Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Чумак Г.Н.,
Морозовой С.Б.,
при секретаре Морозовой И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании 28.01.2015 гражданское дело по иску Корякина Д.А. к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району о признании незаконным приказа Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району об отказе в приеме заявления о принятии на учёт для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, и возложении обязанности на Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району по принятию на учёт для целей предоставления жилого помещения, государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области
по апелляционной жалобе истца на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 16.10.2014.
Заслушав доклад судьи Чумак Г.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корякин Д.А. обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным приказа Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району от ( / / ) N N об отказе в приеме заявления о принятии на учёт для целей предоставления жилого помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, и возложении обязанности на ответчика принять его на такой учёт.
В обоснование иска указал, что является лицом из числа детей-сирот, опекуном является ( / / ) Жилое помещение за ним не закреплялось, в собственности или на условиях социального найма жилья не имеет, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, зарегистрирован по адресу: ... , по месту жительства опекуна. Приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району от ( / / ) N ему было отказано в приеме указанного заявления, в связи с отсутствием права на предоставление жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, поскольку на момент подачи заявления ему исполнилось 23 года и отсутствует статус лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С решением ответчика не согласен, причину позднего обращения связывает с ненадлежащим исполнением своих обязанностей отделом опеки и попечительства и органами местного самоуправления (ему и опекуну не разъясняли его права).
Представитель ответчика Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что правом пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки лицам из числа детей-сирот предоставлено до достижения ими возраста 23 лет, поэтому Корякин Д.А., ( / / ) года рождения, впервые обратившись с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 27 лет, данное право утратил. Уважительных причин пропуска срока не имеет.
Представитель третьего лица Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, был извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от ( / / ) в удовлетворении исковых требований Корякина Д.А. отказано.
Оспаривая постановленное решение, истец указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Ссылается на то, что суд ненадлежащим образом исследовал уважительность причин пропуска срока, а также не привлек к участию в деле в качестве третьего лица Администрацию Тавдинского городского округа.
Лица, участвующие в деле, их представители в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда не явились, истец извещался о времени и месте рассмотрения дела посредством смс-извещения, отчет о доставке 30.12.2014, бывший опекун истца ( / / ) извещалась телефонограммой, направленной 29.12.2014, ответчик УСП МСП Свердловской области по Тавдинскому району, третье лицо Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области извещались простыми письмами, направленными 26.12.2014, кроме того, информация о времени, дате и месте судебного заседания была размещена на Интернет-сайте Свердловского областного суда. До начала судебного заседания от истца Корякина Д.А. поступило ходатайство об отложении судебного заседания на 2 месяца в связи с нахождением за пределами Свердловской области, приложена копия договора на выполнение подрядных работ. Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила в удовлетворении ходатайства истца отказать, поскольку с учетом фактических обстоятельств причины неявки не являются уважительными, так как истец знал, что не сможет лично участвовать в судебном заседании, однако не воспользовался своим правом ведения дела в суде через представителя, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, явка обязательной судом не признана, жалоба является подробной и мотивированной, для проверки доводов апелляционной жалобы личного участия и дачи объяснений не требуется
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что истец Корякин Д.А., ( / / ) года рождения, имел статус лица из числа детей-сирот, поскольку его мать ( / / ), являющаяся матерью-одиночкой, умерла ( / / ). Постановлением Главы Администрации N от ( / / ) над несовершеннолетним Корякиным Д.А. установлена опека, опекуном назначена ( / / ) По окончании общеобразовательной школы Корякин Д.А. обучался в ГОУ ВПО " ( / / )", получил диплом о высшем образовании N от ( / / ) в возрасте ( / / ) года. Из трудовой книжки истца следует, что после окончания университета с ( / / ) по ( / / ) он осуществлял трудовую деятельность в разных организациях ...
Из имеющихся в деле письменных сообщений органов власти и местного самоуправления следует, что какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности у Корякина Д.А. на территории Свердловской области отсутствуют, по месту своего проживания на учете нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма из числа лиц из детей-сирот, не состоял, жилые помещения за ним не закреплялись и не предоставлялись. В жилом помещении по адресу: ... 40 он состоит на регистрационном учете с ( / / ) по настоящее время. Собственниками жилого помещения являются ( / / ) и ( / / ) (бывший опекун истца).
( / / ) Корякин Д.А. обратился в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району с заявлением о направлении межведомственных запросов в соответствии с Законом N 17-ОЗ от ( / / ) "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области".
Приказом начальника Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району N от ( / / ) Корякину Д.А. было отказано в приеме заявления о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в связи с отсутствием права на предоставление жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Судом установлено, подтверждается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, что Корякин Д.А., достигший на момент обращения в Управление социальной политики ( / / )-летнего возраста, относится к лицам из детей-сирот и не обеспечен жильем по настоящее время.
Разрешая спор, суд руководствовался положениями Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу 01.01.2013, и в соответствии с п. 2 ст. 4 которого предусмотренное им правовое регулирование распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закона), в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются им по достижении возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч.9 ст.8 Закона).
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, в том числе и после достижения ими возраста 23 лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании решения Управления социальной политики незаконным, суд обоснованно исходил из тех обстоятельств, что на момент обращения Корякина Д.А. в ( / / ) году с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области его возраст превышал ( / / )-летний и уважительности причин пропуска не представлено. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, считает его основанным на фактических обстоятельствах дела и нормах законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что достижение указанного возраста безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления о постановке на учет не является, суду необходимо давать оценку причинам пропуска срока с учетом конкретных обстоятельств, судебная коллегия отклоняет по следующим причинам.
Действительно, согласно Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Как видно из определения о подготовке дела к судебному разбирательству, суд указал, что юридически значимыми обстоятельствами по делу являются уважительные причины пропуска срока подачи заявления о постановке на учет до 23 лет, обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на истца (л.д.16). В судебном заседании ( / / ) суд выяснял у истца причины пропуска срока о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д.51-оборот, 52). Согласно объяснений истца в судебном заседании, исковому заявлению, единственная причина несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет состоит в неразъяснении соответствующего права ему и его опекуну со стороны органов опеки и попечительства, органов местного самоуправления, и отсутствие у них юридических познаний.
Между тем, право состоять на учете ограничено достижением заявителем ( / / )-летнего возраста, то есть после прекращения опеки в силу достижения истцом совершеннолетия, на протяжении оставшихся 5 лет до достижения ( / / )-летнего возраста истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки ее на учет для получения жилья, однако данного права не реализовал. В силу ст.21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для их неиспользования. Иных причин, которые можно посчитать уважительными, в том числе в соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013, как то: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет, попытки встать на учет нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом не представлено.
Доводы жалобы о непривлечении в качестве третьего лица Администрации Тавдинского городского округа судебная коллегия не принимает, так как права и обязанности органа местного самоуправления не затронуты, с ходатайством о привлечении данного лица истец не обращался, жалоба он них не поступала.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 320, 327.1, ч.1 ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 16.10.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Корякина Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Ковалева Т.И.
Судьи
Чумак Г.Н.
Морозова С.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.