Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Гафарова Р.Р.
судей Карлинова С.В. и Нестеровой А.А.,
при секретаре Васильевой Т.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
поступившее на апелляционное рассмотрение по жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 07 июля 2014 года, которым постановлено:
Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в удовлетворении заявления (жалобы) о признании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике от 16.06.2014 г. N "данные изъяты" о взыскании исполнительского сбора незаконным, об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере "данные изъяты" рублей, отказать.
Заслушав доклад судьи Гафарова Р.Р., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обратилось в суд с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя от 16 июня 2014 года N "данные изъяты" о взыскании исполнительского сбора незаконным, об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере "данные изъяты" руб.
Требования мотивированы тем, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета вины должника.
Так, Министерством было направлено обращение в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (15.05.2014 N "данные изъяты") о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на приобретение технических средств реабилитации, предприняты меры для заключения государственного контракта на поставку средств реабилитации для последующего обеспечения инвалидов.
06 мая 2014 года N "данные изъяты" была направлена заявка в Государственную службу ЧР по конкурентной политике тарифам на организацию и проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения вышеуказанного контракта. С учетом длительных сроков процедуры проведения и заключения государственного контракта Министерство просило приостановить исполнительные производства до момента заключения контрактов. По итогам данного аукциона будет заключен государственный контракт на поставку названного вида технического средства реабилитации и закупка "данные изъяты" будет произведена в 3 квартале 2014 года. При этом судебным приставом-исполнителем не были проверены причины несвоевременного исполнения предписаний исполнительного документа, возможность их своевременного исполнения, зависимость от наличия денежных средств в бюджете, а также ими не принято во внимание длительность сроков процедуры приобретения (закупки) технических средств реабилитации путем открытого аукциона в электронной форме. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представители заявителя Иванова О.П. и Никонов Е.Ю. поддержали жалобу по изложенным в ней основаниям, вновь привели их суду.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Казаков Е.М. заявленные требования не признал, в его удовлетворении просил отказать.
Заинтересованные лица прокурор Калининского районного суда г.Чебоксары, Петрова А.А. в судебном заседании не присутствовали.
Судом постановлено указанное выше решение, которое обжаловано Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшегося решения по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Ивановой О.П., судебного пристава-исполнителя Степанова Е.Ю., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 7 статьи 112 от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор относится к санкции штрафного характера, вследствие чего на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Право судебного пристава-исполнителя снижать данный размер или дифференцированно устанавливать размер исполнительского сбора тому или иному должнику с учетом тех или иных обстоятельств законом не предусмотрено.
В силу ч.ч.2, 3 ст.112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.112 ФЗ "Об исполнительном производстве" и Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года N13-П в качестве уважительных причин нарушения установленных сроков исполнения исполнительного документа рассматриваются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязательств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 07 февраля 2014 года постановлено обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечить Петрову ФИО14 техническим средством реабилитации: "данные изъяты", предусмотренной индивидуальной программой реабилитации "данные изъяты" (карта N "данные изъяты" к акту освидетельствования N "данные изъяты" от 18 сентября 2013 года). Указанное решение вступило в законную силу 28 марта 2014 года.
14 апреля 2014 года судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа от 31 марта 2014 года, выданным Ленинским районным судом г.Чебоксары Чувашской Республики на основании вышеуказанного решения возбуждено исполнительное производство N "данные изъяты" в отношении должника Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Постановление о возбуждении исполнительного производства должником получено 15 апреля 2014 года.
Судом также установлено и не оспаривается сторонами, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 14 апреля 2014 года должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа; должник предупрежден о взыскании исполнительского сбора в случае не исполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Судебным приставом-исполнителем в адрес должника было направлено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда.
26 мая 2014 года в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики направлено требование о предоставлении информации о произведенных мероприятиях во 2-ом квартале 2014 года для исполнения решения суда в пользу Петровой А.А.
02 июня 2014 года от должника по исполнительному производству получен ответ, что по итогам аукциона на заключение госконтракта закупка кресел-колясок будет произведена лишь в 3-м квартале 2014 года. В указанном письме должником заявлено ходатайство о приостановлении исполнительного производства.
02 июня 2014 года постановлением судебного пристава-исполнителя в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнительного производства N "данные изъяты" отказано. Указанное постановление стороной должника не было оспорено.
В связи тем, что требования исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не были исполнены, 16 июня 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере "данные изъяты" руб.
Из представленных Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики доказательств добровольного исполнения исполнительного листа следует, что указанное исполнение производилось после истечения установленного срока для добровольного исполнения.
При этом Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики не приведены доказательства того, что реальная возможность исполнить исполнительный документ в установленные сроки у них отсутствовала, а представленные доказательства не свидетельствуют о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Между тем, положения статьи 56 ГПК РФ, возлагающие на сторону бремя доказывания обстоятельств, на которые должник ссылается в качестве своих доводов, не снимают с Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обязанности доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование требований о признании незаконным постановления и об освобождении от исполнительского сбора, рассматриваемых в рамках настоящего дела, поскольку бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Ссылка Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на необходимость заключения госконтрактов по закупке "данные изъяты" является несостоятельной, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о наличии уважительных причин, с которыми закон связывает невозможность исполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что должник в установленный срок добровольно не исполнил требования исполнительного документа, доказательств, свидетельствующих о том, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, судебному приставу-исполнителю представлено не было, и принял обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не усматривает установленных Гражданским кодексом Российской Федерации поводов для освобождения от ответственности за нарушение обязательства, влекущих освобождение должника полностью от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч.1 ст.441 ГПК РФ, ч.1 ст.121 ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием) в порядке, предусмотренном главами 23, 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из анализа положений данной статьи, следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Данная совокупность условий по делу отсутствует.
Судебная коллегия также учитывает, что Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики не было лишено возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст.434 ГПК РФ об отсрочке исполнения судебного постановления, изменении способа и порядка его исполнения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, не опровергают правовые суждения суда, в связи с чем они не могут рассматриваться как состоятельные.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст.56 ГПК РФ на стороны.
Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции является правильным, так как основано на установленных по делу обстоятельствах и принято с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 07 июля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.