Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Игнатьева В.П.,
судей Чумак Г.Н.,
Ишенина Д.С.
при секретаре Морозовой И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании 06.02.2015 гражданское дело по иску Воронкова А.В. к Военному комиссариату Свердловской области об отмене решения об уменьшении надбавки за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет процентной надбавки за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет процентной надбавки за выслугу лет
по апелляционной жалобе истца Воронкова на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 19.11.2014.
Заслушав доклад судьи Чумак Г.Н., объяснения истца Воронкова А.В., представителей ответчика Военного комиссариата Свердловской области Корневой Н.С., действующей на основании доверенности от ( / / ), Кикиморина П.П., действующего на основании доверенности от ( / / ), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воронков А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области об отмене решения об уменьшении процентной надбавки за выслугу лет, произвести перерасчет.
В обоснование иска указал, что является получателем пенсии по выслуге лет как военнослужащий. С ( / / ) Военным комиссариатом Свердловской области был произведен перерасчет пенсии, а именно была снижена надбавка за выслугу лет с ( / / )% до 20%, поскольку был исключен период его службы в Вооруженных силах Украины с ( / / ) по ( / / ). Считает, что он проходил службу не по контракту, а был призван на военную действительную службу, поэтому действия ответчика являются незаконными.
Уточнив исковые требования, просит суд отменить решение Военного комиссариата Свердловской области об уменьшении надбавки за выслугу лет, возложить обязанность произвести перерасчет процентной надбавки за выслугу лет из расчета ( / / )%, включив период действительной военной службы в Вооруженных силах Украины с ( / / )
Представители ответчика против удовлетворения иска возражали.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от ( / / ) в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела. Настаивает на том, что он не проходил службу по контракту, в связи с чем к нему не должны применяться соответствующие нормативно-правовые акты.
В суде апелляционной инстанции истец поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители ответчика Кикиморин П.П., Корнева Н.С. просили оставить решение суда без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, Воронков А.В. в период с ( / / ) по ( / / ) проходил службу в Вооруженных силах СССР, с ( / / ) по ( / / ) проживал на территории ( / / ), принял гражданство ( / / ), проходил службу в Вооруженных силах ( / / ). В ( / / ) Воронков А.В. уволился из Вооруженных сил ( / / ) в запас по состоянию здоровья, с ( / / ) до ( / / ) получал пенсию в соответствии с законодательством ( / / ). В ( / / ) истец переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в г. Екатеринбург, принял гражданство РФ, с ( / / ) является получателем военной пенсии в Российской Федерации, при исчислении пенсии надбавка за выслугу лет составила ( / / )%, с учетом периода прохождения службы в Вооруженных силах ( / / ) и выслуги более 25 лет. С ( / / ) размер надбавки за выслугу лет решением Военного комиссариата Свердловской области изменен, надбавка за выслугу лет составила ( / / ) %, с учетом периода ( / / ) лет ( / / ) дн., при этом из выслуги лет был исключен период прохождения военной службы в Вооруженных силах Украины с ( / / ) по ( / / ).
Разрешая возникший спор, суд исходил из положений международных соглашений, в частности, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992, Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 N 306-ФЗ, принял во внимание Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1074 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" и пришел к выводу о том, что спорный период военной службы в Вооруженных Силах Украины обоснованно исключен ответчиком при исчислении выслуги лет истца для назначения процентной надбавки.
Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения, в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим засчитывается военная служба (в том числе на льготных условиях) в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу. В то же время согласно части 2 данной нормы размер денежного довольствия для назначения пенсии военнослужащим определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие.
В вышеприведенной статье Соглашения для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (часть первая), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (часть вторая) установлены отдельные правила применения законодательства. По этой причине выслуга лет для назначения пенсий, исчисленная по законодательству государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет.
В Определении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 19.03.2012 "О разъяснении консультативного заключения от 09.12.2009 N 01-1/2-09" прямо указано, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства - участника Соглашения на постоянное место жительства в другое государство -выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет.
В Российской Федерации порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки определяется ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 N 306-ФЗ и Постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" от 21.12.2011 г. N 1074.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении, в том числе, периоды:
а) военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств-участников Содружества Независимых Государств;
в) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);
д) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
В вышеуказанных нормативных актах определены периоды, подлежащие включению в выслугу лет для назначения надбавки, и оснований для включения спорного периода не имеется. Воронков А.В. проходил службу и был уволен в отставку из Вооруженных Сил Украины, т.е. в Вооруженные силы Российской Федерации в установленном порядке не переводился. Кроме того, истцом не подтверждено прохождение службы в Вооруженных Силах Украины на основании заключенного Российской Федерацией и Украиной соответствующего международного договора или соглашения о военном сотрудничестве.
Проверяя доводы жалобы о том, что истец вступил в правоотношения по получению пенсии с 01.01.2011, судебной коллегией установлено, что ранее действовавшее законодательство содержало аналогичные нормы. Так, в соответствии с Правилами исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 524 от 14.07.2000, в выслугу лет военнослужащих для назначения процентной надбавки за выслугу лет засчитывается в календарном исчислении военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников Содружества Независимых Государств, в том случае, если они в установленном порядке были переведены в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (пп. "в" п.2); военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве (пп. "д" п.2).
При таких обстоятельствах, период службы истца в Вооруженных Силах Украины с ( / / ) ( / / ) не подлежит зачету в выслугу лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет. В этой связи решение Военного комиссариата Свердловской области о перерасчете размера процентной надбавки исходя из 13-летней выслуги является обоснованным.
Истец в апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а именно неприменение п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 г. N 1074, в соответствии с которым отдельным категориям военнослужащих (в том числе проходившим действительную военную службу) засчитываются иные периоды службы, к которым относится и срок службы в Вооруженных Силах Украины.
Пунктом 11 указанного Постановления предусмотрено следующее: отдельным категориям военнослужащих в выслугу лет включаются в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, иные периоды военной службы, в том числе исчисленные на льготных условиях.
Данная норма имеет бланкетный характер, т.е. отсылает к законодательству Российской Федерации, которое было применено судом первой инстанции при разрешении данного спора. Истец ошибочно полагает, что он относится к "отдельным категориям военнослужащих", а его служба в Украине к "иным периодам военной службы".
Также истец указывает на то, что к нему не должны применяться положения Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 г. N 1074, и ранее - Постановления Правительства Российской Федерации N 524 от 14.07.2000, так как они применяются к военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, он проходил действительную военную службу, был кадровым офицером, а не служил по контракту.
В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту) (пп.2 ст.2). Таким образом, иных оснований прохождения военной службы, кроме указанных, законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 11.02.1993 N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" также была предусмотрена служба по контракту и по призыву. Федеральным законом от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" предусмотрены разные виды выплат для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту, при этом военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются дополнительные выплаты, в том числе ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания, Правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки, определяются Правительством Российской Федерации (чч.12-14 ст.2), военнослужащим по призыву данный вид дополнительной выплаты не предусмотрен (ч.10 ст.2).
Таким образом, кадровая (действительная) военная служба не предусмотрена законодательством Российской Федерации начиная с 1993 года, при реализации пенсионных прав военнослужащим учитываются положения действующего законодательства, в связи с чем доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы искового заявления, они были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки суд апелляционной инстанции не находит.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 19.11.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Воронкова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Игнатьев В.П.
Судьи: Чумак Г.Н.
Ишенин Д.С.
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.