Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Довиденко Е.А., Параскун Т.И.
при секретаре "данные изъяты"
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица Комитета по образованию администрации Рубцовского района на решение Рубцовского районного суда Алтайского края от 26 ноября 2014 года по делу
по иску прокурора Рубцовского района в интересах З. к МБОУ "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени героя России Сергея Шрайнера" о защите трудовых прав.
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Рубцовского района обратился в суд в интересах З. к МБОУ "Веселоярская СОШ имени героя России С.Шрайнера" с иском о признании за З. права на получение районного коэффициента к заработной плате в размере 25% на постоянной основе с (дата), возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет истцу заработной платы за период с (дата) до вынесения судебного постановления с учетом районного коэффициента в размере 25%.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что З. состоит в трудовых отношениях с МБОУ "Веселоярская СОШ" в должности учителя. Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631 с (дата) на территории Рубцовского района утвержден районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25. Однако в ходе проведенной прокуратурой проверки по обращению З. по вопросу неправильного начисления заработной платы было установлено, что районный коэффициент ей начисляется работодателем из расчета 1,2, что нарушает права истца на получение заработной платы в полном размере. С учетом положений ст. 392 Трудового кодекса РФ прокурором заявлены вышеуказанные требования за три месяца, предшествующих дате подаче иска.
Решением Рубцовского районного суда от 26 ноября 2014 года исковые требования удовлетворены. Судом постановлено:
Признать за З. право на получение 25% районного коэффициента к заработной плате на постоянной основе с (дата) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края".
Обязать МБОУ "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Шрайнера" произвести перерасчет заработной платы З. с (дата) до вынесения судебного решения путем начисления районного коэффициента к заработной плате в размере 1,25.
Взыскать с МБОУ "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Шрайнера" государственную пошлину в размере "данные изъяты" в доход муниципального образования Рубцовский район Алтайского края.
В апелляционной жалобе третье лицо Комитет по образованию администрации Рубцовского района просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указано, что постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 для Алтайского края утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,15. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N 4-р районный коэффициент рабочих и служащих в Рубцовском районе повышен с 1,15 до 1,20. Указанные документы до настоящего времени не отменены и не изменены. В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям устанавливается Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов за счет средств субъектов РФ. Постановление Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631, которым установлен районный коэффициент 1,25 на территории Рубцовского района, не содержит императивных предписаний, не устанавливает обязательный для применения размер районного коэффициента. Правовые предписания данного постановления создают границы, в рамках которых субъект правоприменения полномочен совершить определенные действия (принять или не принять правовой акт об увеличении размера коэффициента) или наоборот воздержаться от их совершения.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике поддержал доводы Комитета по образованию администрации Рубцовского района.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Рубцовского района просит оставить решение суда без изменения, указывая, что выводы третьих лиц о рекомендательном характере постановления Правительства РФ, установившего размер коэффициента 1,25, противоречит требованиям Конституции РФ об обязательности к исполнению на территории РФ нормативных правовых актов Правительства РФ; нормы данного постановления имеют прямое действие и не нуждаются в дублировании в нормативных актах органов власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления.
В суде апелляционной инстанции представитель прокурора Рубцовского района Ф. возражала против отмены решения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителя процессуального истца Ф., проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Судом установлено, что З. с (дата) состоит в трудовых отношениях с МБОУ "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Шрайнера" в должности учителя английского языка.
Согласно п.2.21 Положения об оплате труда работников МБОУ "Веселоярская СОШ", утвержденного приказом руководителя *** от (дата), выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент) работникам учреждения установлен в размере 20% и начисляется на всю заработную плату, включая тарифную ставку, повышающие коэффициенты, компенсации и стимулирующие выплаты.
Как следует из материалов дела, З. заработная плата начисляется с учетом районного коэффициента 20%.
В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" для Алтайского края утвержден районный коэффициент в размере 1,5.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N 4-р "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в отдельных районах Алтайского края" размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Рубцовского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20. Указанный коэффициент применяется в порядке, установленном Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 01.01.1998 районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Рубцовского района. Расходы, согласно Постановлению, на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции правомерно руководствовался вышеназванным Постановлением Правительства РФ о повышении районных коэффициентов для отдельных районов Алтайского края.
Доводы жалобы о том, что данное Постановление носит рекомендательный характер и для его реализации необходимо издание соответствующего нормативного правового акта краевого уровня, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 районный коэффициент к заработной плате на территории Рубцовского района определен в размере 1,25.
В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное Постановление подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса.
Как правильно указано судом первой инстанции, довод о рекомендательном характере данного Постановления противоречит требованиям ст.115 Конституции Российской Федерации, согласно которой постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Кроме того, Постановление N 1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом - Правительством Российской Федерации; в этом Постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие и источники финансирования затрат на эти цели.
Отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого Постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.
Иных доводов, влияющих на законность решения, апелляционная жалоба не содержит. Оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского районного суда Алтайского края от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица Комитета по образованию администрации Рубцовского района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.