СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 22 января 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации МР "Печора" на решение Печорского городского суда Республики Коми от 27 октября 2014 года, которым администрация МР "Печора" обязана предоставить Кисилеву В.Н. на состав семьи ... человек благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, установленным жилищным законодательством, на территории ... , общей площадью не менее ... кв.м.,
заслушав доклад судьи Захваткина И.В., заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Печоры обратился в суд с иском в интересах Кисилева В.Н. к администрации МР "Печора" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи ... человек, общей площадью не менее ... кв.м. общей площади, в пределах территории ...
Третьим лицом по делу привлечен Комитет по управлению муниципальной собственностью МР "Печора".
Суд принял указанное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба с требованиями об отмене решения в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Кисилев В.Н. "Дата обезличена" рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации МР "Печора" от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" Киселев В.Н. был определен в детское государственное учреждение и за ним было сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: "Адрес обезличен"
В соответствии с актом обследования городской межведомственной комиссии N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" закрепленное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Распоряжением администрации МР "Печора" от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" Киселев В.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений.
До настоящего времени Кисилеву В.Н. благоустроенное жилье не предоставлено.
Разрешая спорные правоотношения, суд пришел к выводу, что истец имеет право на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Законом Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 07 декабря 2012 года N 104-РЗ, вступившим в силу с 01 января 2013 года, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
Статьей 1 указанного Закона Республики Коми от 07 декабря 2012 года N 104-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.
Суд первой инстанции, установив, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список таких лиц, нуждающихся в жилых помещениях, достиг возраста 18 лет, закончил пребывание в учреждениях для детей-сирот и первоначальное обучение в образовательном учреждении, пришел к обоснованному выводу о праве истца на жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договору найма специализированного жилого помещения.
Не оспаривая право Кисилева В.Н. на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, ответчик в апелляционной жалобе указывает о несогласии с решением суда в части размера предоставления жилого помещения площадью не менее ... кв.м.
Судебная коллегия отклоняет доводы жалобы, считая их основанными на неправильном толковании норм материального права.
При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, суд верно руководствовался действовавшими нормами статьи 10 Закона Республики Коми от 04 июля 2006 года N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми", предусматривающие предоставление жилого помещения общей площадью 33 кв.м. на одинокого гражданина.
Ограничение в размере предоставления жилого помещения по норме, установленной органом местного самоуправления, было исключено Законом Республики Коми от 29 декабря 2011 года N 165-РЗ, которым внесены изменения в часть 1 статью 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ, вступившего в силу с 01 января 2012 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно подчеркивал, что изменение законодателем ранее установленных правил предоставления льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдались принципы предсказуемости социальной политики, поддержания доверия граждан к закону, а также и к его правовой определенности, направленной на сохранение разумной стабильности правового регулирования, и установление соответствующих механизмов по сохранению и возможному увеличению объема социальных гарантий (Постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 июля 2005 года N 246-О и N 303-О и др.).
Правовые позиции Конституционного Суда Республики Коми в постановлении от 11 июля 2011 года сводятся к тому, что в связи с вступлением в силу Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ (в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ) условия предоставления жилых помещений относящимся к категории одиноких граждан в сфере жилищных отношений и нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно ухудшились, и эти лица без какого-либо правового обоснования и веских причин были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 кв.м.
Кроме того в постановлении указано, что предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в части размера жилого помещения, подлежащего предоставлению в соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по норме предоставления, установленной в соответствующем муниципальном образовании, подлежат отклонению, как основанные на неправильном применении норм материального права.
Также в указанной части заслуживают внимания обстоятельства, что в соответствии с пунктом 6 "Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1203, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере ... кв. м., что свидетельствует о возможности получения жилой площади в таком размере.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, основанная на правильном применении норм материального права к установленным правоотношениям.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 27 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МР "Печора" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.