Президиум Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего Семенова Р.З.,
членов президиума: Асланукова А.Х., Байрамуковой И.Х.,
при секретаре Тамбиеве А.Р.,
рассмотрел гражданское дело по заявлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными разделов квалификационных требований должностных инструкций некоторых муниципальных служащих, переданное в президиум Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики определением председателя Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22 августа 2014 года, вынесенного по кассационной жалобе мэрии муниципального образования города Черкесска на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 июля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Негрий Н.С., объяснения представителя мэрии муниципального образования города Черкесска Югай И.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заместителя прокурора КЧР Гербекова А.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, президиум Верховного суда КЧР
УСТАНОВИЛ:
прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в Черкесский городской суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными разделов квалификационных требований должностных инструкций некоторых муниципальных служащих, об обязании предусмотреть в разделах квалификационных требований должностных инструкций квалификационные требования, предъявляемые к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 14 мая 2014 года в удовлетворении заявленных прокурором КЧР требований отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 16 июля 2014 года указанное решение суда первой инстанции отменено и принято по делу новое решение об удовлетворении заявления прокурора КЧР.
В кассационной жалобе мэрия муниципального образования города Черкесска просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 16 июля 2014 года и оставить в силе решение Черкесского городского суда КЧР от 14 мая 2014 года, полагая, что апелляционное определение судебной коллегии вынесено с существенными нарушениями норм материального права.
Истребованное по запросу судьи от 06 августа 2014 года дело поступило в Верховный суд КЧР 13 августа 2014 года.
Определением председателя Верховного суда КЧР Давыдова А.П. от 22 августа 2014 года материалы дела с кассационной жалобой мэрии муниципального образования города Черкесска переданы для рассмотрения по существу в президиум Верховного суда КЧР.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, президиум Верховного суда КЧР находит, что определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 16 июля 2014 года подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебной коллегий по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального права, являющиеся в силу приведенной выше нормы основанием к отмене обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, выразившиеся в следующем.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления прокурора КЧР, суд первой инстанции пришел к выводу, что должностная инструкция муниципальным правовым актом не является, между тем квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия исходила из того, что должностная инструкция является локальным правовым актом, определяющим квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам в зависимости от специфики и направления деятельности муниципального служащего, и относится к правовым актам органа местного самоуправления. Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований о необходимости указания в должностных инструкциях муниципальных служащих мэрии города Черкесска квалификационных требований с учетом рекомендаций, изложенных в письме Федеральной службы по труду и занятости от "дата" г. N ... "О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников", а также положений п. 3 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Данные выводы судебной коллегии основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и опровергаются положениями действующего законодательства о муниципальной службе.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 15.11.2007 г. N 75-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике", ст. 50, 72 Устава муниципального образования города Черкесска квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.
Из содержания приведенных положений законодательства о муниципальной службе следует, что должностная инструкция муниципального служащего - документ, регламентирующий должностные полномочия и обязанности муниципального служащего, не является нормативно - правовым актом, принимаемым в форме постановлений, распоряжений, и устанавливающим квалификационные требования. При этом законодательно не закреплено, что нормативный правовой акт, определяющий квалификационные требования, должен быть принят именно местной администрацией, т.е. мэрией муниципального образования города Черкесска.
Таким образом, принимая новое решение об удовлетворении заявления прокурора КЧР, судебная коллегия неправильно применила вышеназванные нормы законов и письмо Федеральной службы по труду и занятости от "дата" г. N ... "О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников", носящего рекомендательный характер и не имеющего юридической силы, как не прошедшего государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Доводы кассационной жалобы о том, что ошибочным является вывод судебной коллегии об обязательном наличии в разделах должностных инструкций муниципальных служащих квалификационных требований в целях прохождения муниципальной службы, аттестации, увольнении и т.д., заслуживают внимания, поскольку в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" квалификационные требования предъявляются в установленном законом порядке к гражданам, претендующим на замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, в качестве мер по профилактике коррупции, т.е. на стадии принятия граждан на муниципальную службу.
При указанных обстоятельствах, президиум Верховного суда КЧР полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 16 июля 2014 года как не отвечающее принципу законности судебных актов подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, выводы которого по существу спора являются правильными.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 390 ГПК РФ, президиум Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 16 июля 2014 года отменить, оставить в силе решение Черкесского городского суда КЧР от 14 мая 2014 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании разделов квалификационных требований должностных инструкций некоторых муниципальных служащих незаконными.
Председательствующий Р.З. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.