Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Константиновой О. В., судей Деменевой Л. С., Коренева А. С. при секретаре Верещагиной Э. А. рассмотрела в судебном заседании 12.02.2015
гражданское дело по иску Гаврилова И. Г. к Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации" (ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России") в лице Уральского филиала, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ГУ МЧС по Свердловской области) о возложении обязанности восстановить истца на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включить истца в соответствующий список
по апелляционной жалобе ответчика Федерального казенного учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в лице представителя Ощепкова О. Г. на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 16.10.2014,
заслушав доклад судьи Коренева А. С., объяснения представителя ответчика ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" - Ощепкова О. Г., поддержавшего доводы жалобы, объяснения истца и его представителя Васильковой А. В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гаврилов И. Г. обратился в суд с иском, в котором указал, что является пенсионером МЧС с " ... " по выслуге лет, проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации " ... " лет " ... " мес. и государственной противопожарной службе МЧС - " ... " лет и " ... " мес. " ... " он подал рапорт о принятии на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных словий, поставлен в очередь на улчушении жилищных условий в ГУ МЧС России по " ... ", в журнале учёта под N " ... ", то есть истец состоял на учёте в системе МЧС России. В " ... " году прибыл в г. Екатеринубрг для прохождения дальнейшей службы в порядке перемещения из " ... ". На основании заявления о постановке в очередь на улучшение жилищных словий и предоставлении служебного жилья, Гаврилову И. Г. предоставлено койко-место в ПЧ N " ... ", однако данные, на основании которых было предоставлено жилье, отсутствует, как и учётное дело. В настоящее время зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: " ... ", которая имеет статус служебного на основании договора найма жилого помещения в общежитии от " ... ". При обращении в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения" ему было отказано в обеспечении жилым помещением со ссылкой на то, что он не был принят на учёт до " ... ", а также что его учётное дело не передавалось.
От требований к ГУ МЧС по " ... " истец отказался.
С учетом изложенного поддержал требования к ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" и просил:
обязать ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в лице Уральского филиала восстановить Гаврилова И. Г. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с " ... ";
обязать ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в лице Уральского филиала включить Гаврилова ИТ. Г. в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях в системе МЧС.
Решением Октябрьского районного суда исковые требования удовлетворены в полном объёме.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом не исследованы доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что истец когда-либо подавал заявление о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, федеральным органом власти истец никогда не призывался нуждающимся в улучшении жилищных условий. Жилые помещения по социальному найму сотрудникам противопожарной службы предоставляются на общих основаниях. Истец не являлся сотрудником федерального органа исполнительной власти, к которым в соответствии с приказом МЧС России от 01.10.2004 N 458 относятся только Главные управления МЧС России в субъектах РФ. Пожарные части и отряды никогда не относились и не могут быть отнесены к федеральным органам исполнительной власти. В " ... " году Гаврилов И. Г. уволился из пожарной части - 3 ( " ... ") и выехал на постоянное место жительство в г Екатеринбург, где в " ... " году с Гавриловым И. Г. были прекращены трудовые отношения.
Заслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец Гаврилов И.Г. в период с " ... " до " ... " являлся сотрудником Государственной противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации, а с " ... " по " ... " Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Жилым помещением на условиях договора социального найма, а также иным образом в связи с прохождением государственной противопожарной службы, истец не обеспечивался.
Удовлетворяя требования истца, суд указал, что Гаврилов И. Г., будучи " ... " принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в период его службы в ПЧ-3 г. " ... " сохранил право состоять на этом учете и должен быть включен списки очередников МЧС России на получение жилья. Какого-либо дополнительного обращения с соответствующим рапортом (заявлением) в ГУ МЧС России по Свердловской области после истцу не требовалось. Непередача сведений об истце как о сотруднике Государственной противопожарной службы в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностных лиц, уполномоченных на ведение соответствующего учета, и не может влечь утрату им права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия находит указанный вывод ошибочным, противоречащий установленным обстоятельствам.
Обеспечение бывших сотрудников Государственной противопожарной службы жилыми помещениями на условиях договора социального найма осуществляется на основании ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответстии с которой (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 04.11.2014 N 342-ФЗ) сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Обязательным условием для обеспечения жилым помещением в указанном порядке являлось принятие бывшего сотрудника на учёт до 01.03.2005 в качестве нуждающегося в жилом помещении федеральным органом исполнительной власти, в котором проходили службу сотрудники.
В качестве доказательства принятия на учёт истцом представлена заверенная копия Книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ПЧ-3, где под N " ... " указан Гаврилов И.Г. и в качестве основания постановки на учёт указано заявление от " ... ".
Истец ссылается на то, что он был принят на учёт в установленном порядке в соответствии с Примерными правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" (далее - Примерные правила учёта от 31.07.1984 N 335), которыми предусмотрено ведение двух книг учёта граждан: Книги регистрации заявлений граждан о принятии на учёт, нуждающихся в улучшении жилищных условий (приложение N 1), а также Книги учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (приложение N 3).
До принятия приказа МВД РФ от 05.01.1996 N 18 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" учёт сотрудников органов внутренних дел как нуждающихся в улучшении жилищных условий производился в соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР и Примерными правилами учёта от 31.07.1984 N 335. Соответственно, до принятия иного регулирования должны соблюдаться порядок, установленный указанными нормативными актами.
Так, истец настаивает на том, что поскольку сведения о Гаврилове И. Г. были внесены в Книгу учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответственно, решение о признании его нуждающимся уже в установленном порядке было принято. Вместе с тем, в представленной копии отсутствуют другие отметки, в том числе в графе "Решение исполкома, администрации о постановке на учёт (номер и дата)".
Кроме того, в соответствии с п. 19 Примерных правил учёта от 31.07.1984 N 335 ежегодно, в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учёте для улучшения жилищных условий. Однако отсутствуют доказательства того, что до убытия в Свердловскую область в отношении него производилась перерегистрация как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В основе обеспечения жилыми помещениями за счёт государства лежит заявительный принцип. Является лишь предположением довод истца относительно того, что при переезде на новое место службы в другую область его учётное дело должно было быть передано в установленном порядке по новому месту службы. В соответствии со ст. 18 "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ... ", утвержденного Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 перемещение в другую местность возможно только с согласия сотрудника, что предполагает добровольность выезда на другое место жительства. Соответственно, данное лицо без каких-либо ограничений подлежало снятию с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на другое постоянное место жительства п. 2 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.
Приказом МВД РФ от 05.01.1996 N 18 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел", который действовал для государственной противопожарной службы в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не предусматриваются какие-либо исключения в учёте сотрудников, прибывших на новое место службы в другой местности, если они нуждаются в жилом помещении, напротив, исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы осуществляется учет только тех сотрудников, которые перемещены по службе в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны) (п. 1.3 приказа МВД от 05.01.1996 N 18).
Кроме того, в соответствии с п. 1.2.1. этого же приказа списки нуждающихся подлежали утверждению в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК. Вместе с тем, истец пояснил, что в связи с его нуждаемостью в жилом помещении он обращался по месту службы при прибытии в Свердловскую область, после чего ему было предоставлено в " ... " году койко-место в общежитии, а также в " ... " году, после чего с ним был заключен договор найма служебного жилого помещения, в котором он проживает в настоящее время. Однако сам по себе обращение о предоставлении жилого помещения, на основании которого заявитель был обеспечен служебным жилым помещением, не свидетельствует о том, что заявитель в установленном порядке был принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Вопреки доводу истца о том, что он полагал, что находится на соответствующем учёте, на заседании жилищно-бытовой комиссии " ... " ГУВД Свердловской области от " ... " был рассмотрен рапорт Гаврилова И. Г. о постановке на очередь для получения жилья и ему было отказано.
Также заявитель не обращался по поводу обеспечения жилым помещением при увольнении со службы в " ... " году, а его обращение по поводу обеспечения жилым помещением впервые последовало только в " ... " году.
Кроме того, ПЧ-3 г. " ... ", в Книгу учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий которой внесен Гаврилов И. Г. на основании заявления от " ... ", не может признана федеральным органом исполнительной власти, который принял заявителя на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Таким образом, тот факт, что более 20 лет назад по месту прохождения службы в пожарной части заявитель один раз обращался с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, при этом в последующем в установленном порядке никогда не подтверждал данную нуждаемость, не может рассматриваться как достаточный для вывода о том, что лицо с " ... " находится на соответствующем учёте лиц, нуждающихся в жилом помещении и подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований судебная коллегия находит не соответствующими закону, соответственно, решение районного суда подлежит отмене, в удовлетворения заявленных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 16.10.2014 отменить, вынести по делу новое решение, которым иск Гаврилова И. Г. к Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации" - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
О. В. Константинова
Судья
Л. С. Деменева
Судья
А. С. Коренев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.