Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 05 февраля 2015 г. по делу N 33А-183/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО8
ФИО6,
при секретаре ФИО5,
с участием представителя заявителя ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N полковника ФИО1 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части N.
Ранее от Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи 3 человека (он, жена, ребенок) ему была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 54 кв.м. в "адрес".
После расторжения брака данная квартира в 1999 году была обменяна на однокомнатную квартиру в "адрес" для бывшей супруги и дочери и комнату N в трехкомнатной коммунальной квартире в г. Москве для ФИО1, общей площадью 20,97 кв.м.
В ноябре 2001 г. ФИО1 с составом семьи 2 человека (он и новая супруга) был признан нуждающимся в получении жилых помещений.
Впоследствии в ноябре 2013 года указанная комната была приватизирована в равных долях супругой заявителя и их детьми, а в апреле 2014 г. комнаты N и N в этой же квартире были на основании договора купли-продажи приобретены в собственность в равных долях дочерью и сыном ФИО1, соответственно, 2002 и 2008 годов рождения.
На основании решения ДЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, вследствие утраты оснований дающих право на получение жилого помещения.
Полагая, что таким решением нарушаются его права, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать ДЖО МО РФ отменить его и восстановить его и членов его семьи в списках нуждающихся в получении жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ
Гарнизонный военный суд в удовлетворении данного заявления отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным в связи с неправильным применением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив его заявление.
В обоснование этого, ссылаясь на положения ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 51, 56 ЖК РФ, ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 15 и 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 г. N 424-О-О, от 1 декабря 2009 г. N 1549-О-П, от 24 сентября 2013 г. N 1318-О, п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" утверждает, что, он, будучи поставленным на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. не мог быть снят с этого учета по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
В настоящее время заявитель и члены его семьи обеспечены жилой площадью ниже нормы предоставления, что, по мнению автора жалобы, является основанием для обеспечения жильем, в том числе с учетом предусмотренного ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" права на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м., как военнослужащего, имеющего воинское звание "полковник".
Рассмотрев материалы дела и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных анализируемым Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 поступил на военную службу по контракту до 1 января 1998 г., и мог реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в вышеуказанном порядке.
Вместе с тем по смыслу приведенной нормы, Закон, устанавливая гарантии обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, как по месту прохождения ими военной службы, так и по избранному месту жительства, ставит реализацию этого права в зависимость от признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и наличия законных оснований для предоставления жилого помещения.
В соответствии с п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция) признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 от Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи 3 человека (он, жена, ребенок) была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 54 кв.м., которая после расторжения брака в 1999 году была обменяна на однокомнатную квартиру для его бывшей супруги и дочери и комнату N в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенную по адресу: "адрес", площадью 20,97 кв.м.
В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР и п. 13.1 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской думы от 31 января 2001 г. N 12 (далее - Положение), действовавших на момент постановки заявителя на жилищный учет, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не предусмотрено законодательством) и занимают жилые помещения размером менее установленной нормы на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет (норма постановки на учет).
Нормой постановки на учет является размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего и составляющий 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа.
После заключения в 2000 году брака и вселения новой супруги в вышеуказанную комнату ФИО1 на основании решения жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ был признан нуждающимся в жилых помещениях, как обеспеченные жилым помещением менее 15 кв.м. общей площади на каждого проживающего в квартире коммунального заселения.
В мае 2014 года эта комната была приватизирована в равных долях супругой заявителя и его детьми, а две оставшиеся комнаты в апреле 2013 года приобретены ФИО1 в собственность его сына и дочери.
Таким образом, к моменту принятия оспариваемого решения ДЖО МО РФ семья ФИО1, состоящая из четырех человек, проживала в трехкомнатной квартире, общей площадью 65,1 кв.м., принадлежащей на праве собственности членам семьи заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Следовательно, утрата оснований, предоставлявших право на получение жилых помещений до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для снятия граждан с жилищного учета.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Согласно п. 26.2 Положения, право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением изменения условий, в результате чего отпали основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 28 Положения не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет граждане:
- не обеспеченные жилым помещением по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилого помещения менее нормы предоставления;
- проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших жилое помещение в дополнение к занимаемому, а также использовавших субсидии, ссуды, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений.
Из материалов дела следует, что обстоятельств, указанных в п. 28 Положения, по настоящему делу не имеется, так как комната в коммунальной квартире была приобретена заявителем по его собственному волеизъявлению вследствие обмена жилого помещения, ранее полученного им от государства по нормам предоставления. При этом данная комната в результате обмена занималась только одним заявителем, то есть в тот момент он также был обеспечен жилым помещением по установленным нормам.
Кроме того, после приобретения членами семьи ФИО1 в собственность всей квартиры, это жилое помещение по смыслу жилищного законодательства утратило для семьи заявителя статус коммунального жилья.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и подп. "б" п. 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с тем, как установлено Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 1 декабря 2009 г. N 1549-О-П, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 г. принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Из изложенного следует, что ФИО1 не мог быть снят с жилищного учета по основанию, предусмотренному законодательством, вступившим в силу после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако из обстоятельств дела усматривается, что жилищные условия ФИО1 изменились таким образом, что оказались утраченными действовавшие до 1 марта 2005 г. основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Именно это обстоятельство в силу ч. 2 ст. 6 Вводного закона и является основанием для снятия заявителя с жилищного учета.
При таких установленных данных, несмотря на ошибочное применение ДЖО МО РФ в оспоренном решении положений п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и подп. "б" п. 10 Инструкции в качестве основания для снятия заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, само решение не может быть признано незаконным, в том числе потому, что оно основано на примененных к фактическим обстоятельствам настоящего дела требованиях жилищного законодательства, действовавшего до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд правильно отказал ФИО1 в удовлетворении его заявления, в связи с чем решение суда первой инстанции по данному делу следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
ФИО6
Секретарь судебного заседания
ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.