Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Ганченковой В.А.
Тамарова Ю.П.
при секретаре судебного заседания Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 августа 2014 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе представителя ответчика УФССП России по Республике Мордовия ФИО12 на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 29 мая 2014 года.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
администрация Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обратилась в суд с иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Чамзинскому району УФССП России по Республике Мордовия Кидяевой А.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование требований указал, что в производстве судебного пристава-исполнителя ФИО13 находится исполнительное производство от 19 апреля 2011 года N7777/10/25/13 о взыскании с администрации Большеремезенского сельского поселения исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Данное постановление вынесено в связи с неисполнением требований исполнительного листа, выданного на основании решения Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 17 сентября 2007 года по гражданскому делу N2-268/2007 о возложении на администрацию сельского поселения обязанности обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет скотомогильника N4. Между тем, во исполнение указанного решения администрация обратилась в Чамзинское отделение Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия с заявкой от 15 октября 2010 года N 100 по технической инвентаризации сооружения "скотомогильник". На данное заявление было сообщено, что объект не подлежит государственному техническому учёту, так как отсутствуют признаки сооружения "скотомогильник", служба судебных приставов была об этом проинформирована. Добиваясь исполнения решения суда, администрация обратилась с письмом в управление Росреестра по Республике Мордовия, в котором просила решить вопрос о постановке на учёт объекта бесхозяйного имущества - скотомогильника N 4. На данное обращение было сообщено, что к заявлению должны быть также приложены документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный органом по учёту объектов недвижимого имущества, о данном сообщении служба судебных приставов была проинформирована. Администрацией сельского поселения 17 декабря 2013 года повторно в Управление Росреестра по Республике Мордовия было подано заявление о постановке на учёт сооружения "скотомогильник". Однако уведомлением от 31 декабря 2013 года истцу сообщено о приостановлении государственной регистрации.
По данным основаниям истец просит суд освободить администрацию Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением от 19 апреля 2011 года по исполнительному производству N7777/10/25/13.
Определением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 16 апреля 2014 года по заявлению истца произведена замена ненадлежащего ответчика судебного пристава-исполнителя ФИО14 на надлежащего ответчика УФССП России по Республике Мордовия и был привлечён соответчик ОСП по Чамзинскому району УФССП России по Республике Мордовия (л.д.1-3, 57-59).
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 29 мая 2014 год исковые требования к УФССП России по Республике Мордовия и ОСП по Чамзинскому району УФССП России по Республике Мордовия удовлетворены частично, и суд постановил уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с администрации Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия постановлением судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по Чамзинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия от 19 апреля 2011 года по исполнительному производству N 7777/10/25/13 до 3750 рублей (л.д.117-123).
Представитель ответчика УФССП России по Республике Мордовия ФИО15 подала в Верховный Суд Республики Мордовия апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что нет оснований для освобождения или снижения исполнительского сбора с должника, наложенное 19 апреля 2011 года, поскольку решение суда от 17 сентября 2007 года до настоящего времени не исполнено (л.д.126-128).
В судебное заседание представители истца администрации Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, ответчика ОСП по Чамзинскому району УФССП России по Республике Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.136-138), сельская администрация представила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие её представителя, представитель отдела о причинах неявки суд не известил, и отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика УФССП России по Республике Мордовия ФИО16 апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Проверив в интересах законности, которой не может отвечать неправильное определение ответчика по делу и неправильное применение норм об освобождении от взыскания исполнительского сбора, решение суда в полном объёме, судебная коллегия находит его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем ОСП по Чамзинскому району УФССП России по Республике Мордовия постановлением от 20 сентября 2010 года возбуждено исполнительное производство N 89/25/19175/6/2010 (в последующем N 7777/10/25/13) на основании исполнительного листа, выданного на основании решения Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 17 сентября 2007 года N 2-268/2007. Предмет исполнения: возложить на администрацию Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обязанность обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника N 4, расположенного в административных границах сельского поселения.
Данным постановлением должнику предоставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5 дней со дня получения постановления. Одновременно должник был предупреждён о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в указанный срок с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.
В исполнительном производстве имеются объяснения главы администрации ФИО17, согласно которым исполнительный документ не исполнен по причине того, что направленные сельской администрацией в Правительство Республики Мордовия документы об изменении категории разрешенного использования земельного участка, на котором размещен скотомогильник N 4, возвращены на доработку.
20 октября 2010 года техником-инвентаризатором Чамзинского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия произведено визуальное обследование сооружения "скотомогильник" о чем составлен акт N2, согласно которому не имеется признаков сооружения "скотомогильник".
Письмом от 25 октября 2010 года N 22 Чамзинское отделение филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия на письмо-заявку от 15 октября 2010 года N 100 сообщило главе администрации Большеремезенского сельского поселения, что объект "скотомогильник", расположенный примерно в 1000 "адрес", не подлежит государственному техническому учёту, поскольку отсутствуют признаки сооружения "скотомогильник", установленные законом.
Определением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 27 октября 2010 года исполнение решения суда от 17 сентября 2007 года отсрочено до 1 февраля 2011 года по причине того, что решение по переводу земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, транспорта и связи" на тот момент времени находилось на исполнении.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Чамзинскому району УФССП по Республике Мордовия Чернова А.И. от 19 апреля 2011 года с должника администрации Большеремезенского сельского поселения взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.
Сообщением от 31 мая 2011 года N 06-04/2273 управление Росреестра по Республике Мордовия на обращение главы администрации Куторкина В.П. от 24 мая 2011 года N10 разъяснило, что в представленном пакете не имеется документов, содержащих описание "скотомогильника N4", в том числе плана объекта недвижимого имущества, удостоверенного органом по учету объектов недвижимого имущества, что косвенно свидетельствует об отнесении данного объекта к движимому имуществу, совершение действий с которым в компетенцию управления не входит.
Сообщением от 30 января 2014 года N 09/022/2013-1000 управление Росреестра по Республике Мордовия отказало в государственной регистрации скотомогильника N 4, поскольку не допускается государственная регистрация прав на объект недвижимого имущества, который является неучтённым в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами, не опровергнуты, и сомнения в их достоверности не вызывают.
Удовлетворяя частично исковые требования сельской администрации об освобождении от исполнительского сбора, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что главой сельского поселения предпринимались действия направленные на постановку на учёт бесхозяйного имущества, однако невозможность постановки на учёт не влияет на обязанность сельской администрации обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный регистрационный орган. В связи с этим суд уменьшил размер исполнительского сбора.
Данный вывод суда основан на неправильном истолковании закона.
В соответствии с частями 1, 6 и 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора допускается при подтверждении должником доказательств того, что нарушение установленного срока добровольного исполнения требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязательств.
Таким образом, поскольку исполнение решения суда заключалось в обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью учёта бесхозяйного скотомогильника N 4, то ввиду невозможности постановки на учёт этого имущество, так как оно не относится к недвижимому имуществу, неисполнение требований исполнительного листа сельской администрации вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, поэтому она подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора.
В связи с этим решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Вместе с тем выводами суд о частичном удовлетворении исковых требований к ОСП по Чамзинскому району УФССП России по Республике Мордовия согласиться нельзя.
В соответствии с пунктом 1.4.3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2013 года N 74, основными задачами территориального органа являются управление районными, межрайонными и специализированными отделами (далее - структурные подразделения территориального органа).
На основании пункта 3.6 Типового положения территориальный орган является юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 13 приложения N 2 к Типовому положению территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (УФССП России по Республике Мордовия).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года, утверждённом постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2010 года, судам даны разъяснения о том, что надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, в случае, когда денежные средства, перечисленные должником в счёт уплаты исполнительского сбора, на момент обращения в суд зачислены в федеральный бюджет, должен выступать соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, ответ на процессуальный вопрос 2).
Таким образом, надлежащим ответчиком по иску об освобождении от взыскания исполнительского сбора является УФССП по Республике Мордовия, а не отдел судебных приставов по Чамзинскому району УФССП России по Республике Мордовия, который является структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов.
В связи с этим иск администрация Большеремезенского сельского поселения к ОСП по Чамзинскому району УФССП России по Республике Мордовия удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 29 мая 2014 года отменить и принять новое решение, которым иск администрации Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия к управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Чамзинскому району управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия от 19 апреля 2011 года.
В удовлетворении иска администрации Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия к отделу судебных приставов по Чамзинскому району управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия об освобождении от уплаты исполнительского сбора отказать.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи В.А. Ганченкова
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.