Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К.
судей - Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре - Азизовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района "Казбековский район" (далее МР "Казбековский район") на решение Казбековского районного суда РД от 16 июня 2014 года по делу по заявлению Идрисова Э. Р. к администрации МР "Казбековский район" о признании незаконным со дня принятия Постановления администрации МР "Казбековский район" за N 387 от 27.12.2013г. "О внесении изменений в Постановление администрации МР "Казбековский район" от 25.11.2009 года N 276,
УСТАНОВИЛА:
Идрисов Э.Р. обратился в суд с исковым заявлением к администрации MP "Казбековский район" о признании Постановления от 27.12.2013 года N 387 "О внесении изменений в Постановление администрации MP "Казбековскай район" от 25.11.2009 года N 276" незаконным со дня принятия.
Из искового заявления следует, что Идрисов Э.Р. работает учителем МКОУ "Дылымская гимназия им. Махмуда Салимгереева" Казбековского района. С 1 января 2014 года он получает заработную плату без учета компенсационных выплат за обслуживание компьютеров, за специфику работы, и помимо этого уменьшился фонд стимулирующих выплат, предусмотренный для стимулирования работников образовательного учреждения, что противоречит трудовому законодательству и конституции РФ.
Согласно ст.126 ТК РФ заработная плата работника состоит из трех частей: первая, основная часть заработной платы - должностной оклад, фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц; второй составной частью заработной платы являются компенсационные выплаты, которые выплачиваются работнику за особые условия труда, влекущие дополнительные физиологические и материальные затраты работника; третьей составной частью заработной платы являются стимулирующие выплаты, которые выплачиваются работнику за интенсивность, качество и высокие результаты работы хороший показатель своей работы.
Таким образом, уменьшение стимулирующих и компенсационных выплат влияет на уменьшение заработной платы.
В соответствии с Законом РД от 07.04.09 г. N 25 "О новых системах оплаты труда работников муниципальных учреждений РД", Постановлением Правительства РД от 08.10.09 г. N 345 "Об утверждении Положения об уплате груда работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РД", Администрация MP "Казбековский район" утвердила "Положение об оплате труда муниципальных образовательных учреждений MP "Казбековский район" от 25.11.09 г. N 276", где предусматривает компенсационные и стимулирующие выплаты работникам муниципальных образовательных учреждений. В последующих постановлениях и Правительства и Администрации района "О внесении изменений в Положение об оплате труда" компенсационные и стимулирующие выплаты оставались без изменения.
Теперь в постановление от 25.11.2009 N 276 в редакции от 27.12.2013г. внесены изменения. Так, если в Постановлении Правительства РД от 15 марта 2013г. N 129 "О внесении изменений в Постановление Правительства РД от 8.10.2009г. N 345" и в аналогичном постановлении Администрации MP "Казбековский район" от 26.03.2013г. N 113 (п. "е") предусмотренный объём средств на стимулирующие выплаты для педагогических работников общеобразовательных учреждений составляет не менее 33 процента от ФОТ, а для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений не менее 25 процентов, то в постановлении Администрации МО "Казбековский район" от 27.12.2013г. N 387 слова не менее 33% и не менее 25% заменены словами не более 35% и не более 25% соответственно, что приобретает совершенно другой смысл.
Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012г. N 2190-р "Об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты груда в государственных учреждениях на 2012-2018 гг.", Распоряжение Правительства РД от 24.06.2013 г. N 175-р "О концепции программы поэтапного совершенствования системы оплаты груда в государственных учреждениях на 2013 -2018 г.г." предусматривают увеличение заработной платы педагогических работников. А постановление администрации MP "Казбековский район" от 27.12.2013 г. N 387 "О внесении изменений в Постановление администрации MP "Казбековский район" от 25.11.2009 г. N 276" наоборот, значительно ухудшает материальное положение работников образовательных учреждений.
В судебном заседании истец Идрисов Э.Р. изменил исковые требования, и просил суд только признать незаконным со дня принятия п.12 "Изменения, которые вносятся в постановление Администрации MP "Казбековский район" от 25 ноября 2009 г. N 276 "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений МО "Казбековский район" Республики Дагестан", утвержденного постановлением Администрации MP "Казбековский район" от 27 декабря 2013 г. N 387, в котором указано: "Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований районного бюджета MP "Казбековский район", могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера.
При этом объем средств на указанные выплаты должен составлять: для педагогических работников общеобразовательных учреждений не более 33 процентов; для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений не более 25 процентов; для лиц, занимающих другие должности, не менее 15 процентов", по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Решением Казбековского районного суда от 16 июня 2014 года постановлено: "Иск Идрисова Э. Р. к администрации MP "Казбековский район" удовлетворить.
Признать незаконным со дня принятия п. 12 "Изменения, которые вносятся в постановление Администрации MP "Казбековский район" от 25 ноября 2009 г. N 276 "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений МО "Казбековский район" Республики Дагестан", утвержденного постановлением Администрации MP "Казбековский район" от 27 декабря 2013 г. N 387 "О внесении изменений в постановление администрации MP "Казбековский район" от 25 ноября 2009 г. N 276", в котором указано: "Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований районного бюджета MP "Казбековский район", могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера.
При этом объем средств на указанные выплаты должен составлять:
Для педагогических работников общеобразовательных учреждений не более 33 процентов;
для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений не более 25 процентов;
для лиц; занимающих другие должности, не менее 15 процентов".
На указанное решение Администрацией МР "Казбековский район" подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы представитель администрации МР "Казбековский район" Госенов Г.Г. указывает, что администрация MP "Казбековский район" не является для работников образовательных учреждений (кроме руководителей учреждений) работодателем, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по издания нормативных правовых актов при решении вопросов местного значения. Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Поэтому нормативные правовые акты, принятые администрацией не являются локальными нормативными актами в смысле статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе и Постановление от 27.12.2013 N 387.
Суд в своем решении указывает, что изменения значительно ухудшили положение истца по сравнению с установленными трудовым законодательством и Постановлением Правительства Республики Дагестан от 15 марта 2013 годаN 129. Однако в решении суд не указал, каким именно трудовым законодательством установлено более лучшее положение истца по сравнению с установленными Изменениями.
Кроме того, ссылка истца на Постановление Правительства Республики Дагестан от 15 марта 2013 года N 129 не состоятельна, поскольку оно касается работников государственных общеобразовательных учреждений, а не муниципальных. Указанное Постановление не может быть применено к работникам муниципальных образовательных учреждений.
Администрация также не согласна с мнением суда о том, что изданием 11 июня 2014 года при неизменившихся обстоятельствах нового постановления N 138 о внесение изменений в размер стимулирующих выплат работникам, ответчик осознал противоречие изменений в этой части, утвержденных постановлением от 27.12.2013 N 387, трудовому законодательству.
Постановление от 11.06.2014 N 138 "О внесении изменений в постановление администрации MP "Казбековский район" от 25.11.2009 N 276", которым утверждены "Изменения, которые вносятся в постановление Администрации MP "Казбековский район" от 25.11.2009 N 276", Администрацией было издано не в связи с осознанием противоречия предыдущих изменений действующему законодательству, а в связи с приведением данного положения Трудовому кодексу Российской Федерации.
На апелляционную жалобу Администрации МР "Казбековский район" заявителем Идрисовым Э.Р. поданы возражения, в которых он выражает свое несогласие с доводами апелляционной жалобы, приводя основания изложенные в исковом заявлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, заслушав объяснения Идрисова Э.Р. и его представителя Амирханова А.Д., объяснения представителей администрации МР "Казбековский район" Госенова Г.Г. и Султанмурадова С.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч.6 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Согласно ч.1 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 47 Закона установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ч.3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня принятия или иного указанного судом времени (ч.2 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
1) полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
2) форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
3) предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В пунктах 20, 21 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также разъяснено, что выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу.
Проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта необходимо учитывать, что соответствии с ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Судебной коллегией установлено, что администрацией муниципального района "Казбековский район" оспариваемое постановление не было официально опубликовано для всеобщего сведения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрацией муниципального района "Казбековский район" Госенов Г.Г. также подтвердил, что оспариваемое Идрисовым Э.Р. постановление администрации муниципального района "Казбековский район" N 387 от 27.12.2013 "О внесении изменений в Постановление администрации муниципального района "Казбековский район" N 276 от 25.11.2009 официально опубликовано не было.
Таким образом, в нарушение ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.9 и п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Устава муниципального образования "Казбековский район", порядок опубликования Постановления администрации муниципального района "Казбековский район" N 387 от 27.12.2013 "О внесении изменений в Постановление администрации муниципального района "Казбековский район" N 276 от 25.11.2009, затрагивающего права неопределенного круга лиц, соблюден не был, а потому применению не подлежит.
С учетом изложенного, решение суда является законным, обоснованным, и оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Казбековского районного суда РД от 16 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Казбековский район" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.