Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе
председательствующего Топоева А.С.,
судей Морозовой В.Н., Прониной А.В.,
при секретаре Федяеве Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 07 октября 2014 года
апелляционную жалобу ответчика Кыжинаева К.О. на решение Абаканского городского суда от 04 июля 2014 года, которым исковые требования прокурора Республики Хакасия об обязании филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Хакасэнерго" прекратить трудовой N от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный с Кыжинаевым К.О. , удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения ответчика Кыжинаева К.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Васильевой Е.В., выразившей согласие с решением суда, объяснения представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца Темеровой Т.В., выразившей согласие с постановленным судебным актом, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Республики Хакасия, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Кыжинаеву К.О., ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Хакасэнерго" (далее ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго") о прекращении трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между ответчиками. Требования мотивировал тем, что Кыжинаев К.О. с ДД.ММ.ГГГГ замещал должность федеральной государственной службы - специалиста-эксперта отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - УФАС по РХ). С ДД.ММ.ГГГГ замещал должность ведущего эксперта этого же отдела. После увольнения с ДД.ММ.ГГГГ он принят на работу в ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго" на должность инженера первой категории. Полагал, что при приеме на работу ответчиками нарушены требования антикоррупционного законодательства, поскольку Кыжинаев К.О., замещая должность государственной гражданской службы в УФАС по РХ, выполнял обязанности, входящие в отдельные функции государственного (административного) управления данной организации, однако в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов для получения согласия он не обращался.
В судебном заседании помощник прокурора Республики Хакасия Диденко Н.Н. уточнила заявленные требования, просила обязать филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" прекратить трудовой договор N от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между филиалом ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго" и Кыжинаевым К.О. на основании абзаца 5 части 1 ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации, освободив последнего от занимаемой должности инженера первой категории управления энергосбережения и повышения эффективности.
В судебном заседании представитель УФАС по РХ Широкова О.В. выразила согласие с заявленным иском, просила его удовлетворить.
Дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие ответчика Кыжинаева К.О. и представителя ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго".
Суд постановил решение об удовлетворении иска. Обязал филиал ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Хакасэнерго" прекратить трудовой договор N от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный с Кыжинаевым К.О.
С решением суда не согласен ответчик Кыжинаев К.О.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность решения, он просит его отменить и принять новое. В обоснование своих доводов указывает на то, что работая в УФАС по РХ, он не осуществлял функции государственного (административного) управления в отношении ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго". Все возложенные на него должностные обязанности функциями государственного (административного) управления не являлись, поскольку проверки ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго" проводились не им, а созданными в УФАС по РХ комиссиями, решения по результатам проверок принимались также не им, а заместителем руководителя антимонопольного органа. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии необходимости получения им согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В письменных возражениях заместитель прокурора Республики Хакасия Мондохонов А.Н. выражает согласие решением суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Пунктом 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований прекращения трудового договора определено нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
В статье 84 названного Кодекса установлено, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в частности, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.
Как следует из трудовой книжки ответчика, Кыжинаев К.О. ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность специалиста-эксперта отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий УФАС по РХ, ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность ведущего эксперта этого же отдела, ДД.ММ.ГГГГ освобожден от замещаемой должности по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе", ДД.ММ.ГГГГ принят на должность инженера первой категории в службу учета и качества электроэнергии управления энергосбережения и повышения энергоэффективности аппарата управления ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго" (л.д. 116-118).
ДД.ММ.ГГГГ ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго" уведомило УФАС по РХ о заключении трудового договора с Кыжинаевым К.О. (л.д. 40).
Разрешая спор по делу и приходя к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции указал, что при заключении трудового договора между Кыжинаевым К.О. и ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго" имело место нарушение норм Федерального закона "О противодействии коррупции" и трудового законодательства.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он постановлен при правильном применении норм материального права и основан на установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах.
Должности, замещавшиеся Кыжинаевым К.О. в период работы в качестве государственного гражданского служащего - специалист-эксперт и ведущий специалист-эксперт включены в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие ФАС России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом ФАС России от 20.09.2010 года N 403.
Указом Президента РФ от 21.07.2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Согласно п. 1 Положения "О Федеральной антимонопольной службе", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2004 года N 331, п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 года N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" ФАС России, где в одном из территориальных отделов работал Кыжинаев К.О., относится к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, а также по надзору и контролю за соблюдением законодательства о естественных монополиях.
Для осуществления вышеперечисленных функций территориальный орган ФАС России по Республике Хакасия на основании Приказа ФАС России от 26.01.2011 года N 30 (ред. от 02.04.2014) "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" возложены полномочия по осуществлению контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о естественных монополиях, за соответствием антимонопольному законодательству действующих на территории, подведомственной территориальному органу, соглашений между хозяйствующими субъектами, которые могут быть признаны допустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством и др.
Положением об отделе товарных, финансовых рынков и естественных монополий, утвержденным руководителем УФАС по РХ 01.07.2008 года, на отдел возложены обязанности по контролю за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях в сферах услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям, для чего ему предоставляется право осуществлять подготовку решений и предписаний, обязательных для исполнения (л.д. 20-22).
13.09.2013 года утверждено Положением об отделе товарных, финансовых рынков и естественных монополий в новой редакции, согласно которому к полномочиям отдела относится возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации; контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии; контроль за действиями совета рынка и организаций коммерческой технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) электроэнергии в пределах своей компетенции; контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка; (надзор) рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка и др. (л.д. 23-28).
Разделом IV Должностного регламента ведущего специалиста-эксперта указанного отдела установлен перечень вопросов, по которым ведущий специалист-эксперт вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения, к которым относятся: голосование как члена комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в части наличия или отсутствия состава правонарушения и принятия мер антимонопольного регулирования; принятие решений о предварительной квалификации нарушений антимонопольного законодательства при подготовке служебной записки, установление признаков наличия административного правонарушения по результатам рассмотрения заявлений и дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществление контроля за своевременностью исполнения выданных предписаний и другие вопросы (л.д. 29-37).
Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго" относится к субъектам естественной монополии в сфере оказания услуги по передаче электрической энергии.
Ответчик Кыжинаев К.О. в период замещения должности государственной гражданской службы в пределах своих должностных полномочий проводил проверки в отношении филиала ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго", являлся членом комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении филиала ОАО МРСК Сибири, подготавливал проекты актов по рассматриваемым делам и предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, участвовал в проведении внеплановой проверки ОАО "МРСК Сибири -
Хакасэнерго".
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела актами проверок, решениями и предписаниями (л.д. 41-111).
Из указанного следует, что в период работы в УФАС по РХ ответчик Кыжинаев О.В. осуществлял в отношении будущего работодателя ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго" отдельные функции государственного управления.
Оценивая доводы апелляционной жалобы Кыжинаева К.О. о том, что функции государственного управления он в период замещения должности государственного служащего в отношении ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго" не осуществлял, предписания, выданные в отношении общества, подписывались не им, а руководителем, решения по результатам проведенных проверок принимались не им единолично, а всем составом соответствующей комиссии, судебная коллегия находит их несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" определено, что к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией относятся не только полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, но и готовить проекты таких решений.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Письме Минтруда России от 22.06.2012 года N 17-1/10/1-248 случаями, когда дача согласия комиссией не требуется, являются ситуации, когда гражданин осуществлял отдельные функции государственного управления, направленные на неопределенный круг лиц в конкретной сфере, в которой функционирует организация (подготовка правовых актов и иных управленческих решений, связанных с регулированием данной сферы деятельности), и при этом не совершал действий, которые могли создать для данной организации наряду с другими организациями в данной сфере привилегии и приоритеты.
Вместе с тем, из всех установленных по делу обстоятельств следует, что, исполняя свои должностные обязанности в качестве специалиста-эксперта и ведущего специалиста-эксперта, Кыжинаев К.О. непосредственно взаимодействовал с ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго", сфера деятельности которого подконтрольна Федеральной антимонопольной службе, принимал участие в подготовке и принятии обязательных для исполнения указанной организацией решений, касающихся организационно-технических и материально-технических вопросов в указанной организации.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что Кыжинаев К.О. подпадает под категорию бывших государственных служащих, обязанных получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на заключение трудового договора с организацией, подконтрольной Федеральной антимонопольной службе, сотрудником которой он являлся.
Между тем, такая обязанность Кыжинаевым К.О. на момент трудоустройства в ОАО "МРСК Сибири - Хакасэнерго" соблюдена не была, что свидетельствует о нарушении требования законодательства о противодействие коррупции и является основанием для прекращения трудового договора.
Других доводов, которые влияли бы на отмену постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 04 июля 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кыжинаева К.О. - без рассмотрения.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи В.Н.Морозова
А.В.Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.