Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего: Мжельской Г.А.,
судей: Параскун Т.И., Довиденко Е.А.
при секретаре Б.Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица администрации "адрес" Алтайского края на решение Рубцовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску по иску прокурора "адрес" Алтайского края в интересах С.В.А. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России С. Ш." о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.В.А. работает в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России С. Ш." (далее - МБОУ "Веселоярская СОШ") в должности учителя.
ДД.ММ.ГГ прокурор "адрес" Алтайского края обратился в интересах С.В.А. в суд с иском к МБОУ "Веселоярская СОШ" о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25.
В обоснование требований процессуальный истец указал, что по заявлению С.В.А. проведена проверка в МБОУ "Веселоярская СОШ", по результатам которой выявлены нарушения законодательства при начислении и выплате заработной платы. Так, проверкой установлено, что при расчете заработной платы истцу применяется районный коэффициент в размере 1,2, тогда как Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" на территории "адрес" Алтайского края с ДД.ММ.ГГ утвержден районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25. Таким образом, при расчете заработной платы в учреждении ответчика следует применять районный коэффициент в размере 1,25. Несоблюдение работодателем требований законодательства существенным образом нарушает права истца на получение заработной платы в полном размере. Заработная плата, в силу ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит пересчету за последние три месяца, начиная с 01.08.2014.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд признать за С.В.А. право на получение 1,25 районного коэффициента к заработной плате на постоянной основе с ДД.ММ.ГГ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" и обязать МБОУ "Веселоярская СОШ" произвести перерасчет заработной платы С.В.А. с ДД.ММ.ГГ до вынесения судебного решения путем начисления районного коэффициента к заработной плате в размере 1,25.
Решением Рубцовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
За С.В.А. признано право на получение 25% районного коэффициента к заработной плате на постоянной основе с ДД.ММ.ГГ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края".
На муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России С. Ш." возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы С.В.А. с ДД.ММ.ГГ до вынесения судебного решения путем начисления районного коэффициента к заработной плате в размере 1,25.
Взыскана с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России С. Ш." государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб. в доход бюджета муниципального образования "адрес" Алтайского края
В апелляционной жалобе третье лицо администрация "адрес" Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", которым на территории "адрес" Алтайского края с ДД.ММ.ГГ утвержден районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25, не содержит императивных предписаний и не устанавливает обязательный для применения в расчете заработной платы районный коэффициент. По своему содержанию правовые предписания в данном Постановлении носят диспозитивный характер, и их применение является правом субъекта.
В письменном отзыве на жалобу комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края просит апелляционную жалобу удовлетворить, соглашаясь с позицией третьего лица администрация "адрес" Алтайского края.
В письменных возражениях процессуальный истец прокурор "адрес" полагает решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
В суде в апелляционной инстанции прокурор Фомина П.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда постановленным законно.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.
Разрешая спор, суд установил, что МБОУ "Веселоярская СОШ" является юридическим лицом - бюджетным учреждением, состоит на учете в налоговом органе, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе и уставом.
С.В.А. с ДД.ММ.ГГ состоит в трудовых отношениях с МБОУ "Веселоярская СОШ" в должности учителя русского языка и литературы, с должностным окладом "данные изъяты" руб. в месяц, что подтверждается копией трудового договора.
Судом установлено, что заработная плата истцу начислялась с учетом районного коэффициента 1,20, что сторонами по делу не оспаривалось.
Согласно п.2.21 Положения об оплате труда работников МБОУ "Веселоярская СОШ", утвержденного приказом директора образовательного учреждения 14.02.2012, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент) работникам учреждения устанавливаются в размере 20% и начисляются на всю заработную плату, включая тарифную ставку (оклад), повышающие коэффициенты, компенсационные и стимулирующие выплаты (л.д.28).
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
По правилам ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
В силу ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
"адрес"ов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами С., дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. Нормативные акты С. и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, в силу положений ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Согласно совместному Постановлению Государственного комитета Совета М. С. по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС *** от 17.08.1971, размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
Распоряжением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГ N 4-р размер районного коэффициента повышен с 1,15 до 1,20.
Постановлением Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с ДД.ММ.ГГ районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для "адрес".
На основании Постановления Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ расходы на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, районный суд обоснованно исходил из того, что заработная плата работников организаций, расположенных в регионах с неблагоприятными климатическими условиями должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент за работу в указанном районе.
Доводы жалобы третьего лица администрации "адрес" Алтайского края о том, что указанное Постановление Правительства Российской Федерации носит диспозитивный характер и не содержит императивных предписаний, обязательных для применения в расчете заработной платы районного коэффициента в размере 1,25, подлежат отклонению, так как основаны на неправильном толковании норм материального права, исходя из следующего.
Так, решение об установлении районного коэффициента в размере 1,25 принято уполномоченным государственным органом - Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие и источники финансирования затрат на эти цели.
Отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края.
В силу ст. 115 Конституции Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, нормы закона, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского районного суда Алтайского края от 27 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица администрации Рубцовского района Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.