Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей: Старцевой Е.А., Мелехиной Т.И.,
при секретаре Комур С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Нефтяная компания "Роснефть", обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" о понуждении получить в установленном законом порядке разрешение на ввод в эксплуатацию трубопроводов, запрещении эксплуатации трубопроводов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, департамент по недропользованию по Уральскому Федеральному округу, управление по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" на решение Нефтеюганского районного суда от (дата), которым исковые требования удовлетворены частично.
На ОАО "НК "Роснефть" возложена обязанность получить в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в составе проекта "данные изъяты" в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к ОАО "НК "Роснефть", ООО "РН- Юганскнефтегаз" о запрещении эксплуатации вышеуказанных объектов отказано.
Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения представителя ответчиков Сайтчабаровой Н.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Чепуренко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, в котором просил обязать ОАО "НК "Роснефть" получить в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в порядке, предусмотренном ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Запретить ООО "РН-Юганскнефтегаз" и ОАО "НК "Роснефть", как собственнику, эксплуатацию указанных объектов капитального строительства до получения в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в порядке, предусмотренном ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешений на ввод в эксплуатацию.
В обоснование иска указал, что ходе проверки соблюдения законодательства при строительстве и эксплуатации нефтегазодобывающих скважин и линейных объектов топливно-энергетического комплекса на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлено, что ОАО "НК "Роснефть", являясь владельцем лицензий на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья в пределах "данные изъяты" лицензионных участков на территории округа, с целью оказания операторских услуг по добыче нефти и газа в пределах указанных лицензионных участков 30 июня 2013 года заключило соответствующий договор (номер) с ООО "РН-Юганскнефтегаз".
В 2013 году при выполнении условий договоров об оказании операторских услуг ООО "РН-Юганскнефтегаз" для транспортировки подтоварной воды и газоводонефтяной эмульсии в пределах вышеуказанных лицензионных участков ОАО "НК "Роснефть", введены в эксплуатацию вышеозначенные объекты, эксплуатация которых осуществляется ООО "РН-Юганскнефтегаз" в отсутствие разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, что ставит под угрозу промышленную безопасность опасных производственных объектов, сохранность компонентов окружающей среды от негативного воздействия и уничтожения, а также экологическое благополучие жителей округа.
В судебном заседании помощник прокурора Сурганов Е.А. от исковых требований в части понуждения ОАО "НК - Роснефть" получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства: в составе проекта "данные изъяты" и запрете их эксплуатации отказался. На удовлетворении иска в остальной части настаивал.
Определением Нефеюганского районного суда от 23 мая 2014 года производство по гражданскому делу в указанной части прекращено в связи с отказом истца от иска.
Представитель ОАО "НК "Роснефть" Конькова Л.А. иск не признала и пояснила, что отсутствие разрешения на ввод объектов в эксплуатацию само по себе не свидетельствует о том, что их эксплуатация создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Доказательства, свидетельствующие, о том, что в результате эксплуатации объектов, не введенных в эксплуатацию в порядке, установленном градостроительными правилами, создается непосредственная опасность, угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц прокурором не представлено.
Представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" Павлова А.Н. мнение представителя ОАО "НК "Роснефть" разделила и пояснила, что за нарушение установленного Градостроительным кодексом РФ порядка ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства предусмотрена лишь административная ответственность.
Судом постановлено указанное выше решение, которое ОАО "НК Роснефть" просит отменить по причине подведомственности заявленного прокурором иска арбитражному суду, т.к. он не обусловлен экологическими правоотношениями.
В материалах дела отсутствуют документальные обоснования уклонения Общества от выполнения обязанности по получению разрешения на ввод спорных объектов в эксплуатацию.
Находит необоснованным установленный судом срок исполнения решения суда.
Возражая против доводов жалобы, прокурор счел решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 327, 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы по равилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив их и возражения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Исковое заявление предъявлено Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором по результатам проверки в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и направлено на предотвращение негативных последствий от имеющих место нарушений требований промышленной безопасности, наличие которых Обществом не оспаривается.
По смыслу ст. 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Несоблюдение законодательства РФ и подзаконных нормативных актов в области промышленной безопасности нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Судебная коллегия отклоняет доводы ОАО "НК Роснефть" относительно нарушения судом правил о подведомственности как не состоятельные, поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований по делам данной категории не являются, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.
Исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации, что определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции (статья 126 Конституции РФ, пункт 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ).
В соответствии с положениями ч.1 ст. 21, ч.3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону, в соответствии с которым к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также токсичные вещества, которые способны при воздействии на живые организмы приводить к их гибели.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (ст.1 Федерального закона N 116-ФЗ)
Эксплуатация опасного производственного объекта в силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.
Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать ведение исполнительной документации извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, подлежащих проверке.
В соответствии со ст. 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства (п. 16 ч.1 ст.1 ГрК РФ)
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ОАО "НК "Роснефть" является владельцем лицензий на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах месторождений, на которых осуществляется эксплуатация трубопроводов и арендатором земельных (лесных) участков, на которых данные объекты построены.
Отсюда, судом правомерно возложена обязанность по получению разрешений на ввод в эксплуатацию вышеозначенных объектов капитального строительства на ОАО "НК "Роснефть".
Согласно ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Предусмотренная ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасности эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия, в том числе требованиям промышленной и экологической безопасности.
Эксплуатация трубопроводов без разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию ставит под угрозу промышленную безопасность данных опасных производственных объектов, сохранность компонентов окружающей среды от негативного воздействия и уничтожения, а также экологическое благополучие жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Доводы ОАО "НК Роснефть" о необоснованности установленных судом по правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ сроков получения разрешения на ввод в эксплуатацию производственных объектов носят предположительный характер и о незаконности решения суда в этой части не свидетельствуют.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтеюганского районного суда от 23 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нефтяная Компания "Роснефть" - без удовлетворения.
Председательствующий: Блиновская Е.О.
Судьи: Старцева Е.А.
Мелехина Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.