Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Платова А.С.
судей - Сударькова Е.В., Беляковой Н.В.
при секретаре - Васютиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударькова Е.В. гражданское дело по иску дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах РФ к Негодяеву С.Г., ООО "Центр услуг" о прекращении трудового договора,
по апелляционной жалобе ответчика Негодяеву С.Г.
на решение Шарыповского районного суда "адрес" от "дата", которым постановлено:
"Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах РФ к Негодяеву С.Г., ООО "Центр услуг" о прекращении трудового договора удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Центр услуг" прекратить трудовой договор N16, заключенный "дата" между обществом в лице генерального директора Ульянова М.В. и Негодяеву С.Г.".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к Негодяеву С.Г. и ООО "Центр услуг" о прекращении трудового договора.
Свои требования мотивировал тем, что в период с "дата" по "дата" Негодяев являлся сотрудником МИФНС N12, замещал должности государственной гражданской службы РФ.
После увольнения из налоговой службы, "дата" Негодяев принят на должность главного бухгалтера в ООО "Центр услуг". В период работы Негодяева в МИФНС N12, отделом под его руководством проводились проверки налоговых деклараций, в том числе и налоговой отчетности, предоставленной ООО "Центр услуг", а также им лично проводились проверки налоговых деклараций ООО "Центр услуг", с последующим принятием решения о привлечении к налоговой ответственности, что говорит о необходимости получения Негодяевым согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на замещение любой должности в ООО "Центр услуг". Негодяев не обращался в указанную комиссию, в связи с чем, привлечен к трудовой деятельности в ООО "Центр услуг" с нарушением требований законодательства о противодействии коррупции.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Негодяеву С.Г. просит об отмене принятого по делу решения и отказе в удовлетворении предъявленных требований. Полагает, что суд сделал необоснованный вывод о том, что в период работы в МИФНС он осуществлял функции государственного управления в отношении ООО "Центр услуг" в связи с чем обращения в комиссию по конфликту интересов за получением согласия на дальнейшее трудоустройство в коммерческую организацию не требовалось. Кроме того, ответчик обращает внимание на то, что он не принимал участие в налоговом контроле, он только выполнял организационные функции как начальник отдела.
В судебном заседании ответчик Негодяеву С.Г. и его представитель Тютюнников О.В., действующий на основании доверенности от "дата" поддержали предъявленные требования полностью по указанным выше основаниям.
Представитель соответчика ООО "Центр услуг", в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Неисполнение представителем соответчика процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяют сделать вывод об отсутствии таковых, что в силу п.3 ст. 167 ГПК РФ, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя процессуального истца прокурора Красноярской краевой прокуратуры Андреева А.И. полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, ответчика Негодяева С.В., представителя ответчика Негодяеву С.Г. - Тютюнникова О.В., судебная коллегия находит апелляционную жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от "дата" N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в п.3.1 ст.17 содержит аналогичные положения, в силу которых гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
При этом указанная комиссия, оценив конкретные обстоятельства, может дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой организации либо отказать в получении такого согласия (пункты 16, 24 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от "дата" N 821.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (п.2 ст.12 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ).
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного ч.2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч.1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином (п.3 ст.12 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ).
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч.1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.4 ст.12 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ).
Проверка соблюдения гражданином, указанным в ч.1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.6 ст.12 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ).
Указом Президента РФ от "дата" N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" в п.1 установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в разделе I или разделе II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от "дата" N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделе III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от "дата" N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы:
а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от "дата" N 821;
б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от "дата" N 557.
Указанный перечень включает в себя 3 раздела: должности федеральной государственной гражданской службы, должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов, другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Кроме того, в п.2 Указа от "дата" N 557 Президентом РФ поручено руководителям федеральных государственных органов утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Во исполнение указанной нормы Приказом Федеральной налоговой службы России от "дата" N ММ-7-4/430 утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В упомянутый перечень включены должности старшего государственного налогового инспектора, заместителя начальника отдела, начальника отдела.
Таким образом, исходя из положений вышеназванных нормативных правовых актов, согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство государственного гражданского служащего необходимо при наличии двух условий: упоминание должности служащего в перечне, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и выполнение служащим функций государственного управления организацией, в которую он планирует трудоустраиваться.
Судом было установлено, что с "дата" по "дата" Негодяеву С.Г. являлся сотрудником МИФНС России N по "адрес", замещал должности государственной гражданской службы РФ, а именно с "дата" по "дата" замещал должность старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок N1, с "дата" по "дата" - должность заместителя начальника отдела камеральных проверок N1, с "дата" по "дата" - должность начальника отдела камеральных проверок N1.
"дата" между Негодяеву С.Г. и ООО "Центр услуг" был заключен трудовой договор N и согласно приказу от "дата" N Негодяеву С.Г. принят на работу главным бухгалтером.
В период работы ответчика в МИФНС России N по "адрес", отделом камеральных проверок N под руководством Негодяеву С.Г. проводились проверки налоговых деклараций ООО "Центр услуг", а также лично Негодяеву С.Г. проводились проверки налоговых деклараций данной организации с последующим принятием решения о привлечении к налоговой ответственности.
Перед заключением трудового договора с ООО "Центр услуг" Негодяеву С.Г. согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не получал.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в случае осуществления Негодяеву С.Г. функций государственного управления в отношении ООО "Центр услуг", его трудоустройство в указанной организации возможно лишь в случае получения соответствующего разрешения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Доводы ответчика о том, что функции государственного управления в его должностные обязанности как начальника отдела не входили, судебная коллегия считает не состоятельными.
В силу п.4 ст. 1 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
В силу положений ст. 82 НК РФ налоговый контроль как одна из функций государственного контроля осуществляется государственными налоговыми инспекторами, в том числе посредством налоговых проверок, предусмотренных ст. 87 НК РФ: а) камеральных налоговых проверок; б) выездных налоговых проверок, а также получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности и в других формах.
Поскольку Негодяеву С.Г., устраиваясь на работу в ООО "Центр услуг" и заключая с соответчиком трудовой договор, не выполнил требования вышеуказанных положений законодательства, исковые требования прокурора судом первой инстанции были удовлетворены обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основываются на неверном толковании примененного районным судом закона и на ошибочной оценке обстоятельств дела. Аналогичные доводы исследовались судом первой инстанции, им в постановленном по делу решении дана правильная правовая оценка.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу п.4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельными основаниями для отмены судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного постановленное по делу решение районного суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шарыповского районного суда "адрес" от "дата" оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Негодяеву С.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.