов расходов на оплату жилого помещения, исходя из следующего.
Вступившим в законную силу с 01 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования.
Часть 2 ст. 72 Федерального закона N 323-ФЗ предусматривает, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Пунктом 1 ст. 26.3 и подп.24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что муниципальное образование вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинских работников
Медицинское учреждение в "адрес" , в котором истица осуществляла трудовую деятельность до 01 октября 2012 года, находилось в собственности муниципального образования г. Саяногорск.
Пунктом 1.2 Положения о предоставлении в 2012 году мер социальной поддержки пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности на должностях медицинских, фармацевтических работников муниципальных учреждений (предприятий) и не осуществляющих трудовую деятельность (включая проживающих с ними членов их семей), проживающих на территории муниципального образования г. Саяногорск, утвержденного постановлением администрации города Саяногорска от 23 марта 2012 года N371, предусмотрено, что пенсионеру и членам семьи предоставляются меры социальной поддержки в виде денежной компенсации 100 процентов расходов на оплату жилого помещения.
Из п.1.2 Положения следует, что меры социальной поддержки в виде денежной компенсации 100 процентов расходов на оплату жилого помещения устанавливаются на период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.
Действие указанного постановления истекло. Других нормативных актов на уровне муниципального образования г. Саяногорск не принималось.
Само по себе принятие дополнительных мер социальной поддержки на уровне муниципального образования не свидетельствует о том, что изменились установленные в соответствии с федеральным законодательством гарантии и меры социальной поддержки медицинских работников, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, которое претерпело изменение в связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ, и от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств
государство не может произвольно отказаться.
Довод жалобы истицы об ошибочном выводе суда о том, что при передаче имущества учреждений здравоохранения из собственности муниципального образования в собственность субъекта Российской Федерации за ней не могут быть сохранены ранее предоставляемые меры социальной поддержки, предусмотренные постановлением администрации г. Саяногорск от 23 марта 2012 года N371, основан на неправильном толковании норм материального права.
Довод жалобы ответчика о том, что постановлениями Правительства Республики Хакасия от 23 ноября 2010 года N 603 "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения Республики Хакасия (2011 - 2013 годы)" и от 13 ноября 2013 года N 614 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия до 2020 года", предусмотрены выплаты указанной категории медицинских работников на оплату жилищно-коммунальных услуг, отклоняется судебной коллегией, поскольку из их содержания не усматриваются, что они приняты во исполнение вышеуказанного законодательства, которым гарантировано предоставление мер социальной поддержки пенсионерам из числа медицинских работников, проживающих в сельской местности.
Пунктом 24 Положения о размере, порядке и условиях предоставления и назначения материальной поддержки медицинским работникам, вышедшим на пенсию, утвержденного приказом Минздрава Республики Хакасия от 19 февраля 2014 N152 предусмотрено, что главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Хакасия, направляемых на осуществление выплат, является Министерство здравоохранения Республики Хакасия.
Указание жалобы на то, что в силу п. 24 Положения от 19 февраля 2014 года N 152 надлежащим ответчиком по делу является Минздрав Республики Хакасия, не может повлечь отмену решения суда, поскольку полномочиями по изданию нормативного правового акта по установлению социальной гарантии согласно федеральному законодательству наделен субъект Российской Федерации, такого нормативного акта Республикой Хакасии не принималось, в связи с чем расходы на истцов по сохранении льгот возлагаются на субъект, а не на Минздрав Республики Хакасия.
При этом довод жалобы о том, что в случае взыскания денежных средств с казны Республики Хакасия, главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской Федерации, обязан направить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде, на последнем в силу п. 3 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации лежит обязанность по исполнению судебного акта, в данном конкретном случае не имеет правового значения.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", в соответствии с п. 21 которого за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет, было признано недействующим на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625, т.е. до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Несмотря на это, как следует из представленных материалов, истицам данная льгота продолжала предоставляться. Тем самым обеспечивались стабильность социальной защиты указанной категории граждан и поддержание доверия к действиям государства, которое не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. В связи с чем, доводы ответчика о том, что истицы на 1 января 2005 года утратили право на получение льгот, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Утверждение ответчика о том, что Минфин Хакасии является ненадлежащим ответчиком, поскольку федеральный законодатель в связи с внесением изменений в ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не урегулировал порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности, после 01 января 2005 года, и соответственно Российская Федерация должна нести обязанности по сохранению жилищно-коммунальных льгот, является несостоятельным, поскольку противоречит вышеприведенным нормам права, из содержания которых усматривается, что меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на то, что в 2013 году бюджету Республики Хакасия не выделялась субсидия из федерального бюджета на возмещение расходов по предоставляемым льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг, не может повлечь отмену судебного постановления. Предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета. Кроме того, неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения медицинских работников, проживающих в сельской местности и проработавших не менее 10 лет, принадлежащих им прав на получение мер социальной поддержки.
Иные доводы жалоб основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Решение суда в остальной части сторонами не обжалуется, судебной коллегией в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 05 мая 2014 года по настоящему делу в части взыскания с Министерства финансов Республики Хакасия в пользу Опариной В.И. , Новичихиной В.П. , Гордеевой Н.Г. компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение и возложения на Министерство финансов Республики Хакасия обязанности по ежемесячному предоставлению социальной поддержки Опариной В.И. , Новичихиной В.П. , Гордеевой Н.Г. в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение изменить.
Взыскать с Министерства финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия в пользу Опариной В.И. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , за март-сентябрь 2013 года в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Возложить на Министерство финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки Опариной В.И. в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , с 1 октября 2013 года.
Взыскать с Министерства финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия в пользу Новичихиной В.П. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , за март-сентябрь 2013 года в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Возложить на Министерство финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки Новичихиной В.П. в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , с 1 октября 2013 года.
Взыскать с Министерства финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия в пользу Гордеевой Н.Г. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" за март-сентябрь 2013 года в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Возложить на Министерство финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки Гордеевой Н.Г. в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , с 1 октября 2013 года.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи Т.М. Капустина
А.В. Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.