Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К.
судей - Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре - Азизовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации городского округа "город Избербаш" РД (далее ГО "город Избербаш") Магомедова А.Р. на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 16 июня 2014 года по делу по иску заявлению прокурора г.Избербаш Мирзалабагамаева М.Ш. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - ГО "город Избербаш" в области осуществления дорожной деятельности, и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Избербаш в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением к администрации ГО "Города Избербаш", к третьему лицу ОГИБДД ОМВД РФ по г.Избербаш, о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности, указывая, что прокуратурой г.Избербаш проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в результате которой выявлено, что в процессе эксплуатации и содержания муниципальных дорог администрацией ГО "город Избербаш" допущены многочисленные нарушения в указанной сфере деятельности.
Проведенной проверкой выявлены недостатки, выраженные в неразличимости дорожной разметки 1.14.1 "Зебра", а также отсутствии удерживающих ограждений для пешеходов на пересечении ул.Гамидова и Советская г.Избербаш, в районе МКОУ СОШ N 2, в связи, с чем просил суд признать незаконными действия (бездействия) органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности и обязать ответчика устранить указанные нарушения.
В судебном заседании прокурор г.Избербаш Мирзалабагамаев М.Ш. поддержал свой иск в части возложения обязанности на администрацию ГО "город Избербаш" на пересечении ул. Г.Гамидова и Советская г.Избербаш, в районе МКОУ СОШ N 2 установить удерживающие ограждения для пешеходов, просил удовлетворить иск в этой части по основаниям указанным в заявлении. В части возложения обязанности на администрацию городского округа "город Избербаш" на пересечении ул.Г.Гамидова и Советская г.Избербаш, в районе МКОУ СОШ N 2 нанести дорожную разметку 1.14.1 "Зебра", прокурор г.Избербаш отказался от иска, поскольку ко времени рассмотрения дела, указанные требования ответчиком выполнены и дорожная разметка 1.14.1 "Зебра" на данном перекрестке нанесена.
Определением суда от 16 июня 2014 года в связи с отказом прокурора от части заявленных требований к администрации городского округа "город Избербаш" производство по делу в указанной части прекращено.
Решением суда заявление прокурора удовлетворено. Суд признал бездействие администрации городского округа "город Избербаш" в области осуществления дорожной деятельности незаконным, возложив на администрацию городского округа "город Избербаш" обязанность обеспечить проведение необходимых работ по установке ограничивающих пешеходных ограждений - перильного типа - у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от пешеходного перехода на пересечении ул.Г.Гамидова и Советская г.Избербаш, в районе МКОУ СОШ N 2, в соответствии с ГОСТом -52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
С таким решением суда не согласился глава ГО "город Избербаш" Магомедов А.Р., в апелляционной жалобе которого поставлен вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Магомедов А.Р. указывает, что прокурор г.Избербаш не имел право обращаться в суд в порядке ст.45 ГПК РФ. В исковом заявлении, поданном в порядке ст.45 ГПК РФ, прокурор г.Избербаш не указал в интересах какого гражданина или неопределенного круга лиц он обращается в суд с иском, в чем конкретно заключаются интересы гражданина или неопределенного круга лиц, какое право нарушено, не приведен закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Полагает также, что удовлетворение Избербашским городским судом исковых требований прокуратуры ограничивает самостоятельность местного самоуправления в вопросах местного значения и нарушает имущественные права муниципального образования, поскольку согласно закону органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия в решении вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др.), а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Считает, что администрацией городского округа "город Избербаш" за последние годы проделана большая работа по улучшению состояния улиц, дорог, благоустройству дворовых территорий, строительству пешеходных дорожек и мест парковки транспортных средств, установлению дорожных знаков, светофорных объектов современного образца. Наличие и отсутствие дорожных знаков на улицах или дорогах ни в одном случае не являлось причинами совершения ДТП, а основными причинами дорожно-транспортных происшествий является превышение водителями транспортных средств скоростных режимов, непредставление преимущества проезда, выезд на встречную полосу движения, управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии.
Глава администрации ГО "город Избербаш" Магомедов А.Р. о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции надлежаще извещен, однако в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, своего представителя в суд не направил.
В силу указанного дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, заслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Гасанова З.Г., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как следует из материалов дела и установлено в суде первой инстанции, прокуратурой г.Избербаш проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено отсутствие удерживающих ограждений для пешеходов на пересечении ул.Гамидова и Советская г.Избербаш, в районе МКОУ СОШ N 2.
В силу ст.45 Гражданского процессуального права РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.9 ст.6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч.10 ст.5 вышеуказанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Как следует из п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены также в ч.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в силу п.6 ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п.12 ст.3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п.6 ст.13, ч.ч.1, 2, 3, ст.17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч.1 ст.34 от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. В силу ст.6 Закона о безопасности дорожного движения полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 8.1.1 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке.
Согласно п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289?2004 ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют:
- перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;
- перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на администрации ГО "город Избербаш" лежит обязанность по организации дорожного движения и по обеспечению безопасности дорожного движения в границах городского округа.
Судебная коллегия соглашается с доводами прокурора в том, что отсутствие удерживающих ограждений для пешеходов на пересечении ул.Гамидова и Советская г.Избербаш, в районе МКОУ СОШ N 2 влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения транспорта по автомобильным дорогам, следовательно, бездействие со стороны администрации ГО "город Избербаш" является незаконным.
Как следует из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Принимая во внимание, что наличие ограничивающих пешеходных ограждений необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории ГО "город Избербаш" прокурор обоснованно предъявил указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Таким образом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, направлены на повторную переоценку собранных по делу доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка и оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат.
Судом правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст.67 ГПК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 16 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "город Избербаш" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.