Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Слиж Н.Ю., Касянчук Е.С.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца, ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 июля 2014 г. по иску Акимова С.В. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Акимов С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия (далее - УФСБ России по Республике Карелия) о взыскании денежной компенсации за найм жилья, указав о том, что приказом директора Федеральной службы безопасности РФ N ( ... ) от ( ... ) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе уволен в запас, на момент увольнения жилым помещением обеспечен не был. Решением Петрозаводского гарнизонного военного суда от 20.05.2009 за истцом признано право на обеспечение жилым помещением в ( ... ) во внеочередном порядке. Жилое помещение Акимову С.В. по договору социального найма предоставлено ( ... ). По указанным основаниям истец просил взыскать с ответчика расходы по найму жилья за период с ( ... ) г. по ( ... ) г. в сумме ( ... ) руб., судебные расходы по делу.
Впоследствии истцом исковые требования были изменены, заявлено о взыскании с ответчика расходов по найму жилья в сумме ( ... ) коп.
Определением суда от 10.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Республике Карелия".
Решением суда исковые требования Акимова С.В. удовлетворены частично, с УФСБ России по Республике Карелия в пользу истца в возмещение денежной компенсации за наем жилья взыскано ( ... ) руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме ( ... ) коп. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
С принятым судебным постановлением не согласны истец, ответчик.
В апелляционной жалобе Акимов С.В. полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, указывает на наличие уважительных причин пропуска срока исковой давности, обращает внимание на предусмотренную законом возможность получения денежной компенсации со дня обращения гражданина, уволенного с военной службы, и за прошедшее время, но не ранее 01.01.2005.
УФСБ России по Республике Карелия в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, обращает внимание на то, что при принятии решения по делу судом не была дана надлежащая правовая оценка тому, что после увольнения со службы истец места жительства не менял, имеет в собственности иное жилое помещение, допустил злоупотребление правом при сдаче жилого помещения в г. Суоярви.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Акимова Л.В., действующая на основании доверенности, апелляционную жалобу Акимова С.В. поддержала, возражала относительно доводов жалобы ответчика.
Представитель УФСБ России по Республике Карелия Шевченко Е.В., предъявившая доверенность, полагала жалобу истца удовлетворению не подлежащей, просила об удовлетворении апелляционной жалобы ответчика.
Представитель третьего лица ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Республике Карелия" Румянцев И.В., действующий на основании доверенности, указал на обоснованность апелляционной жалобы ответчика и отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец проходил военную службу по контракту, уволен в запас Вооруженных Сил РФ приказом директора ФСБ России N ( ... ) от ( ... ) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
С ( ... ) истец состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Решением Петрозаводского гарнизонного военного суда от 20.05.2009 за Акимовым С.В. признано право на обеспечение жилым помещением в ( ... ) во внеочередном порядке.
Фактически истец и члены его семьи были обеспечены жилым помещением ( ... ), что подтверждается договором социального найма жилого помещения от ( ... ) N ( ... ).
До даты предоставления жилого помещения по договору социального найма Акимов С.В. с семьей проживали в арендуемых жилых помещениях, несли расходы по найму жилья, компенсация которых ответчиком не произведена, в связи с чем за период с ( ... ) г. по ( ... ) г. ко взысканию с УФСБ России по Республике Карелия истцом заявлены расходы в сумме ( ... ) коп.
Федеральный закон РФ от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей и гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 1 п. 1 ст. 15 названного Закона).
Для лиц, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, Закон РФ "О статусе военнослужащих" предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций на период до обеспечения их жилыми помещениями, включая ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01.01.2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих").
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2012 г. N 3-П абзац второй пункта 14 статьи 15 в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года, признан не соответствующим Конституции РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.06.2013 г. N 12-П абзац второй пункта 14 статьи 15 признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в нем норма - по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - лишает граждан, прослуживших в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации 10 лет и более и на момент увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не обеспеченных жилыми помещениями, притом что они были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций вооруженных Сил Российской Федерации, включая тех из них, кто после увольнения с военной службы избрали в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место жительства и были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей" выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г., и членам их семей осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Как следует из п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 909, решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
В соответствии с п.п. 10, 13 Инструкции о мерах по реализации в органах Федеральной службы безопасности Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 909 (в ред. Приказа ФСБ РФ от 27.10.2008 N 521) выплата денежной компенсации за найм (поднайм) жилых помещений осуществляется органами федеральной службы безопасности, в которых граждане, уволенные с военной службы, состоят на учете в части их пенсионного обеспечения, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.
Выплата денежной компенсации производится со дня обращения гражданина, уволенного с военной службы, указанного в заявлении и за прошедшее время, но не ранее 01.01.2005.
Принимая решение о частичном удовлетворении иска Акимова С.В., суд первой инстанции, руководствуясь указанными положениями закона, пришел к правильному выводу о том, что Акимов С.В., как военнослужащий, уволенный с военной службы, вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не обеспеченный таким жильем, имеет право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения вплоть до его предоставления.
При этом суд, с учетом того, что истцом ответчику выплата денежной компенсации производилась по ( ... ) г., прекращена с ( ... ) г., а с иском о взыскании компенсации по ( ... ) г. истец обратился в судебном порядке ( ... ), руководствуясь ст. ст. 196, 200 Гражданского кодекса РФ, обоснованно не нашел оснований для признания причин пропуска истцом срока исковой давности уважительными, в связи с чем требования истца удовлетворил частично, взыскав с ответчика соответствующую компенсацию за найм жилья за ( ... ) в сумме ( ... ) руб.
Доводы апелляционной жалобы истца о наличии оснований для удовлетворения иска в полном объеме, восстановления срока исковой давности, пропущенного ввиду того, что о неконституционности нормы абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" ему стало известно в ( ... ) г., а по смыслу п. 13 Инструкции о мерах по реализации в органах Федеральной службы безопасности Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 909 (в ред. Приказа ФСБ РФ от 27.10.2008 N 521) выплата компенсации за найм жилья производится со дня обращения гражданина, уволенного с военной службы, и за прошедшее время, но не ранее 01.01.2005, с учетом установленных по делу обстоятельств, отсутствия уважительных причин пропуска срока исковой давности не могут быть признаны основанием к отмене постановленного судом решения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия также находит несостоятельными. Право истца на обеспечение жилым помещением являлось предметом оценки при принятии решения о необходимости предоставления Акимову С.В. жилого помещения. Обеспечение жилым помещением военнослужащего, после увольнения с военной службы избравшего местом жительства населенный пункт, в котором проходил службу непосредственно перед увольнением, предусмотрено законом. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции также допущено не было.
В связи с изложенным, судебная коллегия находит, что доводы апелляционных жалоб правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с выводами суда по фактическим обстоятельствам, имеющим значение для дела, оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 июля 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы истца, ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.