Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Комиссаровой Л.К.,
судей Спиридонова А.Е., Нестеровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петькова В.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации " ... " о признании незаконным отказа в производстве регистрационных действий, поступившее по апелляционной жалобе Межмуниципального отдела МВД РФ " ... " на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 24 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Спиридонова А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петьков В.В. обратился в суд с указанным заявлением, поименовав его исковым, мотивировав свои требования тем, что 12 ноября 2013 года он на основании договора купли - продажи у гражданки ФИО приобрёл автомобиль марки " ... " ... с государственным регистрационным знаком " ... ". Вследствие повреждения кузова автомашины он приобрёл в ООО " ... " г. Тольятти новый кузов и произвёл его замену. 06 августа 2014 года истец обратился в РЭО ГИБДД МО МВД РФ " ... " о производстве регистрационных действий, связанных с изменением регистрационных данных, не связанных с изменением конструкции автомобиля. В производстве указанных действий ему было отказано и отказ он считает незаконным. На основании изложенного Петьков В.В. просил суд признать незаконным отказ начальника МО МВД РФ " ... " от 08.08.2014 в совершении регистрационных действий, связанных с заменой кузова (рамы) автомашины " ... " с государственным регистрационным знаком " ... "; возложить обязанность на МО МВД РФ " ... " произвести регистрационные действия, связанные с заменой кузова и рамы транспортного средства.
В суде первой инстанции Петьков В.В. исковые требования поддержал. Представитель МО МВД России " ... " - Абдуллова Л.Р. в удовлетворении заявления просила отказать.
Решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от 24 октября 2014 года постановлено:
"Исковые требования Петькова В.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации " ... " о признании незаконным отказа в производстве регистрационных действий и возложении обязанности в производстве регистрационных действий по смене собственника и замене кузова удовлетворить.
Признать отказ начальника Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации " ... " от 08.08.2014 года в совершении регистрационных действий по замене кузова и рамы автомобиля марки ... , государственный регистрационный знак ... незаконным.
Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации " ... " произвести регистрационные действия по замене кузова и рамы транспортного средства - автомобиля марки ... , государственный регистрационный знак ... , принадлежащего Петькову В.В. на праве собственности."
Суд первой инстанции пришел к выводам, что замена кузова и рамы транспортного средства на аналогичный не является самостоятельной сборкой транспортного средства, а относится к капитальному ремонту. При этом истцом не производилось внесение изменений в конструкцию транспортного средства, не создавалось единичное транспортное средство. Замена кузова и рамы не относится к изготовлению транспортного средства из сборочного комплекта, либо к индивидуальному техническому творчеству.
Решение обжаловано МО МВД РФ " ... ", который в апелляционной жалобе поставил вопрос об отмене решения по мотивам несогласия с указанными выводами суда.
В суде апелляционной инстанции представители МО МВД РФ " ... " Васильев Р.Н. и Абдуллова Л.Р. апелляционную жалобу поддержали; Петьков В.В. и его представитель Харитонов В.И. просили обжалуемое судебное постановление оставить без изменения.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию судом первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
12 ноября 2013 года Петьков В.В. на основании договора купли-продажи приобрел автомобиль марки " ... " ... с государственным регистрационным знаком " ... ".
По договору купли - продажи N ... от 09.12.2013 заявитель приобрел в ООО " ... " г. Тольятти новый кузов с идентификационным номером ... , изготовленный ОАО " ... " и произвёл замену старого кузова на новый.
Уведомлением от 08 августа 2014 года МО МВД России " ... " заявителю было отказано во внесении изменений в регистрационные данные по тем мотивам, что в результате замены кузова или рамы автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другими транспортными средствами, имеющими иной идентификационный номер.
Статьей 249 ГПК РФ установлены особенности распределения обязанностей доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В соответствии с частью 1 названной статьи обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Удовлетворяя заявление Петькова В.В., суд первой инстанции исходил из того, что действия должностного лица в связи с отказом в проведении регистрационных действий по замене кузова являются неправомерными и не основанными на требованиях нормативных актов.
Указанные выводы суда первой инстанции являются правильными и не опровергаются доводами апелляционной жалобы.
По смыслу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию. В частности именно поэтому п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения.
Ссылаясь на незаконность обжалуемого решения суда, МО МВД России " ... " указывает в своей апелляционной жалобе о том, что в результате замены кузова или рамы, автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер, нанесенный на кузове или на раме. Кроме этого, замена основанных элементов базового транспортного средства подразумевает фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что впоследствии приведет к невозможности его идентификации.
Между тем, автором жалобы в соответствии с требованиями ст. 249 ГПК РФ не представлены доказательства того, что в результате замены кузова транспортное средство, принадлежащее Петькову В.В. утратило основные элементы базового транспортного средства и фактически получило технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер, нанесенный на кузове или на раме.
Постановлением Правительства РФ N 720 от 10 сентября 2009 года утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение и эксплуатации на территории Российской Федерации.
Приложением N 8 к Техническому регламенту установлены требования к маркировке транспортных средств (шасси) посредством идентификационных номеров, согласно которым на каждое транспортное средство изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет (п. 1.1). Идентификационный номер наносится в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной. Идентификационный номер должен быть нанесен четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение его знаков (п. 1.4.1 - 1.4.2).
Компоненты транспортных средств, выпускаемые в обращение в качестве сменных (запасных) частей, в своей маркировке должны содержать наименование или товарный знак изготовителя, а также, при наличии, информацию о специфических конструктивных характеристиках, влияющих на безопасность (п. 3.1)
Согласно Методическим рекомендациям ФКУ НИЦ БДД МВД России "Организация деятельности регистрационных подразделений ГИБДД по осмотру транспортных средств при совершении регистрационных действий" изменением маркировки является уничтожение первичной маркировки, удаление участка, части или всей маркировочной панели и замены ее на другую.
Таким образом, доводы жалобы, о том, что замена кузова невозможна, поскольку в результате такой замены автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и получает технические характеристики, схожие с другими транспортными средствами, имеющими иной идентификационный номер, судом обосновано признаны несостоятельными.
Выпускаемые производителями автомобили одной марки и модели имеют схожие технические характеристики, но при этом каждый автомобиль имеет свой идентификационный номер, однако это не препятствует органам ГИБДД осуществлять регистрацию вновь выпущенных и приобретенных собственниками транспортных средств.
Разделом VI Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, определены особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов. Таким образом, действующим законодательством разрешена продажа номерных агрегатов как самостоятельных объектов гражданского оборота.
Законодательство Российской Федерации в сфере отношений, связанных с гражданско-правовым оборотом транспортных средств и запасных частей к ним, не только не содержит запрет на продажу таких запасных частей к автомобилям как кузов, но позволяет выпускать как организациям, так и физическим лицам уникальные транспортные средства в единичных экземплярах.
Действующий Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не содержит положений, запрещающих замену номерных агрегатов, в том числе, кузова.
Однако при выполнении замены кузова легкового автомобиля не может не произойти изменение данных и фактическое уничтожение ранее присвоенного производителем идентификационного номера автомобиля, поскольку согласно Техническому регламенту это номер крепится на кузове, замена которого производится собственником.
То обстоятельство, что в такой ситуации утрачивается ранее установленный производителем идентификационный номер и автомобиль меняет регистрационные данные, не свидетельствует об уничтожении идентификационной маркировки по смыслу Административного регламента, и как следствие, не препятствует совершению регистрационных действий.
Предлагаемое заинтересованным лицом толкование положений п. 24 Административного регламента применительно к ситуации с заменой кузова автомобиля фактически устанавливает отсутствующий на законодательном уровне запрет на совершение таких действий и приводит к невозможности использования гражданином принадлежащего ему на законном основании имущества по его целевому назначению, т.е. влечет нарушение права собственности.
Не приведены МО МВД России " ... " и доказательства того, что транспортное средство, принадлежащее заявителю имеет скрытую, подделанную, измененную или уничтоженную идентификационную маркировку, либо признаки таких изменений, в силу чего к нему могут быть применены требования п. 24 Административного регламента, в соответствии с которыми регистрационные действия с такими транспортными средствами не осуществляются.
Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину" (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека "на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество, передавать его другим лицам, оставаясь собственником, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994г, N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке регистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Приказом МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (с изменениями, внесенными Приказом МВД РФ от 07.08.2013 г. N 605) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указанными Правилами установлен единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Согласно абз. 4 п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся действия с транспортными средствами в случае, если обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями - изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Пунктом 6 Правил установлено, что изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами. Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации (п. 8 Правил).
В силу п. 51 Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
В целях определения сроков и последовательности административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним приказом МВД России от 07.08.2013 г. N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Пунктом 9 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является: регистрация транспортного средства или отказ в регистрации транспортного средства: изменение регистрационных данных или отказ в изменении регистрационных данных: прекращение регистрации или отказ в прекращении регистрации транспортного средства: снятие транспортного средства с учета или отказ в снятии с учета.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги определен п. 24 Административного регламента и включает в себя, в том числе, обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов, в том числе утраченных (похищенных).
Действительно, согласно п. 15.4.1 Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, включает в себя свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, что в результате замены номерного агрегата в конструкцию транспортного средства в индивидуальном порядке были внесены изменения, либо оно было изготовлено в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта или явилось результатом индивидуального технического творчества, а также было выпущено в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
При таких обстоятельствах следует признать, что доводы апелляционной жалобы не опровергают установленных судом обстоятельств и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального или процессуального права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь изложенным, ст. 199, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
оставить без удовлетворения апелляционную жалобу Межмуниципального отдела МВД России " ... " на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 24 октября 2014 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.